Вера и заблуждение

Что такое вера? Зачем вообще во что-то верить? Начиная с религии (крайне неоднозначной и переоценённой штуки, я бы сказал), заканчивая банальной всемирной историей. Выражая свою позицию по этому поводу, должен сразу отметить, что, лично для меня, вера и заблуждение — две, постоянно коррелирующие точки, мерцающие в разумах людей то тут, то там, и не дающие человеку полной возможности оценить ту или иную ситуацию. Подобно песчаной буре, вера во что-то не даёт нам целостно взглянуть на какое-либо обстоятельство, чтобы адекватно его проанализировать. Когда мы верим, мы начинаем лениться. Безусловно, лень — качество, присущее исключительно умному человеку, и я всячески одобряю это качество в людях и ценю его наряду с эгоизмом и чёрствостью, однако, в данном контексте, я использую «лень» немного в другом значении. Тут я говорю именно о парализованности человека, верящего во что-то: в своё светлое завтра, в богатейшее вчера и в многообещающее сегодня. Люди, которые веруют, не видят сути — они не могут адекватно воспринимать информацию сквозь беспросветную призму своих заблуждений (а, как правило, вера во что-то приводит именно к этому).

А что же такое заблуждение? А заблуждение — это синоним «веры». В данном тексте эти слова, по сути, никак не связанные, будут синонимичными. Представьте, что вы в пустыне. Вы пробираетесь по песку, солнце печёт, Вы не знаете, куда идти, и неистово хотите пить. И вот, к Вам подходит старец, демонстрирующий какую-то бумажку, похожую на карту, и пытающийся объяснить, что за вот тем холмом Вы найдёте оазис. Вы верите, идёте туда, Вы тратите последние силы на то, чтобы переползти этот холм, но, в конце концов, никакого оазиса там не оказывается. Что делать? Что бы это значило? Заблуждение? Стойте, погодите, была ведь вера только что? Так вот этим примером я хочу показать, что «вера» и «заблуждение» — понятия, как я уже говорил выше, постоянно коррелирующие и имеющие невероятно тонкую грань.

Конкретизация — одно из моих любимых занятий, хотя, в каких-то ситуациях всё диаметрально противоположно. Если углубляться в тему веры и переходить, так сказать, на личности (в широком понятии), первое, что приходит на ум — религия. Многие почему-то интересовались, верю ли я в Бога. Я отвечал, что верю, но всегда уточнял, что делаю это исключительно тогда, когда получаю какую-либо выгоду. Когда же речь идёт о жертве своего времени, сил, привычек, а иногда и денег, то совершено не хочется делать всё это, только чтобы укрепить веру в книженцию, скомпонованную из еврейских сказок. Разумеется, когда ты сидишь и думаешь о смысле жизни и о том, что ждёт тебя после неё, осознание того, что там будет обычная темнота, так угнетает и обессмысливает твоё существование, что будет глупо не выдумать себе какой-нибудь забавный и интересный конец. Но мы же с Вами ленивые. Зачем нам что-то придумывать, если кто-то когда-то сочинил всё за нас. Вообще, по моему мнению, у религии есть три стадии своеобразного развития. Первая стадия — её появление. Оно тесно связано с тем, что люди хотели во что-то верить; люди хотели знать, что в конце жизни их не поглотит тьма, ведь это было бы действительно, что называется, банально. Какой-то умный человечек (возможно даже группа), который особенно хотел во что-то верить, имеющий выдающиеся литературные способности, решил сочинить замечательную вещь, называемую сегодня Библией, в которой расписал своё представление о смысле нашей жизни и о смерти. Благодаря исключительному владению языком (по тем меркам, разумеется), эта книжечка завоевала сердца, а вместе с тем и разумы (но об этом позже) огромного количества людей. Это, что касается появления и распространения религии. Если говорить о второй стадии, то важно заметить сообразительность людей, которые к этой стадии религию и подвели. Какие-то мудрые правители в какой-то прекрасный день или ночь вдруг поняли, что религия - вера, а вера, в свою очередь, — подчинение. И тут парням в голову вдарило: так религия — идеальный способ управления массой. Именно массой — не народом. С тех пор религию начали использовать, как рычаг управления быдло-державами (а как раз на базе таких, поверьте, образовалось большинство нынешних стран). Ограниченное стадо, верящее в то, что им навязали, и готовое сгинуть ради этой идеи — не прелесть? Давайте вспомним замечательное противоречие распространения христианства в истории: светлая и добрая религия, принуждение к вере в которую происходило посредством сдирания шкур и публичной казни тех, кто был против неё. До третьей стадии долго тянуть не пришлось. Появилось больше неверных. Появилось больше атеистов. Появилось больше тех, на которых религией ты уже не подействуешь. Она попросту вышла из моды. Понимая тот факт, что религия теряет свой былой смысл и свою былую значимость, умные правители решили, что надо с оставшихся хотя бы деньги содрать. Таким образом, в наши дни религия — не что иное, как повсеместное сдирание денег с безобидных, ни в чем не виновных людей, разумы которых оказались отуманенными этим страшным делом. Религия, к сожалению, постепенно превращается в такую же, до отвращения, грязную сферу, как политика. Начиная с несравненного патриарха, заканчивая, простите, машинами, стоящими у церквей.

