Мауриц Эшер - Пространство бездны

Эшер - автор гениальных преображений пространства. Он создал сферу непредставимого, внутри которой наш разум успокаивается под воздействием силы новой, особой гармонии. Гармонии, в которую заключены кажущиеся несоединимыми объекты, образы, смыслы. Эшер восстает против евклидового представления о мире. Он показывает, что само отрицание неизбежного при построении необходимо гармоничного образа - может быть также гармоничным. У Эшера отрицание евклидовых законов - не есть разрыв связей, но их перепостроение в новом нерушимом единстве по принципу уверенности в том, что разорванное и разорванность - самостоятельно мыслящее состояние! Эшер знает, что можно доверить ей - разорванности - самой вывести себя в новое соединение. Надо только не давать ей вернуться к исходному единству, простоту которого силой художественного отрицания - он не приемлет. Тогда разорванность неизбежно будет искать другой выход. Эшер наслаждается тем, как его мысль запрещает рвущиеся к простоте устремления внутренней гармонии объекта. Тогда происходит страшное. Концы граней разорванного им куба отчаявшись соединиться в привычную глазу фигуру - отправляются как будто в бездну. Эшер держит руку в бездне, давая время и власть разорванности соединиться по-новому. В его руке тот же куб возвращается из бездны - начавшим ту трансформацию, которая не должна была быть предназначена для этого мира. Не нашим глазам - да и не глазам вовсе - была предназначена эта трансформация. Но мы видим её благодаря воле художника, благодаря его праву творца бывать одновременно в сограненных мирах, проскальзывая то в одну плоскость, то в другую. Фигуры и образы Эшера все носят на себе отпечаток познания двоемирия. Оттого мы ощущаем какой-то особый, до предела спокойный порядок, который уже не рушится - защищенный законами бездны, освобожденный отсутствием присутствия здесь, в привычном мире. Эти законы, созерцание их воли в образах Эшера - дают нам надежду на НЕ-прекращение бытия при неизбежном погружении в бездну живого, трепещущего человеческого разума. Который каждое мгновение ощупывает свои пульсации, пытаясь уверить себя, что он еще присутствует в состоянии осознания себя как существующего целого! Нас охватывает ужас снова и снова при мысли, что эта пульсация может закончиться, закончиться присутствие... Эшер успокаивает нас, погружая в бездну - и держа там нас - в своих руках художника, руках, оставшихся живыми после погружения в иные законы!


Рецензии
Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам
М.К.Эшер (1)

В искусстве был он как Эйнштейн
Для физики вперёд-смотрящий,
В нём было множество идей
Пространства-времени парящих. (2)

Его трёхмерный парадокс,
Мозаику гравюр волшебных,
Геометрический гипноз
Метаморфоз всех форм нетленных. (3)

Его фракталы впереди
Математических понятий. (4)
А парадоксы те могли
С Зеноном рядом стать, как братья. (5)

Он этим близок к Леонардо -
Он математику не знал,
Но не-Евклидово пространство
Он чувствовал, изображал.

Его не сразу все признали -
Удел всех гениев, но всё же -
Теперь музей его. И в зале
Искусство с магией похоже.

10-28-18
(1) Мауриц Корнелиус Эшер 1898-1972 — нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель импорта

(2) Считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

(3) Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

(4) Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).

(5) Апории Зенона — внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве, автором которых является древнегреческий философ Зенон Элейский (V век до н. Э.

С уважением

Оскар Хуторянский   17.04.2019 14:28     Заявить о нарушении