Марина Струкова

                Наша классика – Пушкин и АКМ
                Марина Струкова

Казачка из славного рода Донского,
свидетель невольный того непростого
и смутного времени нашей страны,
где лица темнели под солнцем войны.

Не выйти никак ей из плотного строя
и, в поисках долгих мечты и героя,
считает, что Пушкин, кулак, АКМ
и есть лучший способ решенья проблем.

Пусть знамя в пыли и разорвано в клочья,
все спят уж давно этой тёмною ночью,
но некуда деться от русской тоски...
И цепи натёрли запястье руки.

2010


                «Поднимается ветер сухой и холодный…»

Внимательно читая стихи Марины Струковой, можно понять, как и по какой причине формировались политические взгляды молодого поколения, которое входило в жизнь в 90-е годы прошлого века, когда в России рушилось всё. Катастрофический экономический спад, начиная с 1991 года, превратил миллионы людей нашей страны в безработных. Молодёжь оказалась на обочине не только экономической, но и духовной жизни. Этому же способствовал кризис и развал системы воспитания и образования. В этих сложнейших условиях, когда  молодёжь толком не понимала, что происходит, она стала разбредаться по разным «квартирам»: от религиозных сект до экстремистских политических группировок. Активные молодые люди,  ежедневно испытывая дискомфорт, искали причины: почему мы так плохо живём? Кто в этом виноват?

Некоторая часть не самой умной молодёжи увидела причину своего безрадостного существования в наплыве кавказцев и гастарбайтеров в центральную часть России. Эти молодые люди стали называть себя скинхедами. Собственно, они не изобрели ничего нового. Скинхеды как часть молодёжной субкультуры появились на Западе в  60-х годах прошлого века и постепенно стали распространяться по всему миру. После событий сентября-октября 1993 года, когда Ельцин очень наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент – насилие, численность скинхедов в России резко возросла. Как это ни странно, «отрыжка» фашизма пришла и на нашу землю.

В этих условиях формировались политические взгляды будущего поэта Марины Струковой. Когда в печати появились её первые стихи, на них обратили внимание и читатели, и литературные критики. Вячеслав Лютый в своей статье «Поднимается ветер…» (о поэзии Марины Струковой) писал: «Ужас реальности, повсеместность обмана, торжество мистического Горя, приручившего целую страну, — всё это присутствует в струковских стихах исключительно обострённо и видимо… И такая проекция гнева… совмещается с началом, в котором неразрывно и одномоментно проблёскивает русское женское и русское воинское – жертвенность и доблесть. Перед нами – духовный воин…» Это «тип нравственного стояния; приверженности высшей Правде, готовности не отступить от светлого через сумрачное во тьму». И далее: «Это голос молодой России, которая полна не только гневом, но и любовью, разумом, сердечным чувством и удивительным по глубокой выразительности поэтическим словом».

Высокую оценку, полученную от читателей и литературных критиков, Марина Струкова оправдала своим дальнейшим творчеством, но от националистической идеологии до конца так и не отказалась. Однажды она публично заявила: «Я никогда не перестану утверждать, что русские скинхеды – это единственные реальные защитники нации на фоне аморфной продажной оппозиции, занятой лишь митингами и болтовнёй. Недаром идеологов скин-движения убивают – значит, считают их угрозой для Системы». В своём стихотворении «Памятник» она предлагает «украсить центр Москвы» памятником русскому скинхеду.

В своей гражданской лирике Марина Струкова затрагивает темы патриотизма, русского национализма, истории России и событий сегодняшнего дня. Её стихи никого не оставляют равнодушными. Одни восхищаются ими, заучивают их наизусть, другие ругают, используя для этого  все возможные изощрённые формы и унизительные выражения.

В последние годы активность молодёжи в политической жизни страны растёт, и этот процесс уже не остановить: современный «дикий» капитализм в России с его стремительно возрастающим уровнем коррупции не устраивает новое поколение. В этих условиях кто-то должен стать для них «властителем дум». В политике на эту «должность» рвётся Навальный. Та пронзительность и глубина, с которой Марина Струкова описывает происходящее в стране, может выдвинуть её в число властителей дум для определённой части молодёжи. В стихотворении «Сияет листовка на серой стене» она выражает уверенность, что в жизнь вступает новое поколение, которое соединит в себе «любовь и праведную ненависть», что порыв сопротивления будет нарастать и что новое поколение не позволит «вписать» их в «касту» униженных и оскорблённых.
Вот отрывок из её стихотворения «Идёт естественный отбор…».

А те, кто честен – не гордись,
По закоулкам – расходись!
Ютись по пыльным чердакам,
Копайся в мусорных бачках.
Я верю в правду. Значит – смерть?

Дрожит асфальтовая твердь,
Сверкают выстрелы в упор,
Идёт естественный отбор,
Бьют сапогами в нашу дверь:
— Стоять! Я тоже сильный зверь.

