Стул

Внучке Лизоньке Барышниковой

                Он стоял в гостиной в самом тёмном месте у стены. Он был большой, с изогнутыми ножками, высокой резной спинкой, подлокотниками и бархатным широким сидением. Это был стул. Очень старый стул. Ножки были поцарапаны, лак давно облупился, а бархатное сидение так было истёрто, что образовалась маленькая дырочка. Когда на него садились, он скрипел и качался. Его давно хотели выкинуть на свалку, но каждый раз останавливало одно обстоятельство. Этот стул достался в наследство от бабушки, а ей в своё время подарила этот стул её бабушка, старая графиня из знатного дворянского рода. Однажды бабушка сказала, что это не простой стул и, когда у вас родится маленькая девочка, вы всё поймёте. Что должны понять, она не сказала.

                И вот родилась маленькая девочка. Её назвали Сонечкой. Как только Соня научилась ходить, она первым делом пошла в гостиную. Там никого не было. Соня подошла к стулу и попробовала на него залезть, но ничего не получилось. Стул был очень для неё высокий. Она погладила его по бархатному сидению.
- Как тебя зовут?
- Карл Карлович.
- А меня Соня.
- Я знаю. Ты, верно, хочешь посидеть на стуле?
- Да, но мне никак не залезть, ты очень высокий.
Карл Карлович подогнул ножки и Соня легко забралась на него. Сидение было просторным, но уютным.
- Ты хочешь, чтобы я тебя покачал?
- Если можно.
- Тогда крепко держись за подлокотники. И-и-и, начали!
Карл Карлович стал раскачиваться из стороны в сторону. Сонечка крепко держалась за подлокотники и весело смеялась.
- Ещё, ещё, ещё!
Тут в комнату вошла мама.
- Вот ты где, я тебя ищу. Что тебе так весело? Ты как забралась на стул?
- Мне Карл Карлыч помог.
- Какой Карл Карлыч? Здесь никого нет.
- Как же нет. Я же сижу на нём. А ещё он меня качал.
- Сонечка, это простой стул, что ты придумываешь?
- Нет, не простой! Он живой, живой. Его зовут Карл Карлыч, он мне сам сказал.
- Ну, хорошо. Пусть живой, пошли обедать.
Она на миг отвернулась, прежде чем снять Соню со стула, как малышка уже стояла рядом со стулом.
- Как, как ты это сделала? Как ты слезла?
- Мне Карл Карлыч помог, он ножки подогнул.
Мама ничего не сказала, улыбнулась, укоризненно покачала головой и они ушли на кухню.

                Шли дни. Девочка и стул подружились. Сонечка каждый день приходила в гостиную в то время, когда там никого не было. Она забиралась на стул и Карл Карлович её качал, а Соня весело смеялась. Потом она выпросила у мамы красивую салфеточку и постелила на сидение, закрыв небольшую дырочку. Она протирала стул влажной тряпочкой от пыли и время от времени перевязывала бинтом царапины на его ножках. Приносила свои любимые куклы и рассаживала их на сидении, чтобы Карл Карлычу было не одиноко. А в некоторые дни Сонечка даже пела ему песенки. Когда она очень уставала, то забиралась на стул отдохнуть и Карл Карлович пел ей колыбельную, под которую Сонечка засыпала. Тогда приходила мама, аккуратно её забирала и осторожно несла в детскую комнату на кроватку. А Карл Карлович оставался один и грустил в ожидании, когда Сонечка вновь к нему придёт.

                Так бы и продолжалась эта счастливая история, если бы не случилось происшествие. В командировку приехала мамина знакомая и пришла к ним в гости. Сонина мама проводила её в гостиную.
- О, какой у вас интересный стул. Как царский трон.
И она бесцеремонно уселась на него.
- Похожа я на принцессу?
Карл Карлович задрожал, заскрипел, заохал. Ему было очень тяжело держать гостью. Он напрягал все свои силы, чтобы не развалиться. Ведь он был очень, очень стар. Но никто его не слышал, только Сонечка. Она подбежала к гостье и, схватив её за платье, стала тянуть со стула.
- Встаньте, встаньте! Ему очень больно, он же старенький.
- Кому больно?
- Карл Карлычу.
- Тут нет никакого Карла.
- Нет, есть. Это стул так зовут. Если вы не встанете, я вас укушу.
- Однако, какая ты вредная девочка.
Подошла мама, шлёпнула Соню по попке и, взяв за руку, повела её в детскую комнату. Соня упиралась, плакала и сквозь рыдания всё повторяла, - ему же больно, больно!

