Философ Шеллинг

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг,
С 1775 по 1854 годы жил,
И по своим воззрениям стоял,
Между Фихте и Гегелем,
А его философские взгляды,
На протяжении жизни,
Эволюцию претерпевали,
И выделяют такие периоды:
Период «философии природы»,
Трансцендентальный идеализм,
Философию тождества,
И философию откровения,
По мнению Шеллинга, сознание,
Это продукт развития природы,
Для Шеллинга  природа – ступень,
Предшествующая духу,
Но в отличие от Канта и Фихте,
У которых природа,
Противостоит человеку,
Природу Шеллинг считал,
Единым организмом,
Динамическим,
Набором возможностей,
Единством противоположностей,
Развивающуюся,
По определенным ступеням,
На одной из которых,
Появляется человек,
Наделенный сознанием,
Шеллинг исследует:
Как субъективное,
Становится объективным,
Как сознание,
Становится объектом,
Который существует,
Вне субъекта,
И с которым согласуются,
Все действия субъекта,
Поскольку акт,
Порождающий сознание,
Является бессознательным,
Постольку зависимость,
Сознательной жизни,
От бессознательной,
Дает начало,
Теоретическому,
Процессу познания,
А это:
Ощущения, логическое мышление, разум,
Постигающий предмет,
И происходит акт,
Интеллектуальной интуиции,
Акт умственного познания,
Практический,
И теоретический разум,
Встречаются у Шеллинга разом,
В «Я» художника,
Создающего реальность,
Мир, в котором уравновешены,
Привлечение мышления,
И привлечение воли,
И само произведение искусства,
Есть воплощение гармонии,
Какой-то душевной симфонии,
Оно всегда содержит больше того,
Что художник хотел сказать,
Какие чувства хотел вызывать,
Поэтому само произведение,
Приобретает характер «чуда»,
Которое «даже однажды совершившись,
Должно было бы уверить всех нас,
В абсолютной реальности,
Высшего бытия»,
Из этой особенности,
Художника - гения,
Шеллинг выводит одно,
Отличительное свойство,
Произведений искусства,
«Бесконечность бессознательности»,
Для Шеллинга искусство,
Становится первоосновой,
И завершением всей жизни,
А эстетика,
Не только завершением философии,
Но и вершиной знания,
У Шеллинга развивается,
«Эстетический» идеализм,
Учение Шеллинга,
Стало фундаментом,
Эстетических теорий,
Последующих веков;
У Шеллинга субъективное,
И все объективное,
Сливаются в Абсолюте,
То, что в Абсолюте,
Тождественно,
В мире вещей,
Множественно, раздельно,
Развитие Абсолюта на одном полюсе,
Дает материю,
На другом,
Дает истину познания,
Поскольку целое, Единое,
Возникает раньше своих частей,
Постольку абсолютное тождество,
Предшествует природе,
И всему,
Мыслящему сознанию,
Мир, это совпадение,
Идеи и явления,
Истины и красоты,
Завершает Шеллинг,
«Философией откровения»,
Там он проводит,
Историко-критический,
Анализ религии,
И все более уходит,
В мистику,
Как «особый опыт»,
Недоступный нашему разуму.


Рецензии