10-ый класс. Из дневника

Исповедь. Детство и юность. Воспоминания и дневник/ Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2018. –408 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3756/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/kkzu
  ________________________________________

ФОТО можно посмотреть в книге по ссылкам выше.
 ________________________________________

 
01-06.1971 г. 10-й класс школы

10-ый класс. Из дневника

5/I/1971 г.
1. Жизнь
2. Счастье
3. Любовь
4. Величие
5. Искусство, литература, поэзия
6. Я сам

Относительно этих вопросов очень много задумывался за ноябрь – декабрь 1970 г. Хочется записать хоть в отрывках.

Любовь – самое прекрасное из всего, что дано человеку.

Счастье слишком обширное понятие. Каждый понимает счастье по-своему (труд, любовь, семейная жизнь, борьба, деньги, власть, приключения, слава и т.д.). Т.е. можно сказать, понимание счастья зависит от духовного мира человека - его мечты, представлений о смысле жизни. Что в свою очередь зависит от очень многих факторов, прежде всего, от той среды, где он рос, но и от него самого.
Понимание счастья у рабочего и интеллигента не может быть одинаковым, духовный мир интеллигента (настоящего) неизмеримо шире, чем у рабочего (в общем случае). Хотя в данный период, особенно в соц. странах, грань между передовыми рабочими и интеллигентами стирается.
Но каков бы ни был духовный мир человека, никто не может жить вне действительности, т.е. человек объективно связан с людьми, природой и т.д. Так вот, счастье, если говорить не о мгновенном счастье, а всеобъемлющем, полном, продолжительном (мгновенное счастье может дать вдохновенье, любовь), человек счастлив только при гармонии его духовного мира с объективной действительностью.
Общество будет наиболее счастливо при коммунизме.

Некогда! Некогда!

6/III/1971 г.
Слушал с классом в Эрмитаже лекцию об импрессионизме. Не понравилось. Искусство прекрасно, когда оно массово, восхищает сравнительно непросвещенного зрителя или читателя. Импрессионизм не развивает, а упрощает мысль, исключает подсознательный анализ произведения, лишает мир бесконечного многообразия деталей, упрощает реализм и начисто отбрасывает романтизм, без которых любое произведение лишается жизненной силы.
Отсутствие эстетической красоты. Ограниченность миропонимания. Реклама.

13/III/1971 г.
Порою бывают ощущения,
что у меня в голове спрятана бесконечность,
пустота с редкими мерцающими звездами,
свободная, всеобъемлющая пустота…
И - все равно…

Как хочется чего-нибудь оставить…
Нет-нет, я и не думаю о славе…
Но память!

14/III/1971 г.
Люди похожи на деревья

Люди очень похожи на деревья.
Разве они собираются в большие города
Не так же, как березки или дубы в рощи?
И шумят, и волнуются, все вместе,
Одной, единой могучей жизнью.
Разве не так же они все вместе тянутся
К свету, солнцу крышами домов-небоскребов?

И неправда, когда говорят,
Что в лесу побеждает сильнейший -
Нет, не правда!
Посмотрите, всмотритесь в счастливую,
Залитую солнцем рощу.
Это единая, дружная семья.
Вот маленькая березка, совсем девчушка,
Смотрит счастливыми глазами
На красавицу мать - белую березу,
Молодую, зеленеющую, шумящую.
А мать тоже, счастливая и гордая за свою дочь...
Ласково целует её нежными губами листьев,
Душистых и клейких.

А разве не так же они все вместе
Молчат насторожено и чутко,
Завидев приближающиеся тучи?
А потом, когда налетает гроза,
Бунтуют и разгневано бьются своими кронами с нею.
Все вместе! единой стеною
Заслоняя подрастающих детей своих
И всё, что живёт с ними одной,
Общей, когда-то установленной,
Суровой и трудной жизнью,
Защищая землю свою,
На которой они выросли,
И которая одна только дорога и любима ими.
И разве не так же они называют
Землю эту своей Родиной?
И чахнут, и засыхают, тоскуя по ней,
Если судьба заносит их на чужбину?

Ну, разве люди не похожи на деревья,
На светлые, тянущиеся к солнцу
Дубовые и березовые рощи?

Люди похожи на деревья…

29/III/1971 г.
Самый страшный день в моей жизни

В этот день люди мыли стёкла, сияющие под весенним, ласковым солнцем. Это был самый страшный день в моей жизни.
Я шёл по только что оттаявшим лужам. Плескало солнце. Прохожие жмурили глаза, и от этого казалось, что все улыбаются, причмокивали губами и раздували ноздри, пытаясь уловить ещё неуловимый, но уже так много обещающий приятными предчувствиями, милыми воспоминаниями аромат весны.
Маленькие дети с видом людей, делающих самое главное дело в своей жизни, пытались обойти все лужи нашего квартала и его окрестностей. А те дети, которые были несколько взрослее, пускали по глубоководным ручьям пробки от лимонадных бутылок. Они были счастливы. И я бродил между ними, улыбаясь.
Я был одинок, как бывает одинок только одиноко торчащий саксаул в необозримых пустынях Африки.
В этот день у меня было то самое неестественное состояние духа, когда ты уже не ребёнок, но ещё не мужчина, умудренный многоиспытавшимся жизненным опытом и восторжествовавшими над умом взглядами.
От этой горькой мысли, окидывая находящимся на промежуточной стадии взросления оком всю свою небольшую, бедную событиями, но богатую впечатлениями жизнь, я чувствовал, что в голове моей каша. Эта каша подгорала. Казалось, кто-то невидимый бесцеремонно помешивает мою кашу большой железной ложкой. И хотя я подсознательно чувствовал, что не будь этой ложки, в голове давно бы остались одни раскалённые разбушевавшимся пламенем порохового склада чувств угольки, всё же это было очень неприятно.
Ясно было только одно, что в этот разнесчастный день первый раз… я был одинок, как бывает одинок только одиноко торчащий саксаул в необозримых пустынях Африки!

