Кинодостоевский
Творчество Балабанова чем-то схоже, по-видимому, с произведениями Достоевского. Если бы Фёдор Михайлович дожил до изобретения синематографа и взялся за кинокамеру, наверное, у него бы получилось нечто похожее на балабановские фильмы. Зрелище это всегда непростое (и пусть никого не обманывает широкая популярность «Брата» и «Брата-2», - она обеспечена лишь самым верхним слоем этих произведений, но тоже немаловажна, поскольку говорит о попадании «в нерв»). Порой - болезненное и даже паталогичное (но ведь маркиз де Сад от этого не перестаёт быть интересным писателем). Но всегда - завораживающее и очень глубокое, и это ощущают даже те, кто и слыхом не слыхивали слова «метафизика».
Замечательный мыслитель и культуролог Григорий Померанц, говоря о Достоевском, называл это открытостью бездне. Вот эта открытость, судя по фильмам, была и в Алексее Октябриновиче. Но, как говаривал другой неглупый дядька, когда ты вглядываешься в бездну, она в это время тоже с тебя глаз не сводит. А иногда и затягивает…
Но именно из этого головокружения над пропастью («Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю»), из этой игры в гляделки с бездонностью, надо полагать, и получается выдающийся художественный результат. И именно по нему следует судить мастера. Всё остальное – схемы, более или менее убогие просто потому, что они схемы.
Впрочем, с творчеством А. Балабанова надо быть осторожным. Как всякое сильно действующее лекарство при передозировке оно может вызвать отравление. Больным поможет, а тем, кто кажутся себе здоровыми – наоборот. Они перестанут себе таковыми казаться и от этого почувствуют себя нехорошо.
А теперь на волнах нашей радиостанции прозвучит песня Леонида Фёдорова «Душа», украсившая наряду с несколькими другими прощальный фильм А. Балабанова «Я тоже хочу»:
https://www.youtube.com/watch?v=Z0pRTaAt1wA
Свидетельство о публикации №119022603506