Животное и человек

        Наибольшую значимость имеет следующее общее положение: все животные развивают органы, соответствующие особенностям определенной среды, определяющей их жизнь. Эта специализация определенных органов ведет к тому, что все животные превосходят человека какими-либо особыми свойствами. Однако это превосходство означает вместе с тем и сужение. Человек избежал подобного специфического развития каких-либо отдельных органов. Вследствие этого он, уступая животным в развитии отдельных органов, превосходит их по своим потенциальным возможностям, благодаря своей неспециализированности.

            К. Ясперс.


      Из животных органов ничто в человеке не развилось в сторону количественной и качественной аккомодации, это правда. Человек - совершенно побочная ветвь животного мира, уникальный отросток: он развил руку, развил прямохождение и развил общение. И эти "три кита" и сделали его человеком.
Рука стала универсальным внешним органом, изменившим структуру всех предыдущих животных органов, не сразу, конечно же, но тяжело и постепенно. Прямохождение позволило открыться миру как "свободному пространству", то есть такому пространству, из которого исключён сам человек. Общение окончательно вынесло человека из всего царства живого на собственную платформу.
      Человек сделал ставку не на органы восприятия, а на органы действия, и эти действия, ох как далеко его завели. Клыки хищника или клюв птицы - тоже в известном смысле среда и место их обитания, а также суть и артефакт животного рода, понятно, что если ты кошачий хищник, то ты будешь иметь то-то и то-то в своём арсенале средств добычи. Но обезьянье царство предпосылкой таких артефактов имело вовсе не "достоинства хищника", а скорее "гибкие руки и ноги". То есть достаточно пластично развитые конечности, позволяющие телу совершать множество разнообразных движений.
      Человек лишь заострил эти размытые общие способности обезьян - сосредоточил их на руке как кисти, и ноге как стопе. Изготовление орудий - это рука, прямохождение - это стопа. И две этих "заострённых точки" повели человека в резкий отрыв.
      Таким образом, благодаря развитию этих внешних органов, человек начал выдвигаться в мир - как бы из самого себя простираться в мир всё дальше и дальше. Пройдёт немало тысячелетий прежде чем философ Хайдеггер сможет написать об этом процессе совершенно по-философски: бытие есть бытие-в-мире. Но такое бытие-в мире зарождалось ещё там... в этой вынужденной выдвинутости из себя в неведомые пространства. Рука бежала впереди, ползла за предметами, нога скорее измеряла, чем открывала мир - хотя это крайне странно звучит, ведь нам кажется что перемещаясь мы открываем. Но нет, мы обманываемся, и животное отлично перемещается, но при том не открывает мир, - мир открывает, формирует и комкует "преобразование" - творю и произвожу вновь, и тем самым постигаю, а это - рука.
       Значит в мир первым делом простиралась рука, за ней голова, переводящее добытое в мир через общение, а нога окончательно обмеряла и размечала пространства.
       Никакие открытия руки, а через неё и головы не держались бы долго, не будь общения и языка, так все они совместно - долго и тяжко производили на свет человека.
       И когда человек уже значительно выделившись из природы получил такую возможность как сравнить себя с ней, он обнаружил между собой и царством всего остального животного мира неустранимые отличия. Как факт. Но когда-то тот факт был генезисом.
       Постичь этот факт как генезис - одна из интереснейших тайн человечества, мы её ещё только приоткрываем, мы только начали удивляться тому, что вообще способны в эту сторону смотреть.


Рецензии