15/IV/1971 г.
Облетели березы и клены,
И пожухла давно трава,
Но осталась душа зелёной
И растрёпанной голова!

16/IV/1971 г.
Тоска – одно из самых человеческих чувств. По-моему, благодаря именно ей, часто не осознанной тоске по совершенству, прекрасному рождаются самые замечательные произведения искусства и вообще всё лучшее, что выходит из рук человека. Отрицаю, что она не уместна в советском человеке, не присуща ему. Это крайне вредное мнение. Тоска по гармоничному, совершенному обществу и человеку, члену этого общества – ведет нас к коммунизму.
Есенин. Эстетическое одиночество – причина смерти.

Считаю, писать «умные стихи» - так же глупо, как было бы глупо зарифмовывать пятилетний план развития народного хозяйства СССР. «Партийность» советской литературы должна заключаться в гармоничности, красоте чувств (в отличие от буржуазной литературы) советского поэта, отражаться в его стихах.

26/IV/1971 г.
Каждая политическая система определяется, в конечном итоге, отношениями между людьми. Если они прекрасны, прекрасно и счастливо общество в целом и все его члены в частности. Равенство прав не даёт ещё людям счастья. Можно на равных правах оскорблять, унижать и т.д. друг друга. Общество может стать счастливым, если прекрасны, гармоничны отношения между людьми.
Необходимо агитировать прекрасными чувствами, поступками, движениями… В человеке заложена тяга к хорошему, лучшему, необходимо только проявить эту тягу, показать, что любовь, дружба, честь - единственно возможные отношения между людьми в наше время, тем более, в будущем. Не стесняться создавать эстетически красивые произведения искусства. Больше возвращаться к нашим лучшим традициям прошлого, конечно, соизмеряя его с настоящим.

В бурях, буднях, словах и улыбках,
В суматохе людей и машин
Месяц грустное золото выткал
По озёрам моей души…

V/1971 г.
Много стихов, много надежд. Заканчиваю математический класс. В неделю – 10 дополнительных часов математики, 7 часов физики. Взгляды, полные любви – недосказанной! Улыбки. Л.М. !!!

VI/1971 г.
Выпускной бал в кафе «Клён» на улице Шверника. Приличное место!
Потанцевать, попрощаться с Леной М. не удалось. Нажрался, как свинья, ещё до школьного бала.
__________________________

Воспоминания

Выпускная линейка, поздравления учителей прошла хорошо. Достаточно посмотреть наши лица.

ФОТО
Справа Володя Седойкин, Андрей Дукельский
ФОТО
Толя…, Володя Панков, Сергей Воронцов, Игорь Соколов, Андрей Кулаков
ФОТО
Лидия Петровна, Тамара Григорьевна, Лена Митькина, Сергей Самуйлов, …


О Лене Митькиной (Л.М.)

Это самая сильная любовь моей жизни. Первая настоящая. Я на неё мог только смотреть, бесконечно, украдкой… оторвать взгляда не мог!
Таинство движений и мимики, фигуры и глаз!
Два года учились мы в одном математическом классе. Я на уроках забывал обо всем, используя каждую возможность на неё посмотреть!
В неё была влюблена половина класса. Школы. И не только лишь школы.
Она являла собою Чудо. Живое, совершенное Чудо. До которого невозможно дотрагиваться руками!
Однако на школьных Огоньках мы порой танцевали. Вблизи я совершенно терялся, не мог связать нескольких слов.
Так и прошли эти два лучших года юности и жизни моей. Когда я написал самые замечательные стихотворения, дышащие жизнеутверждающей силой.
Конкретного мне почти нечего вспомнить. Потому что у нас не было никаких отношений, лишь взгляды, которые помню всю жизнь. Стихи непосредственно ей я почти не писал. Но всё моё тогдашнее сочинительство, связано с Леной неизъяснимою связью! Как самое дорогое.
Фотографии. Лишь в малой степени могут передать то, какой была Лена Митькина… в те школьные годы. А потом мы пересекались лишь на встречах одноклассников, раз в пять или десять лет.
Она - секретарь комсомольской организации школы. Я от комсомола был совершенно далек, ничего меня с ним не связывало. Я и узнал, что Лена секретарь организации в конце уже школы, чуть ли не на выпускном дне.
Да.

ФОТО
Лена Митькина. Выпускной альбом, 1971 год

ФОТО
Директор школы – Иосиф Борисович, секретарь комсомольской организации – Лена Митькина, старшая пионер-вожатая. Выпускной.

Надо сказать, еще мне нравились Лена Аржаникова, Таня Горбунова, Ася Дукельская. И, конечно же, Катя Сидорова. И не только.
Но с ними общаться мне было проще.

ФОТО
Таня Ширинская, Таня Горбунова, Люда Феоктистова, Ася Дукельская, Лена Афиногенова, 1971 год.

Несколько стихов к Л.М. в конце книги.

2018 год


Рецензии