Это не любовь
Все фирменные штучки режиссера имеются. Во-первых, откровенность почти тошнотворная, зато отрезвляющая. Во-вторых, странная интригующая картинка (тут вот думаю, это такая фишка оператора? но в других фильмах это тоже есть, значит, режиссер?) - в данном случае прием "рыбьего глаза". В-третьих, то самое удивительное долгое послевкусие, когда размышляешь над фильмом не день, не два, и каждый раз все глубже проникаешь в замысел, находишь второй-третий смысл в каждой сцене. Круто же! Думаю, что все, кто хотел, уже посмотрели, поэтому позволю себе спойлеры. А иначе как еще можно обсудить кино?
Итак, дело было в Англии времен войны с французами. Королева Анна, главная героиня картины - женщина больная, стареющая и очень одинокая, несмотря на огромное количество свиты и фаворитку Сару Черчилль, герцогиню Мальборо, которая на правах подруги детства и любовницы фактически захватывает власть в королевстве и отстраняет Анну от государственных дел.
Сара предстает перед нами властной и жестокой интриганкой, не способной смягчать удары, резкой в своих суждениях. Она регулярно унижает и обесценивает не только слуг и придворных, но и саму королеву. Глядя на нее, мы понимаем, что власть развращает.
Юная кузина Сары - Эбигейл - девушка тяжелой судьбы. Ее желание выбиться из грязи в князи так велико, что она с отчаянием последнего шанса хватается за любую возможность, не брезгуя предательством, подлостью и даже убийством. Она готова на все, лишь бы не превратиться в шлюху для грязной солдатни. Потому что она знает, что это такое - испытала на себе. Но вот какая штука: как только она приближается к королеве, как только власть над старой больной и несчастной калекой попадает в ее работящие руки, Эбигейл тут же перестает быть симпатичной, утрачивает эмпатию, сочувствие к слабому, уязвимость, за которую мы так ее полюбили вначале.
Вот это двойное преображение персонажей пробирает до дрожи. Сара и Эбигейл как будто меняются местами - не только физически, но и морально. Последние сцены с Сарой вдруг демонстрируют нам, что она симпатична, добра и способна на хорошие чистые чувства. Мы понимаем внезапно, что она по-своему любит королеву, привязана к ней, возможно, болезненно привязана. Мы видим, что она честна не из жестокости, а по свойству характера - точно так же она честна по отношению к себе. И прекрасно осознает, что свое обещание сделать из Эбигейл убийцу, она выполнила - на свою голову.
Да и королева совершенно очевидно питает к Саре глубокие чувства, Но гордость и опять-таки развращенность властью не дает им возможности к примирению. Вообще игра Оливии Колман превосходна. Если в первых сценах мы видим выжившую из ума несимпатичную избалованную инфантильную старуху, которая даже не знает, что в ее стране идет война, то самая последняя сцена открывает нам бездонную глубину трагедии ее одиночества, ненасытной жажды любви, самого естественного желания на кого-то опереться. Мы понимаем, что все, что было до этого, только поверхность ее внутренних жестоких страданий.
И все, что ей остается - увы, это ее кролики, воплощение нерожденных детей.
Лантимос препарировал три разных типа женщин и вывел чуть ли не антифеминисткую формулу неудачи. Безграничная власть портит женщин, делает из них настоящих монстров. каждая из них способна и на любовь, и на искреннюю дружбу, и на сочувствие - ровно до тех пор, пока это не касается их борьбы за власть. И в этой борьбе все три проигрывают.
Вы же знаете, что все три женские роли здесь получили Оскар? Дело нешуточное. И Рэчел Вайс, и Эмма Стоун играют превосходно. Смотреть - одно удовольствие.
Смотрели? Какие впечатления?
Свидетельство о публикации №119022305979
Вот интересно, когда я искал ‘Фаворитку’ в сети, попал на сайт, на котором он как бы был, но на самом деле там выложили ‘Прощай моя королева’, с Леа Сейду, о Марии Антуанетте. Тоже интересно сравнить.
Валентин Емелин 23.02.2019 21:14 Заявить о нарушении
Юлия Ви Комарова 24.02.2019 12:49 Заявить о нарушении