История — моя больная тема. Дело в том, что, в силу направленности моей деятельности, я должен изучать историю (вещь, конечно, противная, но без неё никуда). Изучать то я её изучаю, но верить — не верю. Почему я должен верить в массу документов, подтверждение которым я уже никогда точно не получу? Безусловно, в истории есть события, наличию которых мы можем верить наверняка, но, простите, пересчитать эти события можно по пальцам одной руки. В основе своей, история — идеально написанная, составленная огромным количеством искусных писателей книга, в которую умудрилось поверить невероятное число людей по всему миру. Если говорить о вере в историю, нужно понимать, что история — это сказка. Поэтому, задаваясь вопросом, верите ли Вы в историю, задайтесь вопросом, верите ли Вы в сказки. Верить в историю, конечно, можно, в этом нет никаких проблем. Только нужно понимать, что черпать примеры из истории, тем самым наращивая своеобразный опыт — дело рискованное, потому что, имея опыт, составленный из сказочных примеров, вряд ли Вы сможете им адекватно воспользоваться. Вообще, история — великолепный способ искривить реальность путём искривления прошлого. Например, чтобы мы не думали, что сейчас всё ужасно, нам придумывают байку, мол, раньше всё было намного страшнее, и мы начинаем жить по принципу «а ведь могло бы быть и хуже», что в корне неверно. Таким образом, те, кто искажает реальную историю, получают с этого собственную выгоду, не задумываясь о последствиях. А последствия таковы, что, с каждым таким искажением, от истории, как от пазлов, отсоединяются кусочки. Истины становится меньше, лжи — больше. И, как итог, сейчас мы имеем, как я упоминал выше, сборник сказок, который на процентов десять может совпадать с реальной историей. Завершая тему истории, хочу сказать, что вера в историю — добровольное введение самого себя в огромное заблуждение. Возможно, кому-то так будет легче жить. Но, сейчас, решите для себя, а комфортно ли Вам будет жить всю жизнь в одном большом заблуждении?

Когда человек говорит о вере, невольно думается и о вере в будущее. Вера в будущее —именно та вещь, о которой я не смогу выражаться так резко и однобоко, как люблю. А всё потому, что вера в будущее может быть как большим-большим заблуждением, так и огромным мотиватором. Причём, одно другому не мешает. Есть такая умная вещь. Не знаю, кто сказал, да и процитировать не смогу слово в слово. Постараюсь передать основной смысл: чтобы достичь каких-то целей, ставьте цели, которые намного выше тех, которых Вы хотели изначально. Грубо говоря, если Вы хотите переехать с окраин города в центр, поставьте цель улететь жить в другое государство. Конечно, переехать в другую страну будет очень сложно, но, добиваясь этой цели, Вы уж точно сможете себе позволить переехать в центр Вашего города. Однако, вера имеет и обратную сторону. Она может подавать ложные надежды, которые направят Вас совершенно не в том направлении, в котором нужно на самом деле. Поэтому, вера в будущее — дело весьма опасное. С этим нужно быть крайне осторожным, иначе Вы рискуете потерять любой смысл в жизни, не добившись грандиозных целей, в достижение которых верили.

Подытоживая, хочу сказать, что перед каждым всегда стоит выбор: верить или нет. И вот тут любой человек выбирает для себя, как ему жить. Мы не можем не верить, но мы можем постараться делать это по отношению к тем вещам, в которых уверенны сильнее, чем в себе. Вера во что-то может помогать людям покорять вершины, двигаться вперёд, не останавливаясь, и добиваться огромнейших целей, но, в то же время, эта штука может выйти вам боком. Веря в какую-то идею, Вы всегда можете оказаться заложником огромного представления, никак не контактирующего с реальностью. И вот тогда, когда это заблуждение повергнет Вас и обезоружит, жалеть будет уже поздно.


Рецензии