О человеке, просящем хлеба в полночь. Ч 18

5. И сказал им:

положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему:

друг! дай мне взаймы три хлеба, 6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

7. а тот изнутри скажет ему в ответ:

не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.


(Св. Евангелие от Луки 11:5-8)



«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят!»

(Лк. 11:9, 10)



Толкование.


Полночь — последние дни человеческой жизни, когда человек начинает сочувствовать добру и устремляется к Богу или период искушений.
Друг, к которому приходит человек с просьбой дать взаймы хлеба — Бог.
Три хлеба — вера в Святую Троицу или спасение тела, души и духа от искушений.
Друг, пришедший в гости к человеку — ангел, явившейся за человеческой душой.
Дети, покоящиеся на постели — люди, обратившиеся к Богу и удостоившиеся быть рядом с ним.

Гостеприимство было и остается одним из важных элементов человеческих взаимоотношений у восточных народов.

В Иудее во время жизни Иисуса Христа хозяин дома был обязан накормить странника, который оказал честь его дому, прося ночлега. И гостеприимство не зависело от того — богатый дом или бедный, есть ли хлеб в доме или нет.

В этой притче человек попросил хлеба, причем не для себя, а для гостя. Хозяин дома, в дверь которого стучался просящий хлеба, собрался отказать, мотивируя отказ тем, что “и двери закрыты, и дети спят”. Казалось бы, дети спят — это очень сильный аргумент. В те годы дети спали на полу вместе со всеми, так как в большинстве домов была только одна комната. Двери запирались на массивный засов, и шум при их открывании мог разбудить всех в доме. Не переставаемый стук в дверь тоже разбудил бы всех в доме. Стучавший проявил упорство — был неотступен. И по «неотступности его», в переводе с греческого «из-за назойливости его», и еще по смущению хозяина дома, в который стучался человек (ведь на следующее утро пошли бы по селению слухи о нарушении закона гостеприимства), он получил хлеб.

Эта «назойливость», упорство в достижении цели, настойчивость — хорошие качества, особенно если проситель настаивает не ради себя, а ради другого человека, поступая, как Авраам, который неотступно просил не о себе, а о Содоме (Быт. 18:23-33).

Человек может также молиться и о себе и получать от Бога просимое.

Эта притча свидетельствует о необходимости постоянства в молитве. Ведь Бог может не сразу дать то, о чем человек просит.

Однако Бог хочет, чтобы просимое было согласовано с Его волей, а молитва являлась молитвой веры и надежды. Бог знает, что лучше для нас. Но всегда человек должен знать и верить, что его прошение Бог исполнит в свое время и в наиболее полезной форме, если просимое согласуется с Его волей. Никогда Небесный Отец не даст вредного для человека.

«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него»
(Лк. 11:13)


Рецензии