Самое мучительное в искусстве найти свой голос

«Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони…», а что останется после меня, какой след я оставил на земле, в чем смысл и миссия моей жизни? Наверное, эти вопросы задает себе каждый взрослый, состоявшийся человек. Однако особенно актуально и остро эта тема встает перед людьми творческих профессий, налагающих на них исключительную ответственность.

Творец – звучит, конечно, значимо и гордо, но будут ли ценны и интересны твои произведения людям будущих поколений? Сохранится ли вообще хоть что-нибудь из созданного тобой, или безвестно канет в Лету, не оставив даже никакого намека о том, что ты жил, чем дышал и творил…

КОЛЬ ДОЖИТЬ НЕ УСПЕЛ, ТАК ХОТЯ БЫ ДОПЕТЬ…

Наш сегодняшний рассказ об удивительном человеке, талантливом, самобытном балаковском художнике Валерии Кузнецове, который трагически погиб в начале 90-х, в возрасте 45 лет. Он покинул этот мир на самом пике своего профессионально пути и творческих исканий. За двадцать лет Валерий Дмитриевич сотворил двести, написанных маслом картин, воспевающих родной город, его историю и красоту волжской природы.

В жизни живописца было несколько творческих периодов, каждый из которых ярко отражает пути напряженного внутреннего поиска, как в живописи, так и в собственном переосмыслении жизни. По этому поводу в записной книжке Валерия Кузнецова сохранились выстраданные, много раз взвешенные и обдуманные мысли «для личного пользования»:

 «Я не ищу славы. Я считаю, что наш город интересен». «…Нужно в искусстве петь своим голосом. Самое мучительное – найти свой голос».

И он, наверное, еще при жизни сумел понять, что у него получилось достичь, или вплотную приблизился к заветной цели. По крайней мере, балаковские художники, работавшие в один период с Валерием Кузнецовым, констатируют, что он сумел найти «свой голос» и написать свои неповторимые «певучие» картины.
 
Вглядываясь в его работы, и в самом деле вдруг начинаешь слышать звучание чистых, неповторимых, как сама природа, мелодий. Они все разные: хрустально-пронзительные звуки весны и ребячьего восторга – в картине «Ледоход на Волге,  в летних волжских пейзажах слышатся тягучие бурлацкие мотивы и лиричные, расплывающиеся до просторных горизонтов русские напевы.

 В своем, как оказалось, последнем творческом периоде, Валерий Кузнецов попытался отобразить трагическую тему старообрядчества. А точнее, несгибаемую прочность веры, которую не удалось растоптать ни российским царям, ни большевикам. В его картине «Протопоп Аввакум»  явственно слышится финальная нота оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Эту финальную ноту оркестр держит 23 секунды, а кажется - целую вечность. И это тот феноменальный случай, когда звучит уже не оркестровая музыка, а голос Бога…

КАНУВШИЕ В ЛЕТУ ЗАБВЕНИЯ

В марте 2011 года в Городском выставочном зале состоялась персональная выставка Валерия Кузнецова, посвященная памяти художника. В моих руках оказалась ксерокопия текста выступления одного из самых уважаемых и признанных балаковских художников Сергея Серова, написанного им собственноручно к этому событию. Мастерски владея как кистью, так и словом, Серов обычно выступал без «бумажки». К счастью, в этом случае он изменил своей привычке, и мы теперь знаем, какими словами оценил Сергей Георгиевич творчество своего коллеги и товарища. Вот, что он сказал…

«Я держу в руках фотография 1976 года. Участники выставки балаковских художников выстроились в фойе ДК Строителей на фоне своих произведений. Их около 30-ти человек: полные надежд и творческих амбиций, они стоят сплоченной группой, молодые, красивые и талантливые! Иных уж нет, а те далече… Из всех участников той группы осталось 2-3 человека. Нет среди живущих и Валерия Кузнецова.

Чем прирастает культурное наследие города, особенно такого молодого, как наш? При отсутствии глубоких культурных и духовных традиций Балаково развивался как индустриальный промышленный центр Поволжья. Уже в мою бытность возникли музеи города: филиал Радищевского и местного краеведческого музея, пока работает городской выставочный зал. Но много ли работ балаковских авторов пополнили их коллекции? Ведь именно художники оставляют после себя память о своем времени и месте, где родились и жили. Память вещественную и живую, рассказывающую потомкам, как и чем они жили, что любили или ненавидели.
Из тех 30-ти, сгинувших в лету забвения, благодаря или вопреки – повезло не многим! Усилиями родственников и краеведов в памяти народной остались, пожалуй, Геннадий Голобоков и Николай Шаруев.

Валера Кузнецов – случай особый! Будучи профессиональным художником, он рано реализовался творчески, проявив себя в первую очередь, как стилист. Его новаторские поиски, формы выражения и сегодня выглядят свежо и современно. Но главной заслугой Валеры, как художника, является глубоко организованный симбиоз формы и содержания его произведений. Мало кому удавалось передать романтику молодого, строящего города, вдохнуть в картины нечто живое, эстетически красивое, а у него это получалось!

Будучи уроженцем и патриотом своего города, Валера горячо интересовался историей Балакова. В последние годы его жизни появился цикл работ о староверах, первых поселенцах балаковской земли, трудом и благочестием поднявших многие населенные пункты Поволжья и Заиргизья. Вышла в свет книга «Балаковская поэма» Евгения Запяткина с репродукциями картин Валерия Кузнецова. К 60-летию художника эта книжка скромная, но весомая веха памяти о нем тех, кто его знает, и тем, кому предстоит узнать о художнике Валерии Кузнецове.

ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ!

20 марта 2019 года Валерию Дмитриевичу Кузнецову исполнилось бы 70 лет. В феврале (дата уточняется) в ГВЗ состоится открытие персональной выставки, приуроченной к юбилею художника. В экспозиции будут представлены работы, сохраненные вдовой живописца Т.П. Кузнецовой.
Балаковцы, не упустите редкую возможность своими глазами увидеть подлинники работ, на которых запечатлены исторические моменты превращения маленького одноэтажного Балакова в крупный промышленный центр. Вы увидите узнаваемые пейзажи, с такой любовью увековеченные нашим земляком.
Редакция газеты благодарит Т. П. Кузнецову за предоставленные материалы, а также за то, что сохранила творческое наследие своего мужа! Низкий Вам поклон!


Рецензии
ИНТЕРЕСНЫЙ ОБРОЗ

Джюнара Нуриев   11.09.2019 13:44     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Джюнара!

Алексей Толин   12.09.2019 10:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.