Имя на поэтической поверке. Михаил Анчаров

«Песню о России» впервые исполнила молодая певица Валентина Толкунова, в первом советском сериале «День за днём» 1971-1972 год, который пользовался огромной популярностью, состоял из 17-ти серий, снятых Центральным телевидением СССР.

    «Песня о России». («Ты припомни, Россия»).

Ты припомни, Россия,
Как всё это было,
Как полжизни ушло
У тебя на бои,
Как под песни твои
Прошагало полмира,
Пролетело полвека
По рельсам твоим.

И сто тысяч надежд
И руин раскалённых,
И сто тысяч салютов,
И стон проводов,
И свирепая нежность
Твоих батальонов
Уместились в твои
Полсотни годов.

На твоих рубежах
Полыхают пожары.
Каждый год – словно храм,
Уцелевший в огне.
Каждый год – как межа
Между новым и старым.
Каждый год – как ребёнок,
Спешащий ко мне.

На краю городском,
Где дома – новостройки,
На холодном ветру
Распахну пальтецо,
Чтоб летящие к звёздам
Московские тройки
Мне морозную пыль
Уронили в лицо.

Только что нам зима-
Ведь проклюнулось лето!
И, навеки прощаясь
Со старой тоской,
Скорлупу разбиваем
Старухе-планете-
Молодая выходит
Из пены морской.

Я люблю и смеюсь,
Ни о чём не жалею,
Я сражался и жил,
Как умел – по мечте.
Ты прости, если лучше
Пропеть не умею.
Припадаю, Россия,
К твоей красоте!

В съёмках, первого в истории страны телесериала, киноповести, состоящей из 17-ти серий, участвовали 144-е артиста, из 11-ти театров Москвы, такие известные как Вячеслав Невинный, Нина Сазонова, Алексей Грибов, Юрий Горобец, Алексей Эйбоженко, Ангелина Степанова и другие.

Действие по сценарию, происходит в начале 1970-х годов.
Герои телеповести – жильцы большой коммунальной квартиры, разные семьи, в частности, Якушевы и Баныкины. Соседи становятся почти родственниками и судьбы их тесно переплетаются.

Старый дом идёт на слом и всем соседям предстоит расселение по разным квартирам…
Режиссёр телесериала, Всеволод Шиловский, основоположник жанра многосерийных фильмов. Илья Катаев автор музыки ко всем песням, в телесериале «День за днём».
 «Ты припомни, Россия» («Песня о России»), «Стою на полустаночке» и «Кап-кап» - стали классикой советской песни.

Песню «Стою на полустаночке» в фильме исполняла актриса Нина Сазонова, которую позже стала исполнять Валентина Толкунова, с разрешения Нины Сазоновой.

Основное, что необходимо сказать, среди создателей данного сериала – Михаил Анчаров – уникальное явление русской культуры. Поэт-фронтовик, основатель жанра авторской песни, писатель, драматург, сценарист, живописец.

Так вот, сценарий киноповести и песни в ней, а песен аж15-ть, принадлежат Михаилу Леонидовичу Анчарову, который является одним из первых исполнителей в жанре авторской песни.

Песни из фильма «День за днём»:

«Песня о циркаче», «В германской дальней стороне», «Кап-кап», «Глоток воды», «Я ночью шла по улице», «Об относительности возраста», «Звук шагов», «Ты припомни, Россия», Слово «Товарищ», «Мне приснились сырые проталины», «Аэлита», «Стою на полустаночке», «Ты прости меня, дерево»,»Она была во всём права», «Воспоминание о Москве».

Во время съёмок фильма, автор сценария, Михаил Леонидович, в квартире которого шла работа над сценарием, перенёс инфаркт.

Создателям сериала пришло 300 тысяч писем, что является рекордом, не побитым до сих пор.

Надо сказать, что Владимир Высоцкий называл Михаила Анчарова, который был старше на 15-ть  лет, и с которым они постоянно общались, первым бардом и своим учителем и пел его песни: «Баллада о парашютах» и «Маз».

Особое место в стихах и песнях Михаила Анчарова занимает тема войны, ведь он сам воевал, участвовал в боевых действиях и видел всё своими глазами.

Михаил Леонидович Анчаров, родился в еврейской семье, 28 марта 1923 года в Москве.

Отец – инженер-конструктор Леонид Михайлович Анчаров, участник Гражданской войны, работал на Московском электроламповом заводе, в начале двадцатых годов принимал участие в монтаже башни радиостанции имени Коминтерна (Шуховская башня на Шаболовке).

