Мой милый Насретдин! Довольно наслаждаться

Мой милый Насретдин!
Довольно наслаждаться
И распевать везде веселые мечты!
Приедь-ка  в  Бугульму!
Пора за дело взяться:
Вот научи людей
Быть мудрыми, как ты!


Рецензии
Был мудр, находчив, остроумен
Ходжа ибн Насреддин.
Но таковым он был в Средневековье
Не один.
И ловкостью, и хитростью,
И мудростью ума,
И верной дружбою, и справедливостью
Прославлен был айяр Саймак.
Любой бедняк
В нём мог искать защиты....
А ныне он несправедливо позабытый.
В наш Век, чтоб общество от нечисти очистить,
Есть у него чему нам научиться.

Владимир Мироненко   10.02.2019 19:17     Заявить о нарушении
В детстве я перечитала все сказки: и длиннющие индийские и короткие восточные притчи, притчи разных народов. Но Насреддин молился Богу и был веселым муллой-учителем. Это и сегодня великая редкость! А тогда... почти что подвиг:)) Спасибо за отзыв! Я счастлива!!!

Аниса Ганфаритова   10.02.2019 23:04   Заявить о нарушении
Очень интересен литературный герой айяр Саймак и айярство как социальное движение.
Привожу краткую справку:
Айярство – весьма многогранное и сложное, где тайное, где открытое социальное движение простолюдинов раннего и позднего Средневековья, возникшее в Хорасане в персоязычной среде, а, из-за привлекательности своеобразной этики и философии, оно распространилось во многих регионах Арабского мира.
Чтобы стать айяром (синонимы слову АЙЯР: ДЖАВАНМАРД, ФАТТИ. КАКА, АЛУФТА) необходимо было в своё время пройти «семьдесят две ступени лестницы», т.е. стать носителем 72-х положительных свойств благородного человека. Этика и философия айярства оказали огромное влияние на формирование ярких личностей средневекового арабского мира (напр.,Алишер Навои-поэт и визир) и нашли отражение во многих прозаических и поэтических произведениях того времени – из них назову три: народный роман-эпопея «Самак-айяр, или Деяния и подвиги красы айяров, что царям служил, их дела вершил, был смел да умел», XI в., автор неизвестен; «Кабус-Наме» («Книга Кавуса», энциклопедический труд, написан в 1082-83 гг. Кей-Кавусом на 63-м году жизни, как наказ-поучение сыну; «Шах-Наме» - «Книга царей» - создана за 976-1011 гг., автор Хаким Абулькасим Фирдоуси (авторский текст состоял из 60 тыс. бейтов - сохранилось 56 тыс.).
В «Кабус-Наме» отец обращается к сыну: «Знай, что благородный айяр тот,у кого много добродетелей: он смел и мужественен, терпелив во вяком деле, держит обещания, целомудренен, никому не причиняет вреда (но беспощаден к врагам – личным, друзей своих и родины –В.М.), на пленников не посягает, допускает вред себе ради выгоды друзей (отдаст жизнь свою «ради други своя»), злые дела осуждает (словом и действием –В.М.), нищих одаряет, говорит всегда правду (но не явным врагам – с врагами хитрит – В.М.), правдивое слушает, за добро злом не платит, ведёт добрые речи, в беде видит благо». (К этому следует добавить:хранит доверенные тайны и имущество даже ценою своей жизни, всегда готов защитить обиженных и обездоленных. И всё равно – перечисленное - лишь частица из указанных выше «72-х ступеней лестницы» -В.М.).
Предводители айяров должны были строго соблюдать три основные заповеди: ЩЕДРОСТЬ - САХО; ЧЕСТНОСТЬ – САФО и ВЕРНОСТЬ – ВАФО.

Владимир Мироненко   11.02.2019 04:29   Заявить о нарушении
К ним я еще отнесла бы и Омара Хайяма. Он великий учитель!
Спасибо большое за развернутый отзыв и интересную информацию!!!

Аниса Ганфаритова   11.02.2019 10:10   Заявить о нарушении
Омар Хайам - великий суфий, мой любимый поэт. В основе философии айярства - суфийское учение о совершенном человеке. Каждый айяр был в некой степени суфием, но не каждый суфий был айяром. Айяр не только словом, но каждодневным активным действием подтверждал свой нравственный кодекс, поступками защищая обиженных и наказывая обидчиков.
В этом плане ходжа Насреддин были и суфием, и айяром.

Владимир Мироненко   11.02.2019 11:06   Заявить о нарушении
Спасибо за Хайяма!!!

Аниса Ганфаритова   11.02.2019 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.