О талантах. Ч. 14. Притчи Христовы

14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит:

господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21. Господин его сказал ему:

хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22. Подошел также и получивший два таланта и сказал:

господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23. Господин его сказал ему:

хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24. Подошел и получивший один талант и сказал:

господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26. Господин же его сказал ему в ответ:

лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Сказав сие, возгласил:

кто имеет уши слышать, да слышит!


(Св. Евангелие от Матфея 25:14-30)



Толкования.



Господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос.
Рабы Его — те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни — большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты.
Возвращение господина и требование отчёта от рабов понимается как Страшный суд, на котором, по учению Церкви, все должны будут дать ответ за свои дела: умножившие свои таланты получат похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии.





Очень часто, комментируя эту притчу, мы применяем ее образы к нам, христианам.
Мы говорим: это нам Бог вверил таланты (духовные способности) и с каждого из нас спросит: преумножили ли мы вверенное нам?
Однако, хотя такое толкование допустимо, оно не первично.

В первую очередь эта притча говорит о судьбе евреев, отвергших Христа.
Иудеям, Своему народу, людям, которые должны быть образцом для всех народов и явить всему миру Мессию, – Бог давал таланты. Вообще талант – это денежная сумма, но в данном случае имеется в виду благословение Божие и Его дары, щедро отсыпанные Рукой Божией Израилю. Каждый из евреев получил в свою меру, но получил.
И вот приходит Сын Божий и требует предъявить, как эти таланты были использованы? Кто-то Христа встретил и откликнулся всем существом своим. Этих людей можно сравнить с теми героями притчи, которые преумножили свои таланты. А кто-то, как последний герой притчи, закопал талант, то есть никак не распорядился Божиими дарами.
Актуальная для евреев времен Христа, эта притча, конечно, перерастает свои границы и рамки.
А теперь посмотрим, как эта притча «работает» в отношении всех времен и народов, в отношении любой исторической ситуации. Нам, народу Российскому, принявшему дары и таланты Божии, много было дано? Много! И вот пришел бы сейчас Господь в Россию – и что бы сказал? Мне кажется, Он сказал бы: вы Меня удивляете! У вас уже тысячу лет, как есть христианство, есть великие примеры праведности, святости, такая великолепная духовная культура… Почему же вы топчетесь на одном месте, никак не преумножаете и не развиваете это? И подверглись бы осуждению многие люди…

Наконец, можно сузить смысл притчи от судьбы народа до судьбы каждого отдельно взятого человека. Христианство – это наш талант, наш духовный капитал, и если оно будет вращаться на уровне просфорно-елейном: маслицем помазали, просфорку съели, записку написали, как большинство людей довольствуется таким магическим, обрядовым уровнем религиозности, – то нужно ли было все это христианство? Нужна ли была Жертва Христа? Его Крестная Смерть? Воскресение?..
(Священник К.Пархоменко)


От данной евангельской притчи происходит крылатое выражение «Зарывать талант в землю». Им обозначают оставление без пользы каких-либо знаний, опыта или духовных качеств, пренебрежение ими.



Иллюстрация - Притча о талантах. Эжен Бернанд.


Рецензии