О песенных текстах

О песенных текстах.

Существует серьезная разница между стихами самими по себе и стихами - песенными текстами.
Первое - в песне помимо стихов присутствует музыка. У которой существует свой ритм и свое настроение.
И даже если стихи хорошо попадают в ритм, этого еще мало. "Буря мглою небо кроет..." хорошо ложится в ритм "В нашем доме поселился замечательный сосед". Но пропеть такое можно только в качестве стеба или пародии. Как и "усевшись с подругами теплым кольцом..." отлично ложится на мотив "Варяга". Но в результате получится только издевательство над текстом.
.
Почему "хорошие" песни становятся популярнее и стиха и мелодии по отдельности?
Потому что в них происходит "резонанс" настроения музыки и настроения стиха. Они усиливают и дополняют друг друга, и потому музыка и стих не должны сечься между собой.
Следует учитывать, что музыка выражает эмоции, настроение в обобщенном и размытом виде.
Задача стиха, который пишется на готовую музыку - уловить и конкретизировать, детализировать.
Добиться параллелизма, резонанса, совместного течения, как единого потока.
Автор должен уметь вжиться и подчинить себя музыке, а не пытаться навязать ей свое.
Даже самый замечательный стих, написанный поперек музыки, будет смотреться как убогий уродец или даже пародия.
И внутри стиха - он должен следовать волнам музыки. Нелепо будут звучать служебные и ничего не значащие слова на музыкальных кульминациях.
.
Отдельно о пении вообще. Пение не есть говорение. Оно всегда подразумевает какую-то эмоциональную заряженность.
В "голом" стихе авторы часто прощают себе канцеляризмы и протокольный язык. И считают такое замечания несущественными. (что конечно, самообман, оправданный разве что плохим поэтическим слухом)
При пропевании  такие вещи начинают "вылезать". Вспомнился пример из оперы "хоть здесь не так уютно, зато безопасно". Или из пародии: "ввиду отсутствия наличия..."
Это о настроении и эмоциях.
.
В музыке есть ритм. И там он беспощаден.
В писании "голых" стихов авторы нередко оправдывают всяческие ритмически шероховатости, и даже сбои. Без музыкальной основы всегда можно где-то протянуть или вставить паузу.
 В музыке получится заикающийся и спотыкающийся вокал, утаптывание слов в музыку.
Хороший вокалист, конечно, может в какой-то мере сгладить огрехи автора, но нужно ли нагружать его, помимо основных задач, еще и корректировкой авторских недоработок?
Текст должен быть удобным для пропевания, на содержать неудачных пиррихиев, особенно на сильных долях, как и неудачных спондеев.
.
Следует избегать скопления согласных, как и скопления гласных.
Следует по возможности избегать стыкования одинаковых гласных без согласных между ними.
Например, строка "а ад я видел на земле..." трудна для исполнения,
и при пропевании напоминает про дите, сидящее на горшке.
В стихе, должны отсутствовать ложные прочтения, которые  еще
можно замаскировать искусственными паузами при прочтении.
Например "с свинцом в груди" неизбежно будет пропето "с винцом в груди".
"только все же не Россия" будет слышаться "только все жене Россия".
.
Недопустимы в песенных текстах переносы из строки в строку,
и уж тем более, из строфы в строфу.
Фразировка должна быть согласована с музыкальной фразировкой.
.
Следует учитывать, что для пения важнее всего гласные, а согласные не поются (кроме сонорных м н л р - они хотя и не пропеваются как гласные, но несут определенную тональную окраску), поэтому очень важно внимание к огласовке.
Звук "Ы" на сильной доле вокализуется некрасиво. Звук "У" в русском языке трудно сделать не "бесцветным".
Лучше всего на сильном месте звучит "А".
В любом случае, автор текста на музыку должен прикидывать, как будет звучать его огласовка на "сильных" местах песни.
А вот не связанные с огласовкой навороты при пении поблекнут, а то и вообще потеряются.
Самые простые рифмы могут звучать вполне приемлемо, а самые навороченные - не очень.
Рифмовку также следует проверять на звучание в песне. В данной конкретной песне.
Рифма может оказаться на сильной доле, а может и нет.
Как и в остальных моментах, следует обеспечить приемлемость прежде всего на сильных долях, выделяющихся при пении.
.
Как видим, написание хорошего текста на готовую музыку задача существенно более сложная и кропотливая, чем просто написать стих на заданный размер. Мой опыт (я написал ряд перетекстовок) говорит, что НАМНОГО более сложная.
Если, разумеется, писать песню, а не текст, который следует слушать, отключившись от музыки.
:-)


Рецензии
Считаете анжабменты недопустимыми? Теоретически можно так построить мелодию, что это станет органично. Другое дело, что потом написать несколько куплетов с остроумными переносами -- задачка куда сложнее.

А вот с этим приёмом всречались? (https:)//youtu.be/Gbqzbqioaa8 Этакий антиперенос -- автор за рифмой ставит односложное слово из следующей строки.

Остальное в статье всё верно. Но годится оная лишь для "сверки часов" пищущими песенные текты с родительским чувством, а потому самодошедшими до азов и даже до ведей. А остальным (без чувства) -- не в корм, хоть обпишись советами.

Однако в пониманием
ДВ

Дмитрий Верютин   26.05.2019 12:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
В принципе любое нарушение правил можно использовать как художественный прием.
Но это далеко не для среднего уровня.
По Вашей ссылке - я к сожалению не такой знаток английского, чтобы оценить текст со слуха.
Статья писалась как краткое напутствие для конкурса, в котором предполагалось написание текста на заданную мелодию.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   26.05.2019 16:46   Заявить о нарушении
В статью хорошо бы добавить перечень случаев, когда надо согласовывать границу слов с мелолинией. Однако, без возможность вставлять тут картинки с нотами, доходчиво объяснить словами -- будет непросто.

Дмитрий Верютин   26.05.2019 23:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.