О неразумном богаче. Ч. 19 Притчи Христовы

Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания,
(т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.




16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17. и он рассуждал сам с собою:

что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19. и скажу душе моей:

душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20. Но Бог сказал ему:

безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты

заготовил?

21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.



(Св. Евангелие от Луки 12:16-21)





Толкования.

Рассказана эта притча как предостережение человеку не копить земные богатства, “ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” ,то есть человеку не прибавится многих лет жизни и здоровья оттого, что он богат.
Смерть же особенно страшна тем людям, которые никогда о ней не помышляли и к ней не готовились.



В этой малой притче сказано все, что надо для нас: сказано о двух путях, по которым идут люди, сказано о тех, кого Священное Писание называет людьми душевными, плотскими, и которых огромное большинство среди людей; сказано и о тех, которых несравненно меньше: сказано о людях духовных.

Указаны два пути жизни: путь служения плоти своей, похотям своим, и путь служения духу.




Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам и выражениям следующие значения:

«Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» – и бедняк говорит:

что мне делать? я не имею...

И богач говорит: что мне делать? я не имею…

Тем показано, что в богатстве человек не обретает спокойствие и от того, что много собирает, лишь преумножает грехи.

«Сломаю житницы мои и построю большие» – тем обличено безумие богача и тщетность его забот:
а если на будущее лето урожай в поле будет еще более, ты опять сломаешь и опять построишь? И какая нужда ломать и строить?

Утробы нищих - вот тебе житницы. Они могут и вместить многое, они и неразрушимы и нетленны, ибо небесны и божественны, так как питающий бедного - питает Бога.

«Хлеб мой и все добро мое» – ещё одно безумие богача: он не считает их даром от Бога, а считает их плодом собственных трудов.

Я, - говорит, - не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться. Все это добро - не Божие, а мое, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им.

«Душа! много добра лежит у тебя на многие годы» – сам назначает себе долголетнюю жизнь, как будто и долголетие он получил от возделываемой им земли.

«Ешь, пей» – благо души неразумной, отягощенной плотскими хотениями.

«Веселись» – страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями.

«В сию ночь душу твою возьмут у тебя» – у праведника не отнимают душу, но он с радостью предает её Богу.
У грешника душа забирается ангелами подобно сборщикам податей, против воли должника.
Грешник, оплотянил душу, сделал её телом и землёй, что чрезвычайно затрудняет отделение оной. «Ночью» возьмут душу, ибо грешник не имеет озаряющего света богопознания.









Иллюстрация - Притча о безумном богаче. Эжен Бернанд.


Рецензии