Мать Евгения Исаевна Анчарова – учительница немецкого языка.

В 1930 году Миша поступил в первый класс, вместе с младшим братом Ильёй, посещал ещё музыкальную школу, по классу рояля и детскую изостудию. Игре на гитаре научился самостоятельно.

Миша очень любил стихи, много читал, но учился не очень хорошо, с трудом воспринимая математику с физикой.

После окончания школы, в 1940 году поступил в Архитектурный институт. В 1941 году, с началом войны, Леонид, с первого курса Архитектурного института, приходит в райвоенкомат, с просьбой направить учиться на лётчика.

Его просьбу отклонили и по направлению, сдав экзамены, поступил в Военный институт иностранных языков Красной Армии, на отделение китайского и японского языка.
В конце октября1942 года, институт был перевезён в Узбекистан, город Фергана, позже в Ставрополь-на-Волге, ныне Тольятти. Окончил его в 1944 году.

Далее проходил службу в Воздушно-десантных войсках. В качестве военного переводчика с китайского языка был направлен на Дальневосточный фронт, участвовал в боевых действиях Советской Армии в Маньчжурии, связанных с освобождением Китая от японских оккупантов.

Родина высоко оценила ратный труд Михаила Анчарова, он был награждён:

 -Орденом Отечественной войны II степени.
 -Орденом Красной Звезды.

Демобилизовался в 1947 году, с большим трудом. Вот что рассказывал об этом периоде своей жизни Михаил Леонидович:

«Демобилизовался я осенью 47 года. Не отпускали, с офицерской должности, а я просто смертельно хотел учиться живописи. По ночам краски снились, стонал…

Я там, на службе портреты всех сослуживцев сделал, но, к сожалению, в институт их представить не мог, потому что физиономии сослуживцев были не для показа.

Но именно эти работы всё решили, когда встал вопрос отпускать меня или нет.
Я зашёл к начальству в огромный кабинет и увидел, что эти работы лежат на полу, а через них «журавлями» ходит всякое военное и гражданское начальство и какие-то художники, очевидно местные.

Я сапоги надраил, стою ни жив, ни мёртв. Главный мне говорит: «Ведь подохнешь с голоду на гражданке-то…» «Никак нет» - отвечаю. «Ну ладно отпустим».

В 1948 году, по конкурсу,  поступил на отделение живописи Московского государственного художественного института имени Сурикова, а в 1954 году, закончил, по специальности « Станковая живопись».

Член ВКП (б) с 1950 года.

В 1955-1958 годах учился на курах киносценаристов. Дебют Михаила Анчарова, в кино, сценарий к фильму «Баллада о счастливой любви» - 1956 год.

В 1956-1959 годах работал референтом-сценаристом в сценарной мастерской при Сценарной студии Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР.
В 1959 -1961годах жил на случайные заработки.

Ещё в 1937 году Михаил Анчаров начал сочинять песни на стихи Александра Грина, Бориса Корнилова, Веры Инбер.

Во время войны стал писать песни на собственные стихи, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. После войны наряду с сочинением песен и стихов пишет прозу, первые рассказы опубликованы в 1964 году.

В 1966 году становится членом Союза писателей СССР. Наиболее известные прозаические произведения – повести «Как птица Гаруда», «Самшитовый лес», «Сода-солнце» и «Записки странствующего энтузиаста».

Эти повести повлияли на мировоззрение не одного поколения. Его герои изобретают вечный двигатель, доказывают теорему Ферма и совершают множества самых невероятных открытий.

Публиковался в журналах «Юность» и «Новый мир».

Любимым автором у Михаила Леонидовича был писатель – романтик Александр Степанович Грин, с юношеских лет.

Дочь Елена  говорила, что излюбленной темой у её отца, Михаила Леонидовича, была то, что любой человек талантлив, нужно только найти себя и развить способности, данному каждому от рождения.

Кроме телефильма «День за днём» Михаил Леонидович был так же сценаристом в фильмах: «Мой младший брат» и «Апассионата», «Иду искать» и «Москва», «Чистые пруды», «Теория невероятности» и «В одном микрорайоне».

Михаил Анчаров написал около ста песен, в том числе таких популярных как:
«Аэлита», «Баллада о парашютах», «Белый туман», «Воскресная застольная», «Глоток воды», «Детский плыл кораблик», «Большая апрельская баллада», «Антимещанская песня», «Маленький органист», «Сорок первый», «Куранты», «Баллады о мечтах», «Песня про радость», «Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте».

