Эффективный минимализм. Рецензия на фильм Виновный

Вариант рецензии № 1

Предисловие

Пригласительные билеты на фильмы, представленные на международном кинофестивале «Arctic open» в Архангельске (Россия, 6-9 декабря 2018 г.), выдавались потенциальным зрителям в разных культурных учреждениях города, в том числе и в библиотеке Северного (Арктического) федерального университета. Здесь же можно было сделать свой выбор, ознакомившись с программой фестиваля и кратким содержанием картин. Фильм «Виновный» , единственный из всех, мгновенно приковал моё внимание и вызвал желание непременно его посмотреть – как будто какая-то нить сразу протянулась (и он в последствии оказался победителем, интуиция не обманула). Второй выбор  («Зимние братья» (Дания, Исландия / режиссёр Хлинюр Палмасон)) был сделан по рекомендации распространительницы билетов (фильм оказался первым в моём просмотре, невероятно разочаровал (в России своих алкоголиков и примитивов хватает, мы ими сыты по горло, ещё и кино про тошнотворное убогое быдло смотреть?), и я была вынуждена не только досрочно покинуть зал (когда братья показали друг другу свои причиндалы), но и всерьёз задуматься над тем, стОит ли посещать остальные два сеанса. Третий фильм («Истина», США / режиссёр Эрик Пол Эриксон) был выбран на интуиции, оказался вторым в просмотре и в целом понравился глубиной при минимализме средств несмотря на то, что меня предупреждали, что фильм тяжёлый. На самом деле не тяжёлый – фильм советского режиссёра Элема Климова «Иди и смотри» не в пример тяжелее.

