Философ Иммануил Кант

Великий Кант, Иммануил,
С 1724 по 1804 год жил,
Всю жизнь свою он подчинил,
Интеллектуальной деятельности,
Могучим умом Кант обладал,
И в философии метод познания,
Диалектический создал,
Очень просто, размеренно он жил,
Подъем, кофе, чтение лекций,
Все в определенное время,
Невзирая на слабость тела,
Но как заметил Г. Гейне,
Был удивительный контраст,
Между гениальной мыслью,
И великого Канта, жизнью,
И в философии, и в науке,
Его основные идеи,
И его пророчества,
Прошли эволюцию,
И выделяют два периода,
Его творчества:
- Докритический период,
- 50 – 60 годы, 18-го столетия,
Он рассматривал вопросы мироздания,
Как астроном, географ, физик,
Материалист и диалектик,
Обосновывал идею,
Саморазвития природы,
Он объяснил,
Приливы и отливы,
Положением Луны,
И научную гипотезу,
О происхождении Земли,
И всей солнечной системы,
Из газовой туманности,
Изложенной в 1855 году, в работе:
«Всеобщая естественная,
История и теория Неба»,
Он обосновал проблему,
И объяснил,
Как на основе анализа,
Физических процессов и сил,
Объяснить современное,
Состояние Космоса,
И Вселенной;
- Критический период,
В 70 – 80 годы,
Когда произошла вся,
Переориентация его интересов,
На проблемы человека,
Главные его работы:
«Критика чистого разума» (1781 г.),
«Основы метафизики нравственности» (1785),
«Критика практического разума» (1788 г.),
«Критика способности суждения» (1790 г.).
Основные вопросы этого периода:
«Что я могу знать?»,
«Что я должен делать?»,
«На что я могу надеяться?»,
«Что такое человек?»
Кант осуществил переворот,
И показал, народу, всем,
Постановку и решение,
Философских проблем,
Главным было учение о бытии,
Онтология, учение о сущем,
Философы Нового Времени,
Занимались многими,
Вопросами гносеологии,
Взаимоотношением объекта,
Субъекта и знания,
В процессах деятельности познания,
Но при анализе вопроса,
О взаимодействии субъекта и объекта,
Кант выделяет познающий субъект,
Субъект определяет способ познания;
Философию Кант разделил,
На теоретическую и практическую,
Теоретическая занимается,
Исследование законов и границ,
Человеческого разума,
В работе «Критика чистого разума»,
Кант задает знаменитый вопрос:
«Что я могу знать?»,
И ему удалось обосновать,
Условия и возможности,
Человеческого познания,
Кант считал, что знание,
Это человеческий опыт,
Базирующийся на основе,
Доопытных, априорных,
Форм чувственности и рассудка,
По Канту познание выглядит так:
Вещи существуют сами по себе,
И воздействуют на наши чувства,
И мы испытываем ощущения,
Упорядочиваемые пространством и временем,
И они становятся на века,
Достоянием человека,
«Являются ему» и он,
Делает определенные умозаключения,
А вещи, существующие в нашем сознании,
Кант назвал явлениями,
И человек может знать,
Только явления,
А свойства и качества вещей,
Вне нашего сознания,
И не можем мы их знать,
Вещи сами по себе,
Становятся «вещами в себе»,
Непознанными и нераскрытыми,
Разум – высшая способность,
Субъекта, человека,
Только ему может быть доступен,
Умопостигаемый мир,
То, что находится за пределами опыта:
«Бог», «мир в целом», «душа», «свобода»,
Рассудок же, стремясь к абсолютному знанию,
Выходит за пределы опыта,
Впадает при этом в иллюзии,
Запутывается в противоречиях,
Антиномиях разума,
Антиномии – это исключающие друг друга,
Но в то же время в равной степени,
Обоснованные мнения,
Обоснованные суждения,
Кант приводит четыре таких антиномии:
1.Тезис: Мир имеет начало (границу), во времени и в пространстве,
Антитезис: Мир во времени и в пространстве бесконечен,
2. Тезис: Все в мире состоит из простого,
Антитезис: Нет ничего простого, все сложно,
3. Тезис: В мире существуют свободные причины,
Антитезис: Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы,
4. Тезис: В ряду причин мира есть некая необходимая сущность,
Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно,
Но реальный опыт, Кант говорит,
На эти вопросы никогда не ответит,
И надо опираться на веру,
Его знаменитый тезис:
“Мне пришлось ограничить (очертить границы) разума,
Чтобы освободить место вере”,
Учение Канта о пределах познания,
Не направлено против науки,
Оно против слепой убежденности,
В ее безграничных возможностях,
В ее безграничных способностях,
Что можно решить любую проблему,
Всеми научными методами,
Эти взгляды Канта являются актуальными,
И в наше противоречивое время,
Время научно-технического разума,
Время научно-технического прогресса,
Время угроз существования человечества,
Второй вопрос философии,
Поставленный Кантом:
“Что я должен делать?”
Это вопрос нравственный,
В вопросах нравственности человек,
Не может опереться на науку,
А значит — и на теоретический разум,
Который компетентен только в сфере опыта,
Человек, по Канту, житель двух миров:
Чувственно-воспринимаемого,
Мира причинно-следственных зависимостей,
И умопостигаемого — мира свободы,
В сфере свободы действует не теоретический,
А практический разум,
Законы практического разума,
Это нравственные законы,
Мораль нельзя вывести из опыта,
Нельзя на основе теоретического разума,
Обосновать моральные нормы,
Поскольку они не относятся к миру явлений,
Нравственность, по Канту,
Ниоткуда невыводима,
Ничем не обосновывается,
Так, совесть побуждает человека,
К определенным поступкам,
Хотя нельзя ответить на вопрос,
Почему совершается тот или иной поступок,
То же самое можно сказать и о долге,
Кантом был сформулирован,
Высший нравственный принцип,
Категорический императив, предписание,
Который гласит:
“Поступай так, чтобы максима твоей воли,
Могла в тоже время иметь силу,
Принципа всеобщего законодательства”,
Это значит: поступай по отношению к другим так,
Как ты хотел бы, чтобы они поступали,
По отношению к тебе,
Знай, что своими поступками,
Ты формируешь образ действия других,
И создаешь форму,
Характер взаимных отношений.
Или: «Поступай так, чтобы ты,
Всегда относился к человечеству,
В своем лице, и в лице всякого другого,
Так же, как к цели,
И никогда не относился бы к нему,
Только как  к средству»,
Именно нравственным,
Является такое действие,
В котором человек и человечество,
Выступают как высшие цели.
Кант с пафосом говорил:
“Две вещи наполняют душу,
Все новым и возрастающим удивлением,
И благоговением, чем чаще,
Чем дольше мы размышляем о них,
Звездное небо надо мною,
И моральный закон во мне”;
Работы Канта всегда вызывали споры,
Целых его последователей,
И его противников,
И символично, что его могила,
В нынешним Калининграде,
Во время войны,
Единственно, что уцелело,
В разрушенном городе.


Рецензии