Михаила Леонидовича не интересовала слава и известность, он никогда не хотел быть лучше кого-то. Единственным соперником Михаила Анчарова в искусстве был он сам. Критика его никогда не задевала, зато он был к себе максимально строг.

Михаил  Анчаров был четырежды женат.  От жены Натальи Суриковой, одноклассницы (1941-1949), дочь Елена-1947 года. С Ириной Биктеевой(1975-1990), сын Артём-1981года.

Скончался Михаил Леонидович Анчаров 11 июля 1990 года, прожив 67 лет. Похоронен на Новом Донском кладбище, Москва, в колумбарии.

Поэт-фронтовик Михаил Анчаров - оставил после себя - талантливо сочинённые стихи и песни, сценарии к популярным фильмам.

В 2001 году выше документальный фильм, режиссёра Александра Гелейна «Михаил Анчаров. Четыре времени года» - посвящённый памяти поэта-фронтовика, основателя авторской песни, писателя, драматурга, сценариста, живописца.

Вклад Михаила Леонидовича, ещё не полностью оценён, в российскую культуру, по достоинству.

Повествование о жизненном и творческом пути Михаила Анчарова, хочу закончить словами, одной из самых пронзительных его песен:

   « Песня о России».

Я люблю и смеюсь,
Ни о чём не жалею,
Я сражался и жил,
Как умел – по мечте.
Ты прости, если лучше
Пропеть не умею.
Припадаю, Россия,
К твоей красоте!

Из поэтического наследия Михаила Анчарова.

     «Кап-кап».

…Тихо капает вода:
Кап-кап.
Намокают провода:
Кап-кап.
За окном  моим беда,
Завывают провода
За окном моим беда,
Кап-кап.

Капли бьются о стекло:
Кап-кап.
Всё стекло заволокло:
Кап-кап
Тихо, тихо утекло
Счастья моего тепло,
Тихо, тихо утекло
Кап-кап.

День проходит без следа,
Кап-кап.
Ночь проходит – не беда.
Кап-кап.
Между пальцами года
Просочились – вот беда.
Между пальцами года –
Кап-кап.

   Песня из кинофильма «День за днём».

  «Слово "Товарищ"».

Говорил мне отец:
«Ты найди себе слово,
Чтоб оно, словно песня,
Повело за собой.
Ты ищи его с верой,
С надеждой, с любовью,-
И тогда оно станет
Твоею судьбой».

Я искал в небесах,
И средь дыма пожарищ,
На зелёных полянах,
И в мёртвой золе.
Только кажется мне,
Лучше слова «Товарищ»
Ничего не нашёл я
На этой земле.

В этом слове - судьба
До последнего вздоха.
В этом слове - надежда
Земных городов.
С этим словом святым
Поднимала эпоха
Алый парус надежды
Двадцатых годов.

Батальоны встают.
Сено хрупают кони.
И труба прокричала
В пехотной  цепи.
И морозная ночь
В заснежённой попоне
Вдруг напомнила топот
В далёкой степи.

Там по синим цветам
Бродят кони и дети.
Мы поселимся в этом
Священном краю.
Там небес чистота,
Там девчонки как ветер,
Там качаются в седлах,
И «Гренаду» поют…

   Песня из кинофильма»День за днём».

«Стою на полустаночке».
Стою на полустаночке
В цветастом полушалочке,
А мимо пролетают поезда.
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся.
Где ж вы, мои весенние года?

Жила, к труду привычная,
Девчоночка фабричная,
Росла, как придорожная трава.
На злобу неответная,
На доброту приветная,
Перед людьми и совестью права.

Колёсики всё кружатся,
Сплетает нитка кружево…
Душа полна весеннего огня.
А годы – как метелица,
Все сединою стелятся,
Плясать зовут, да только не меня.

Что было - не забудется,
Что будет- то и сбудется,
Да и весна уж минула давно.
Так как же это вышло-то,
Что всё шелками вышито
Судьбы моей простое полотно?

Гляди идёт обычная
Девчоночка фабричная,
Среди подруг скромна не по годам,
А подойди-ка с ласкою
Да загляни-ка в глазки ей –
Откроешь клад, какого не видал…

Стою на полустаночке
В цветастом полушалочке,
А мимо пролетают поезда,
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся,
Где ж вы, мои весенние года?
         Песня из кинофильма «День за днём».


Рецензии