Литература еще не умерла, но похороны уже идут

               

               

    Проблема  эта не так безобидна, как может показаться. Ну, пишут все кому не лень. И раньше писали  стихи в альбомы, дневники для себя и воспоминания для  внуков.
Но это оставалось в семейных архивах. Вспомним, как Иннокентий Анненский, директор Царскосельского лицея, всю жизнь не издавал свои стихи, считая их недостаточно зрелыми для обнародования.
Еще пример. Автобиографический роман У.С.Моэма рассказывает о литературной поденщице, авторе бесчисленных нарративов, писанных с единственной целью прокормить себя и ребенка. Они дешевые, их раскупают, но  сама писательница, умная, но задавленная бедностью, говорит о себе без обольщения: «Я  пользуюсь большим успехом у судомоек.»
Не так ли говорит о себе и  умная Устинова? «Пишу  свои дурацкие детективы»
НО!  Гонорары Татьяны Витальевны не сопоставимы с жалкими заработками ее бедной английской коллеги.  Устинову постоянно приглашают на встречи в верхах, на ТВ, она даже имеет там свою программу, она считается столпом современной литературы. На недавней «Агоре» так и не назвали имена главных писателей страны, обозначив их лишь начальными буквами: А, Д, У. Это те, у кого тиражи 100 000.
У Дмитрия Быкова и Михаила Веллера по 3000-5000.
Так это не литература — это политика.
Когда-то была 1000 писателей , а начальные тиражи по 100000, теперь писателей более 100000, а тираж 1000 считается  большим тиражом. Но не надо быть наивным и думать, что количество перешло в качество. Таки нет!

Задача писателя, в сущности, проста: донести свои мысли до читателя.
Но для этого
1 должны быть мысли
2 нужно уметь их донести
Не стоит думать, что читатель глупее тебя. Его не заставишь переворачивать страницы, если текст его не   увлекает, потому мало быть умным, нужно быть нескучным!
В конце концов, только читатель и определяет ценность книги. Если ее никто не может дочитать до конца, кроме литературного  критика или историка литературы – то книга не состоялась.
Писатель зависит от читателя. И  он должен об этом  помнить.
К огромному сожалению, ничто в современном литературном мире не настраивает на истинную роль литературы: чтобы ее читали и умнели от этого. Ведь ценность ее – в умных мыслях. Умная и хорошо написанная книга заставляет размышлять, даже делать выписки из текста, она подталкивает   к самостоятельным выводам, к новым взглядам и решениям.
Как только отменили худсоветы ( да и кому в них нынче сидеть?), как только исчезла за ненадобностью литературная критика ( да и кому ее профессионально писать?), как только началась эпоха издания книг за свой счет — повалили кучи макулатуры. Все это было и в Англии, но там литература насчитывает на 700 лет больше, чем отечественная, стало быть, и литературный вкус развивали дольше. И писатель, и читатель понимает, для кого что писано.
Наши графоманы, отважно издающие свои опусы, искренне верят, что они развивают, а не хоронят литературу. По примеру советского  СП организуют свои бесчисленные  союзы и союзики, занимают в них места председателей, заместителей председателей и  секретарей заместителей председателей, проводят свои самодельные конкурсы , где восседают в жюри и где чаще всего для участия, а то и  победы требуется всего одно стихотворение, лишь бы по теме данного «конкурса».
Проблема эта не только литературы, но и других искусств: композиторы, они же часто и исполнители — это  те, кто написал одну-две песенки. Но нет никого не только уровня Стравинского, но даже поигравшего ему Прокофьева.
В этом потоке тонет всё — и хорошее, и плохое. Но поскольку плохого, то есть бесталанного всегда больше, чем талантливого — результаты нетрудно предугадать.
Это сильно портит вкус читателя. Он берет книгу, где непонятно, то ли автор сам ее издал - издательств ныне немерено — то ли прошла она хотя бы минимальный отбор. Он ее читает и опять не понимает, хорошо тут или плохо: ведь в аннотации указано, что автор — член какого-нибудь союза или даже председатель чего-нибудь, да еще занял  место в некоем конкурсе. 
   Хороший вкус воспитывается  только на лучших образцах, а где же их взять, когда все заполонено поделками.  Редакторы и критики тоже  люди,  и у них, бывает,  глаз «замыливается» на чтении бесконечной серятины.
Так что книг много, а читать нечего.
В общем, как говаривал М.М.Жванецкий, « Мы уже всех обогнали по количеству врачей,
теперь бы немного отстать по количеству больных».


Рецензии
Даже мне, дилетанту, все это очень близко и понятно. Согласен с каждым словом, Ниночка!

Сергей Моргулец   24.02.2021 16:29     Заявить о нарушении
Спасибо!

Нина Тур   26.01.2022 04:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.