Как запорожцы вместе с поляками резали москалей

"Запорогов" московские летописцы называли "змии люты и волцы хищницы". 
Это заслуга Пётра Конашевича Сагайдачного (1577-1622).
Он родился в семье православного шляхтича, в Русском воеводстве Речи Посполитой - ныне Львовская область.
Учился в греко-славянской Острожской школе, которая была первой православной  высшей школой. благодаря образованию - рано начал занимать высокие должности.
Монах Георгий Конисский (1717-1775) в «Истории русов или Малой России» писал, что: «полки Малоросийкие … согласясь с Козаками Запорожскими, в 1598 году выбрали себе гетманом Обозного Генерального, Петра Конашевича Сагайдачного, и он первьий началъ писаться Гетманом Запорожским..»
В качестве гетмана запорожцев Сагайдачный организовал с десяток успешных морских и сухопутных походов на крымчаков и турок. Брал: Перекоп, Очаков, Кафу (Феодосия), где освободил много русских рабов и Синоп, а в 1618 году сожег половину Стамбула. 
«Это же от нашего рода войско при Олеге князе русском по морю плавало и Царьград осаждало» - писал киевский митрополит Иов Борецкий (1560—1631). 
Гетман был ярым стороннником православия и врагом униатства. В 1610 году наместник униатского митрополита попытался  захватить  Софийский собор, казаки Сагайдачного утопили его в днепровской проруби. В 1616 году он, со всем войском запорожским, вступил в киевское православное Богоявленское братство, дабы не допустить его закрытия польскими властями.  Впоследствии Богоявленская братская школа превратилась в Киево-Могилянскую академию, в которой получили образование в том числе - Михаил Ломоносов и Гавриил Державин. 
При всём своём православии Сагайдачный всю жизнь был верен католическому королю и служил ему как собака - изображенная на его родовом гербе.
После разгрома  под Москвой в 1612 году, король Сигизмунд решил вернуть на Московский престол своего сына Владислава, которого сами московские бояре признали своим царём в 1610. Но уже в 1613 году вместо Владислава  земской собор  выбрал Михаила Романова (1596—1645), что стало поводом к войне.
Сигизмунду нужно было решить две задачи : обеспечить мир с турками, которых  трепали подданные ему запорожцы и снова поставить на колени москвичей.
Польский король предложил Петру Конашевичу идти не на Стамбул, а вместе с Владиславом Сигизмундовичем на Москву.  Гетман подумал и  выдвинул четыре условия участия казаков в московском походе:
1. увеличение численности казацкого реестрового войска;
2. снятие  ограничений на православное вероисповедание в Малороссии;
3. признание судебной и управленческой  автономии Войска Запорожского;
4. расширение казацких земель;
31 октября 1617 года запорожцы и король заключили соглашение. В нем устанавливался общий размер правительственного жалованья казакам — 10 000 злотых в год на все войско и 700 поставов сукна. Но самый главный вопрос – численность реестра не уточнялся. Зима и весна ушли на подготовку к походу. В начале августа 1618 года Сагайдачный с 20 000 казаков, выступил в помощь Владиславу, который давно застрял со своими полками под Вязьмой.
Казаки ударили сильно и стремительно. После штурма Путивля и Рыльска, где Сагайдачный потерял много людей, казаки убили всех пленных и вырезали православных монахов участвовавших в обороне городов: Молчанского (Путивль)  и Свято-Николаевского (Рыльск) монастырей.   
Следующим запорожцы взяли город Ливны, который защищали 940 бойцов. «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы... и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных христиан поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поймал». Удивительно, но и украинские историки этого не отрицают - в  книге "Гетман Сагайдачный", изданной в 2002 году Анатолий Палий и  Александр Чувардинский пишут, что запорожцы уничтожили "многих мужчин, женщин и детей до младенческого возраста".
Следующим пал Елец с гарнизоном в 7 000 бойцов.
Запорожцы не могли его взять в лоб. Они выманили защитников из крепости -делая вид, что отступают. После того как они захватили часть укреплений, к Сагайдачному пришли местные священники с просьбой пожалеть город, в обмен на выдачу царского посланника Степана Хрущова вместе с «казной». Сагайдачный согласился.
В  Елеце ему достались большие запасы продуктов и оружия. Далее раззорению и резне были  подвергнуты города: Лебедин, Данков, Скопин и Ряский. Когда Сагайдачный подошел к хорошо укреплённому рязанскому городу Михайлову, он предложил горожанам сдаться,  назвав себя представителем Владислава - законного  царя Московского. Михайлов ответил, что "целовали крест Михаилу Романову". Тогда запорожцы после долгоо пушечного обстрела  завалии ров  хворостом, и устроив из брёвен примёт (помост до уровня стены) - пошли на приступ.  Два дня они пытались взять город, защитники неожиданно выскочили из крепости и ударили им в бок, да  так сильно, что запорожцы  отбежали от города.  Сидя на берегу реки Проня, и глядя на город глазами, отражающими красное пламя костра, Сагайдачный  написал михайловцам письмо: "Не надо смеяться о вашей силе и моем отступлении. Утром град ваш возьму рукою, как птицу!"
. "Защитник веры православной"  пообещал каждому жителю городка отрезать руку и ногу. Утром  михайловцы совершили крестный ход по стенам крепости.  Снова начался приступ, в разгар которого москали повторили приём с внезапым ударом в бок.  Осада захлебнулась.
