Времена и нравы. Почти по Гоголю

Кто не помнит «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, с ведьмами, колдунами, Вием и  прочей нечистью? Несомненно, и в наших краях случались истории, достойные пера великого писателя. В книге А.Н. Минха «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» есть такой рассказ: « Случилось раз, что ведьма обратилась в свинью и напала на парня, который был очень силён; он отрезал ей ухо и ногу, принёс домой и положил на окно, не сказав об этом никому; поутру домашние увидали на окне человеческое ухо и кисть руки; начались расспросы. Младший сын рассказал, как было дело: «Иду я вечером поздно с вечеринки, один без товарищей, не дождавшись конца; навстречу бежит свинья, прямо на меня, да под ноги; я испугался, сотворил молитву и читаю Богородицу, а свинья мне всё под ноги катится; я перекрестился, снял с пояса ножик, ухватил свинью за ухо и отрезал его; она всё на меня бросается, хочет есть; попалась мне палка, я ну её колотить по ногам, да с досады отрезал ей ногу; побежала от меня свинья, ковыляя, с визгом на гумно к Матрёне, вдовой старухе, что живёт на задах; принёс я ухо и ногу домой, да положил на окно, - бил я свинью, а не человека». Об этом рассказали в селе и, сделав обыск, нашли старуху Матрёну на печи всю обвязанную и больную: у неё не оказалось уха и кисти правой руки. «Это происшествие рассказывал в с. Колене старик 75 лет, вполне веривший в достоверность этой басни, » - заключает Минх.

Замечу, что историю эту я слышал задолго до прочтения книги А.Н. Минха, в детстве от своих родителей, а те, в свою очередь, от своих. Подобные рассказы очень нравились нам, детям и мы пересказывали их друг другу.

Считалось, что оборотни и ведьмы могут превращаться в различных животных и в разные предметы. В одном из таких рассказов ведьма обернулась плетёной корзинкой. Обращение происходило обычно в полночь, а с третьими петухами чары рассеивались. Всё как у Гоголя.

Слышал я от бабушки и о том, что деревня Богдановка, которая находится недалеко от сёл Сазоново и Лисичкино (здесь жила бабушка), считалась в округе деревней колдунов и пользовалась дурной славой. Было даже такое выражение: «богдановский колдун». Был там якобы, мост на котором всегда распрягались сами по себе упряжки, особенно свадебные. А ведьмы из той деревни будто бы могли наводить порчу на людей и домашний скот.

Сейчас от Богдановки осталось всего несколько домов да подобные «преданья старины глубокой».

Алексей НИКИТИН   


Рецензии