14.12.2018

РЕЦЕНЗИЯ 

Фильм «Виновный» (Дания / режиссёр Густав Мёллер) поразил прежде всего тем, как при минимуме средств можно добиться такого сильного и впечатляющего художественного эффекта.
Несмотря на замкнутое пространство и, по сути, игру одного актёра интрига не отпускает до конца фильма.
И фактически получается так, что с помощью таких оригинальных экспериментальных методов как постоянные телефонные переговоры, когда партнеры главного героя, сменяющие друг друга, отсутствуют в кадре, играя только голосом, возникает удивительный эффект, когда понимаешь, что визуальная картинка (главный козырь кинематографа) и не нужна вовсе. И зрители (как и главный герой) видят происходящее «на другом конце телефонного провода» в голове. Зритель видит кино в своей голове! Вернее, одновременно два плана: и то, что происходит на экране, и то, что представляется, исходя из телефонных разговоров героя. Мы можем отчётливо представить, как из района красных фонарей звонит обворованный клиент проститутки; как супруги едут в машине за город; как девочка одна дома; как полицейский в ужасе находит ребёнка со вспоротым животом; как бывший напарник главного героя едет к пустому дому и там копается в бумагах; как происходит шумная драка у ресторана; как звонит мужчина с окровавленной после удара кирпичом головой; как отчаявшаяся женщина стоит на мосту… Причём каждый зритель видит своё, и таким образом режиссёр не навязывает своего видения ситуации, а зритель как бы выступает сорежиссёром, невольно самостоятельно создавая образы и картины в своём мозгу. Это напоминает впечатление от чтения книги.
Но есть ещё два скрытых плана, два философских аспекта, на первый взгляд незаметных за пусть не рядовой, но бытовой историей. Они не каждому и не сразу видны; о них, не исключено, и сам режиссёр может не догадываться (такое бывает).
Аспект первый.
Каждый человек тотально одинок. У каждого свои проблемы, свои беды, свои мотивы и свои оправдания.
Возможно, это банально. Но в фильме «Виновный» одинок практический каждый персонаж. Одинок диспетчер службы спасения Асгер Хольм, бывший патрульный, которого «сослали» из полиции за непреднамеренное и немотивированное убийство подростка, и от которого ушла жена. Одинока Ибен, похищенная женщина, которая боится собственного мужа, разлучившего её с детьми, везущего неизвестно куда и неизвестно что задумавшего. Одинок её муж Микаэль, который в отчаянии не в состоянии самостоятельно справиться со свалившейся на него ситуацией, он безуспешно пытается обращаться в различные инстанции, к разным специалистам, и никто не может помочь ему, имеющему судимость, спасти детей от психически нездоровой матери. Несчастные супруги вместе одиноки наедине со своим горем. Одинок бывший напарник Асгера Рашид, который пьёт накануне предстоящего судебного заседания, потому что боится ответственности за дачу ложных показаний, необходимых для оправдания Асгера и возвращения на работу в полицию. (К слову сказать, в России напарник по такой причине пить бы не стал – без всяких угрызений совести резво дал бы нужные показания, чтобы выгородить товарища. И круговая порука в России – не только в полиции… Хорошо это или плохо – вопрос открытый). Одинок бывший начальник Хольма, который (экс-начальник), отказывая ему в помощи по поиску похищенной женщины, кричит, не желая быть втянутым, потому что, видимо, сыт по горло проблемами с этим полицейским и не хочет новых. Одинока и испугана маленькая девочка в пустом доме… То, что можно быть одиноким в большом городе, среди множества людей – это давно прописная истина. Но здесь мы видим одиночество самих спасателей, которые далеко не ангелы и имеют массу проблем. В службу спасения люди звонят разные, диспетчеру приходится принимать удары на себя, это от страны практически не зависит. Тем не менее Асгер остаётся после смены, чтобы продолжить работу по спасению незнакомой женщины (может быть, в том числе, по причине своего одиночества – ведь дома его никто не ждёт, а эта женщина и её дочь в нём отчаянно нуждаются). Его настойчивые внеслужебные попытки помочь иногда приводят к обратному эффекту:  на него кричит бывший начальник, а это чревато для карьеры; Микаэль получает кирпичом по голове; сбежавшая от мужа Ибен, возвращаясь домой, оказывается на мосту как раз в тот момент, когда до её понимания доходит, что она не помогла, а убила маленького Оливера – т.е., освободившись, избавившись от страха смерти от ножа мужа, она готова от отчаяния броситься с моста, и теперь смерть её не пугает, потому что боль от потери сына и мук совести сильнее. Но одинокий Асгер, имеющий свои проблемы – и по службе, и в личной жизни – до конца старается её спасти. Уже не будучи при исполнении, а по велению сердца. И зритель надеется, что ему это зачтётся. «Отличная работа» – резюмирует по телефону женщина-коллега Асгера.
Аспект второй.
Часто родители, думая, что делают своему ребёнку добро, на самом деле причиняют ему зло.
В данном случае ситуация наглядна тем, что мать – психически больной человек и поэтому не может до конца осознавать последствия своих поступков. Но подтекст для проницательного взгляда очевиден: а сколько здоровых, казалось бы, отцов и матерей, которые убеждены, что делают добро и желают счастья своим детям, а на деле калечат их психику, здоровье и судьбу. Достаточно вспомнить Гитлера (Шикльгрубера), которого в детстве нещадно бил отец и полагал, что это для его же блага. К каким последствиям для всего мира привело подобное усердное воспитание, мы все хорошо знаем.
Но Ибен – эта несчастная женщина, которая сама прежде всего страдает от своего недуга, потому что с ним оказывается опасна для собственных детей; потому что её семья рушится; потому что любящей матери грозит изоляция в психлечебнице, в замкнутом пространстве, которого она так боится – несмотря на свою болезнь понимает, чтО она натворила, и её мучает совесть до такой степени. что она готова покончить с собой. А многие так называемые здоровые родители зачастую никаких мук совести не испытывают, виновными в покалеченных ими детских судьбах себя не считают, эгоистично и трусливо перекладывая проблемы, которые они создали собственным детям, на них самих – снимая с себя всякую ответственность. Потому что так легче и удобнее жить.  А общество пожинает плоды…
Это фильм кроме всего прочего – аналогичный сигнал и предупреждение и социальным службам, которые вовремя не вмешались, и по вине которых в том числе погиб маленький Оливер.
Учитывая, что «Виновный» – это дебют режиссёра Густава Мёллера в полном метре, хочется сказать: дебют удался; скромный бюджет, как мы убедились, абсолютно не помеха для достижения высокого художественного эффекта, если режиссёру есть что сказать, когда есть хорошая здоровая и со многими смыслами идея и точно подобранная для её воплощения команда.

11.12.2018

Послесловие

Фильм «Виновный» был выдвинут от Дании на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», но в шорт-лист не попал.

08.02.2019


Рецензии