О человеке бросившим семя в землю. Ч. 15 Притчи Хр

О семени, возрастающем в земле неприметным образом.


26. И сказал:

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27. и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.


(Св. Евангелие от Марка 4:26-29)



Толкование.

Притча является одной из самых неоднозначных и затруднительных и для понимания.


Царствие Божие — Божие смотрение о нас.
Человек — Бог, сделавшийся ради нас человеком.
Семя брошенное в землю — евангельская проповедь.
Сон человека — долготерпение Божие
«Встает ночью и днем» — хотя Бог и спит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его; восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями.
Зелень — духовное младенчество человека, зачаток добра.
Колос — состояние человека противостоящее искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития
Полное зерно — плод совершенства.
Серп — Слово Божие.
Жатва — время кончины.


Святитель Феофилакт Болгарский.
"Семя растет как будто без ведома Его, потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя."


По мнению Антония, архиепископа Волынского и Житомирского, здесь под сеятелем разумеется не Бог, а человек-христианин, насаждающий доброе семя (учение Христово или подвиги благочестия) как в своем сердце, так и в общественной жизни.

Б. И. Гладков." Сеятель — Сам Христос, семя — принесенное Им на землю слово Божие, а вырастающее из семени растение — Царство Божие. Главная же мысль притчи — действие силы слова Божия, соединяющей людей в единое Царство Божие. Остальные части притчи не следует принимать в расчет при толковании её, так как они не имеют особого самостоятельного значения (например: и как семя всходит и растет, не знает он) и приводятся лишь для наглядного подтверждения верности главной мысли".


Царство Небесное подобно семени, которое,однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.


Иллюстрация - Томас Френсис Дикси(Thomas Francis Dicksee -Christie's).


Рецензии