О десяти девах. Ч. 13. Притчи Христовы

1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6. Но в полночь раздался крик:

вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8. Неразумные же сказали мудрым:

дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9. А мудрые отвечали:

чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11. после приходят и прочие девы, и говорят:

Господи! Господи! отвори нам.

12. Он же сказал им в ответ:

истинно говорю вам: не знаю вас.

13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.




(Св. Евангелие от Матфея 25:1-13)

По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества.
После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.




Толкования.

Под маслом подразумеваются вообще все добродетели, делающие человека достойным участия в пиру Царства Небесного.

Феофилакт Болгарский пишет, что

 «под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне».
Он отмечает, что хотя девство является высокой добродетелью, но «сребролюбие — страсть не неизбежная и не естественная».
По его мнению, сон дев означает физическую смерть человека, а приход жениха символизирует второе пришествие Иисуса.
Светильники он называет человеческими душами, которым нужен елей, т.е. милостыня. О неразумных девах:«они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то,
что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело — милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели». Когда же они вернулись и увидели запертую дверь, то это, по его толкованию, означает, что

        после смерти уже нет времени для покаяния.

Другие богословы считают,что
 
        благоразумные девы это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)»,
а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».

Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому.
Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный.

Дверь означает горнее небо,которое,будет затворено,когда войдут туда добрые.
Горящие светильники, полные елея, – это образ наших душ, полных в каждый момент милости и любви. Соответственно, потухшие светильники – это души «мёртвые», глухие и чёрствые от недостатка любви и милости.



Эта Притча подала повод к знаменитым спорам между протестантами и католиками о том, что следует разуметь под маслом в светильниках, веру или добрые дела. Протестанты, конечно, разумели только веру, а католики – добрые дела.
Но, строго говоря, здесь не говорится ни о том ни о другом. Думали даже, что здесь говорится о Святом Духе. Но все такие толкования мало относятся к делу. Сущность притчи, по-видимому, в том, что она составляет лишь “иллюстрацию к последней части речи Христа” (24:44-51).
Притча о десяти девах может быть, в своих главных очертаниях, кратко изложена так: будьте лично готовы; будьте готовы во всякое время; будьте готовы идти ко Христу прямо.


Иллюстрация:Притча о десяти девах. Эжен Бернанд.


Рецензии