Видимо, этими строками автор ответила публичному заявлению безжалостного и «эффективного» менеджера А. Чубайса: «Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок». Эдуард Володин в своей статье о поэзии Марины Струковой «Воительница» пишет: «Это война до конца, до смертного венца. Все разговоры о России, исчерпавшей лимит на революции, все дряблые рассуждения о превращении менял и разбойников в отцов нации – в сущности бесстыдны, тем более что эти «отцы», точнее «паханы», по образу своему и подобию будут «возрождать» Россию. А кому, кроме бесов, такая Россия нужна?»

В стихотворении поэта «Если завтра война, мы поплачем о милом…» есть такие строки:

Наш распахнутый мир будет светел и страшен,
Голос крови сильней, чем закон.
Заминируем каждую пядь этих пашен,
Динамит – под оклады икон!

Видишь – выбора нет, поднимается ветер,
Русь уводит на облачный край.
Впереди только битва и огненный пепел,
Позади – очарованный рай.

Марина Струкова – поэт революционной романтики. Этими строками она как бы «напролом» говорит современной власти России: Одумайтесь! Не хотите отобрать у олигархов то, что они украли у народа? Даже не желаете, чтобы они платили подоходный налог не 13% , как врач, учитель и уборщица, а хотя бы 30-40%,  как в Европе? Не хотите платить минимальную зарплату хотя бы 15-20 тысяч рублей? Тогда получите общественный взрыв и новую гражданскую войну. Именно так сегодня «прочитываются» эти строки молодёжью. Наши лидеры до сих пор не поняли, что бедность – это дамоклов меч над богатыми.

В беседе с одним из корреспондентов Марина Струкова сказала: «Будет революция, будет война. Но не думаю, что в ближайшие годы. Глобальный переворот произойдёт, когда широкие массы поддержат оппозицию, требования которой пока не совпадают с чаяниями всего населения». Этот вывод она «формулирует» и в стихотворении «Тепло ли тебе, девица?», в котором есть такая строфа:

Дрожит над миром марево,
Москва глядит растерянно.
И новой битвы зарево
Плывёт в зенит уверенно.

Марина Струкова в своих стихотворениях часто говорит о том, что её личные враги – это те, кто разоряет и унижает её Родину. В одном из стихотворений, где рефреном проходят слова митрополита Московского Филарета «Люби врагов своих», она с предельной откровенностью иллюстрирует, каким образом она будет это делать:

Я за злых и за нищих,
За бунтарскую кровь.
Я врага своего люблю.
Помолиться, так намолю:
Надышаться ему – в петле,
Отоспаться ему – в земле.
Всё идёт к одному концу –
Коль ударю, то по лицу.
О, Россия, костры, снега.
Я люблю своего врага!

Когда прочитаешь стихотворение Марины Струковой «Пуст твой двор и в жилище не будет живых…», сразу вспоминается картина печальной демографии в России за последние четверть века. Год от года россиян становится всё меньше и меньше и прежде всего русских. По официальным данным с 1926 по 1939 год прирост населения в РСФСР составил 15 млн. человек. С 1992 по 2017 год население России не только не прибавилось, а уменьшилось на  1 млн. человек. Сталинский «террор» настолько «ужасен», что за 13 лет численность населения увеличилась на 15 млн., а при правлении демократов, которые «соблюдают» все без исключения права человека, численность населения за 25 лет уменьшилась на 1 млн. Так кто же устраивал террор против народа? Иосиф Виссарионович Сталин или новая власть России? Некоторые западные политики неоднократно заявляли, что население России должно состоять из 30-40 млн. человек, чтобы «обслуживать нефтяную трубу». И не больше. И, видимо, обеспокоенная этой фундаментальной проблемой, Марина Струкова написала стихотворение «Последний русский», в котором есть такие строки:

Но русский человек живёт и действует:
Он продолжает правду защищать
Один, скитаясь по бродяжьим тропам,
Мешает превосходство ощущать
Подонкам, лизоблюдам и холопам.

Русский человек не склонен зарабатывать деньги любым способом; он уважает авторитетных людей, по натуре щедр, открыт, терпелив, проявляет гостеприимство и милосердие; у него развита тяга к справедливости и риску, — всё это не нравится нашим «партнёрам», а поэт готов за это умереть.

Казалось бы, Марина Струкова уже нашла «героя нашего времени» — это скинхед. Однако увидев, что годы проходят, а скинхеды не спасают Россию, она снова ищет героя и отражает свои поиски в стихотворении «Вечер прокуренный… слёзы… чужая квартира…»:

Поиск героя? В листовках наскучивших стенка.
Подвиг? Нацболы на башне – причуда Савенко.
Я презираю людей, покорившихся мрази,
Всё понимают, боятся отмыться от грязи.

Слава оплёвана, наши надежды убиты –
Вражеской кровью смывают такие обиды!
Митинги: Боже! На что эти толпы похожи –
Стадо! Горят камуфляжных наёмников рожи.

