Без ответа

       То, что я прежде называл волей, теперь мне кажется отчаянием молодости. Это — смелость, которая рождается тоской о недостижимой, лучшей доле, когда опостылит все вокруг своей ложью и хочется либо все бросить и бежать без оглядки, либо все переломить. Поступки, совершаемые в такие моменты, имеют вид волевых. Но в действительности они именно отчаянные. Безответственные перед собою и перед людьми. И юные годы именно такой безответственностью и хороши. О ней-то и вспоминает с грустью обременённый ответственностью, порабощённый долгом взрослый человек.

           К. Федин.


       Искать для себя лучшей доли - может быть это ответственность перед собой?!
       Юность инстинктивно рвётся к первой и последней ответственности, а потом гаснет, и начинаются все эти многочисленные ответственности бог знает перед чем.
       Снова двусмысленность понятия "ответственность", также как и двусмысленность любого понятия вообще, уводит нас от понимания правды. Зрелый человек - ответственный человек? Но не мёртвый ли человек? Если из-под бремени он не кажет головы, если его нет, то кто же отвечает?
А самый лучший - ребёнок, который вообще вроде бы не ответственный, "не знает ещё жизни", как у нас говорят, жестокий. Но не жесточе ли незнания ребёнка мертвячина зрелости? И не перебираем ли мы тут лишь различные достоинства, как ещё не приобретённые, так уже и утраченные с течением времени? Временные достоинства по сути.
        Однако "ответ", способность отвечать, я глубоко уверена в этом, не зависит от времени, этой способности не учатся, а получают её в дар или не получают.
        Мысль Федина невольно выстраивает мир по линейке: от совершенно безответственного ребёнка, через юношу сталкивающегося с ответственностью и пытающегося её превозмочь к зрелому возрасту полного смирения перед НЕОБХОДИМОСТЬЮ ОТВЕТА. Линейка образуется из-за привязки ко времени и возрастам.
        И как бы это ни было очевидно, я всё же смею утверждать, что бывают дети - более "ответные", чем многие многомудрые мужи, и даже более того, что именно дети по существу своему более всего и "ответны" - правда не в тех областях, в которых мы хотели бы получить от них ответ. Если дети не в состоянии соответствовать меркам взрослой жизни, то это ещё не значит, что мир, живущий и поющий в них не откликается ответом на каждую встречу.
Это мы сами уходим из непосредственности вопросов и ответов живого мира, сами почитаем развитием социальное закрепощение, сами положили себе на душу так, что взрослые смыслы ценнее детских. Но ныне приближается к нам такое время, когда и этот, казалось бы бесспорный факт, будет поставлен под вопрос. Не ценнее ли детские ценности?
        Почему ответственный взрослый человек обязательно ответит кому-нибудь по телефону, даже если у него кошмарное состояние и душа в лепёшку, но скорей всего ничего не ответит, если случайный ветерок на прогулке коснётся его щеки и спросит "чего ты хочешь?". Что это за "ответственность" такая и перед чем она держит ответ? Перед собственным рабством кобылы, тянущей воз истории?
        Ответ предполагает восприятие вглубь и время вызревания в душе. В противном случае, он не ответ, а реакция. Но восприятию вглубь подвержена чистая и свободная душа, не покалеченная ещё взрослым "ответственным бытованием". Покуда взрослый хранит ребёнка в себе, он жив, - когда хранит и культивирует. Потому что в каждом из нас, "поскреби нас" - торчит ребёнок. Но ребёнок прибитый, заставленный, позабытый и бесправный, а главное, стыдящийся своей ребячести. Хранить и культивировать ребёнка в себе - иметь совершенно иную позицию. Это значит, отдавать приоритет "вечному детству" и считать подобное не только не зазорным, но единственно удачным решением жизни.

        У нас все вокруг считай ответственные и воспитанные, но когда болит душа - ответа получить неоткуда - нет ответа, сырость ощущается и глухота, и как раз незрелость - куда ни ткнёшься, в науку ли, в культуру - повсюду "шерстяное сердце", как в крымской легенде(железное стучит, каменное тоже отзывается, а шерстяное гасит любой звук).
        Ну а если я не хочу получать ваших "ответов", они мне сто лет не нужны в такой проекции - в "туда-сюда" передаче сигналов, а меня нет, и если я под ваши ответы не хочу ощущать только такие подразумевающиеся вопросы, в общем если я не хочу ни ваших вопросов, ни ваших ответов - тогда я буду молчать, и я буду безответственным, я буду "нехорошим" - идиотом, профаном, подлецом, не желающим играть в общую игру. Как мне найти свой ответ в вашем душном мире "зрелости"?


Рецензии