Два дня запорожцы готовились к последнему приступу.  Их встретили все жители города: огнём железом, камнями и кипятком.  Как писал летописец: «всепагубный враг Сагайдачный с остальными запороги отиде от града со страхом и скорбию». Потеряв под Мизайловым более 1 000 бойцов Сагайдачный решил больше не ловить "рукою птицу", тем боле, что в Вязьме его уже заждался  "законный" московский царь.  А михайловцы в память о том штурме  отмечали 27 августа как праздник каждый год,  аж до Октябрьской революции.
Далее по  пути к Москве запорожцы  спалили города: Романов, Касимов, Бронницы и Каширу. Возле Донского монастыря (центр современной Москвы) путь им перекрыло московское войско. По польской легенде Сагайдачного вызвал на бой один из бояр Бутурлиных. Скорее всего, это был «лют зело» Михаил Матвеевич Бутурлин (умер в 1648) разжалованный из воевод  за поражение под Смоленском. У Бутурлина в одной из битв был ядром проломлен череп и он имел славу свирепого безумца. Бутурлину надо было отличится, что бы вернуть себе должность воеводы. Сагайдачный на бой согласился. В этой былинной сзватке на глазах у двух войск гетман увернулся от копья и сшиб боярина с коня ударом булавы. Московское войско дрогнуло и отступило. В начале октября, там, где сейчас в Москве находится станция метро Тушино, казаки соединились с Владиславом, который уже целый год "пасся" с польской армией на западе   московской земли.  Но совместный штурм Москвы оказался неудачным,  деньги кончились, начались морозы. Стало ясно, что  Москва ляхам и «лыцарям» уже не по зубам. 
24 декабря 1618 года  было заключено перемирие сроком на четырнадцать с половиной лет. За  Речью Посполитой  закреплялись Смоленск, Чернигов и ещё 27 русских городов Владислав продолжал считать себя московским царём.
Запорожские казаки  за поход на Москву получили  свои "30 серебрянников"  -  20 000 золотых. Но реестр - главное требование Сагайдачного, так и остался на уровне 1 000 человек. 
Как говориться: "Всем спасибо, война окончена". 
Перед Сагайдачным встал выбор: или воевать с поляками или принять их условия. Он принял. А потому лишние казаки  начали расползаться  кто куда. Часть ушла в Австрию воевать в  Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне католиков против протестантов . Часть на службу к персидскому шаху Аббасу. Ждан Коншин с тремя сотнями бойцов, нанялся на службу  к Михаилу Романову.
Большинство во главе с Петром Канашевичем вернулась на Сечь по пути совершив не удачную попытку штурма  Серпухова и Калуги.  Прийдя в Малороссию Сагайдачный  выторговал увеличение реестра  до трёх тысячь и восстановление православной иерархии в Киеве.
Казаки не попавшие в рестр должны были под страхом смертной казни вернуться к своим польским панам в качестве холопов. Оставшиеся в реестре запорожцы имели право официально выбрать себе гетмана, но его должен был утверждать король.
Проблема была в том, что запорожцев при Сагайдачном было около 20 000, все они хотели быть реестровыми - получать жалование из казны и пользоваться привелегиями.
По этому,  в следующкм "сезоне", пока Сагайдачный снова ходил на крымчаков произошел переворот. Не взятые в реестр запорожцы выбрали нового гетмана Яцко Бородавку. Но Сагайдачный казнил Бородавку обвинив в сговоре с турками и снова стал гетманом. Однако из чувства вины он всю оставшуюся жизнь, поминал Яцко в своих молитвах. 
В марте 1620 года Сагайдачный с несколькими тысячами казаков встречал Иерусалимского патриарха Феофана на русско-польской границе. Казаки: «охраняли Святейшего Отца словно пчелы матку». Феофан с разрешения короля ехал в Киев рукоположить нескольких новых  православных епископов. Мелетий Смотрицкий (1577-1633) – один из рукоположенных Феофаном, а так же автор книги «Грамматики Словенския» писал: "Патриарх бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, потому что московиты - христиане".  Гетман Сагайдачный  каясь - просил Феофана  отпустить запоржцам грех братоубийственной войны. Запорожцы стояли на коленях, а патриарх отпускал им сей грех. 
В 1620 году Сагайдачный даже посылал послов к Романову договариваться о переходе запорожцев в московское подданство "чтоб их государь пожаловал, як своих холопей". Но эти переговоры закончились - ни чем.
Пока славяне резали друг друга ситуацией воспользовался молодой турецкий султан Осман Второй (1604-1622), он  вошел в Малороссию летом 1621 года с войском в 90 000 бойцов. В сентябре под Хотином после тяжелейших боёв польско-казацкому войску удалось заключить с Османом временный мир. Сагайдачный же был ранен отравленной татарской стрелой. 
За спасение Речи Посполитой Владислав даровал ему позолоченный меч, украшенный  бриллиантами, c надписью на латыни: «Владислав кошевому Конашевичу под Хотином против Османа». Умирая, гетман завещал все свое имущество Львовскому и Киевскому православным братствам, сиротским приютам и больницам.
Он предупредил короля, что если поляки не будут соблюдать права казаков - Речь Посполитая развалится: "Я, вашего королевского величества ноги смиренно обнявши, покорно и слезно прошу..."
Таким образом, Сагайдачный ценой резни православных братьев в московской земле востановил  православную иерархию в Киеве и создал будущую Киево - могилянскую академию.


Рецензии