Нередко короткие стихотворения Марины Струковой приобретают форму поэтического плаката:

Пусть не плач и песнь, а лишь меч и меч
Будут звоном будить окрестности.
Только сечь и сечь – вот с врагами речь:
Справедливости! Справедливости!

Или:

Взгляд всё грустней и строже,
Всё ненавистней ложь.
Если не Русь, то, что же?
Если не мы, то, кто ж?

Только давно известно:
Страх превращает в прах.
Если не Русь, то бездна!
Если не мы, то враг!

В стихотворении «Очередной победы флаги» есть такие строки:

Преодоленье, бой, всё было…
Но боль сегодняшнего дня
В том, что не сила ломит силу,
А вражеская западня.

Да, мы попали не в одну «западню». Их много: рыночная экономика, лжедемократия, «европейские ценности», «плюрализм», «права человека» — и не можем выбраться из этой западни. А точнее, нас затолкали в эти «капканы».

Лирический герой в стихотворениях Марины Струковой – это чаще всего она сама. Хотя в одном из интервью она сказала: «Поэт в своих стихах не такой, каким он является на самом деле, а такой, каким он хочет быть».

Слушай, судьбина-бестия,
Может быть, пригожусь.
В случае путешествия,
Я выбираю Русь.

Ставишь второе действие?
Бью по рукам с тобой –
В случае происшествия
Я выбираю бой.

Звёздное притяжение
И золотая твердь…
В случае поражения
Я выбираю смерть.

Такое стихотворение могла написать только русская женщина с сильным характером.
Она не только прославляет в своей поэзии лучшие качества русского человека, но и отмечает его слабые стороны.

Страна, куда ты год за годом?..
Как будто есть сейчас страна…
Ведь чтобы снова стать народом,
Нам нужен Враг и Цель нужна.

… Но вот и Враг и Цель известны.
Казалось бы – гори огнём!
Но также тянет к краю Бездны,
Тайком вглядимся и замрём:

Людей влечёт процесс распада.
Парад смертей, пороков рать.
И пошлой кажется отрада
Творить, рождать и побеждать.

Здесь Марина Струкова опять попала «в десятку». Множество русских людей от безысходности кинулись в алкоголизм, наркоманию, распутство. И уже не «горят огнём» совершать военные и трудовые подвиги, а тяга к творчеству осталась у немногих.

Отношения с Богом у всех поэтов разные. Но редко кто осмеливается бросить вызов Богу. Боль за судьбу России оказалась у Марины Струковой настолько сильной, что она сделала это.

Но я во тьме дурной и синей
Кричу в огонь небесных глаз:
«Господь, что сделал ты с Россией?!
Проси прощения у нас!»

Несколько лет назад Марина Струкова в диалоге с одним журналистом сказала, что она считает себя начинающим политологом. Однако её публичные высказывания свидетельствуют о том, что политолога, который будет беспристрастен и объективен, из неё не получится.   В беседе с другим журналистом Марина Струкова заявила: «Национализм, по-моему, отличная идеология для каждого народа, что не исключает их взаимоуважения и мирного соседства».

Человек верит в то, во что ему разрешает верить разум. Но разум зачастую затмевается чувствами. В любом словаре можно прочитать значение слова «национализм»: «идеология и политика, основывающаяся на идеях превосходства и исключительности какой-либо нации и оправдывающая господство одних наций над другими». Национализм как раз исключает «взаимоуважение и мирное соседство» народов. Удивительно, но поэт пока этого не понимает. Впрочем, жизнь учит лишь тех, кто склонен к самообразованию.

Относительно недавно М. Струкова написала открытое письмо главному редактору журнала «Наш современник» С. Куняеву. В этом письме есть такие строки: «… их мечта – восстановленный Советский Союз. Они запамятовали репрессии, нищету, вынужденное молчание. Такие говорят, что несмотря на то, что их предки погибли или отсидели в Гулаге, нужно простить Сталина. Я не прощу, не предам память предков».

Обида на Советскую власть у Струковой – это, видимо, результат семейного воспитания. Её прадед в годы Гражданской войны воевал в частях атамана Антонова. Другой прадед был сослан на Соловки за протест против организации колхозов. И, скорее всего, основные  знания  о жизни  в 20-30-х годах прошлого века Марина Струкова  получила в ходе семейных разговоров.

Прежде чем давать публичную оценку роли И. В. Сталина в истории нашей страны, ей бы следовало вдумчиво и трезво поразмыслить над этой историей. И  не слушать пересказы многочисленных мифов, которые в своё время распространил Н. С. Хрущёв со своими сторонниками, а изучить архивные документы той эпохи, как это делает, например, профессор Юрий Жуков. А то ведь сегодня историки часто напоминают ковбоев, пытающихся усидеть на необъезженных фактах.

Природа подарила Марине Струковой редчайший поэтический дар. И если бы не ростки национализма, которые мешают всесторонней оценке событий, она могла бы стать выдающимся русским поэтом. Но этого, скорее всего,  не произойдёт. А жаль!

Валерий Румянцев


Рецензии