                Весь вечер она проплакала в своей комнате и отказалась от ужина. А утром за завтраком мама предупредила её, что вечером снова придёт в гости её знакомая и, если Соня будет вести себя неприлично, то её накажут очень, очень строго. После завтрака Соня сразу же пошла в гостиную поделиться неприятной новостью с Карл Карлычем. Она обняла своего друга, погладила по бархатному сидению и поведала об утреннем разговоре с мамой.
- Ох, мне не выдержать больше. Она весь вечер сидела на мне, ёрзала и подпрыгивала. Я так стар, у меня нет больше сил и я, наверное, сломаюсь.
- Что же нам делать, Карл Карлыч? Мы же не можем уйти из дома.
- У меня есть старый, испытанный план. Только если ты согласишься. Наклонись поближе, чтобы никто не подслушал и я расскажу тебе о нём.

                Вечером, когда в гостиной собралась вся семья для ужина, пришла мамина знакомая. Ей предложили присесть на диване.
- Нет, я хочу быть принцессой, как вчера и сидеть на стуле-троне.
И она, язвительно посмотрев на Соню, со всего маха плюхнулась на Карл Карловича. И в тот же миг испуганно подскочила, как ужаленная.
- А-а-а!
Соня радостно захлопала в ладоши. Она перед приходом гостьи нашла в папиных ящичках гвоздик с очень широкой шляпкой и через дырочку на бархатном сидении подсунула гвоздик за обшивку остриём вверх.
- Так это ты всё устроила, несносная девчонка?
И гостья от досады сильно ударила стул ногой. Ножка стула сломалась и он упал.
- Ах! – вскрикнула Соня и бросилась к стулу.
- Карл Карлыч, миленький, тебе больно? Почему ты молчишь? Скажи мне что-нибудь, скажи! Ты же не умрёшь?
Карл Карлович молчал. Соня разрыдалась, затряслась, глаза закатились и она упала в обморок. Это был нервный припадок.
- Лечиться надо, - зло сказала гостья и ушла не прощаясь.
Соню перенесли в детскую комнату и вызвали врача.

                Врач пришла через час и сразу прошла к Сонечке в комнату. Врач была пожилая седая женщина, больше похожая на бабушку, чем на врача. Она измерила температуру, послушала лёгкие и сердце и стала обстоятельно расспрашивать о событиях, предшествующих обмороку. Потом попросила родителей Сони выйти из комнаты и осталась одна с больной. Через полчаса она вышла.
- Это нервный припадок от смерти очень близкого ей человека. Только я не поняла кто такой Карл Карлович.
- Стул.
- Стул!?
- Стул. Она говорит, что он живой и с ней разговаривает.
- Так, так. Тогда понятно. И что же с этим стулом и где он?
- Я его только что отнёс на помойку, у него ножка сломана.
- Это вы поспешили. Учитывая возраст ребёнка и их взаимоотношение с окружающим миром, в том числе игрушками и предметами, надо быть очень внимательным и понимать их восприятие всего. Это я вам не только как врач говорю, но и как бабушка.
- Я вспомнил, я понял! И как я мог забыть. Мне ведь бабушка говорила, чтобы я никогда не выкидывал этот стул, что он необычный и, когда у нас родится маленькая девочка, я всё пойму. Я всё понял! Что я наделал?.
И Сонин папа спешно ушёл. Он нашёл стул на помойке рядом с мусорным контейнером, среди сломаного стола и старых оконных рам. Обтёр его тряпкой и отнёс в реставрационную мастерскую.

                Через три дня, когда температура спала и Соня пошла на поправку, в комнату вошёл папа. В руках он держал … Карл Карловича! Нет, это был уже не Карл Карлович, а просто Карл. Сломанная ножка была заменена на новую. Заново склеенный, отшлифованный от царапин и покрытый блестящим лаком, он сиял как новый. А потёртый бархат был заменён на прочную ткань бордового цвета с золотыми узорами. Папа поставил стул рядом с кроваткой и усадил на него Сонины куклы.
- Здравствуй, Карл Карлыч! Как я по тебе скучала, я люблю тебя!
- Я тебя тоже люблю, Сонечка! Теперь мы снова вместе и я очень рад.
Папа не слышал их разговора, ведь он был взрослым, но по счастливому лицу дочери он понял, как ей сейчас хорошо. С этого дня Соня быстро поправилась и больше не болела.

                Спустя много, много лет, когда Соня повзрослела и стала уже Софьей Андреевной, бабушкой, она подарила необычный стул своему внуку и сказала, чтобы он никогда его не выбрасывал и, что когда у вас родится маленькая девочка, вы всё поймёте.

                Посмотрите, может он у вас стоит?

Алексей Балуев (09.02.2018)


Рецензии
Нет Алексей, у меня дома точно нет такого стула!))) У матери были одни сыновья, да и внучек у меня нету!))) А Вы видимо отличный дед и любите своих внуков, и всю душу вкладываете в их воспитание. Спасибо вам за доброту написанных строк!!!
С ув. Николай!!!

Николай Шибанов 3   13.02.2019 12:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за тепло вашего отзыва! Это верно, я люблю маленьких ангелочков, это такая радость с ними общаться.

Балуев Алексей   14.02.2019 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.