Украинизация Малороссии при большевиках

Украинизация Малороссии при большевиках и почему Лев Мехлис редактор газеты "Правда" считал украинские газеты ублюдочными

Ещё в 1921 году до создания СССР на десятом съезде РКП(б)
Иосиф Сталин (1878-1953)заявил: «…Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы".

Таким образом, большевики перетягивали на свою сторону, выступавших под знаменем отделения от России украинизированных элементов. Буквально десятки тысяч их хлынули в партию делать карьеру. Их встретили с широкими объятия старые украинские большевики типа Христиана Раковского (1873-1941), который заявлял: «нужно отнять от союзных комиссариатов девять десятых их прав и передать их национальным республикам» и Николая Скрипника (1873-1933) активно разрабатывавшего «новый» украинский язык. И особенно этому были рады новые большевики - “укаписты”, возглавляемые Шумским, Михайличенко, Заливчим, Винниченко, Шрагом, Христюком, Чечелем, братьями Лакизами, Одинцом и другими. “Укаписты” — бывшие многочисленные члены левых фракций украинских эсдеков и эсеров, боротьбистов и бундовцев, которые сотрудничали с большевиками в борьбе против Центральной Рады и Директории. Летом 1919 года все они они слились в “Украинскую Коммунистическую Партию”, и выдвинули требования создания отдельной украинской армии, полного отделения экономики Украины и украинизации Малороссии.

С Российской Коммунистической Партией (большевиков) “укаписты” желали поддерживать связь только через Коминтерн. Но Коминтерн порекомендовал им самораспуститься и влиться в КП(б)У, что “укаписты” мудро сделали в марте 1920 года. То есть было две украинских коммунистических партии - одна более националистическая, другая менее националистическая и они слились в одну. Всё русское - язык, культура, прошлое - стало соотноситься украинскими коммунистами с контрреволюцией, а всё нацменьшинское с революцией.

Вот, что пишет адвокат Геровский Алексей Юлианович (1883-1972) в журнале Свободное Слово (янв-фев 1960г.)- "... еще несколько слов о том, как в Полтаве, в самом сердце настоящей Украины, местные люди отнеслись к «украинизации». Мне об этом рассказала интересные подробности моя двоюродная сестра Лида, вышедшая замуж за известного профессора П. И. Новгородцева.
Новгородцевы жили в Москве. В конце гражданской войны Лидия Новгородцева с детьми пробралась в Полтаву, где она получила место учительницы в местной женской гимназии. После того, как в Полтаве утвердилась советская власть, пришел свыше приказ «украинизировать» гимназию. Родительский комитет высказался единогласно против украинизации. Члены комитета указали между прочим на то, что они считают русский язык своим и что даже нет учебников, написанных на «украинском» языке. Вскоре был получен вторичный приказ украинизировать школу и был прислан ящик с учебниками, напечатанными в Австрии для галицких школ. Большевицкое начальство даже не удосужилось вырвать из учебников портреты «найяснійшого пана цісаря» Франца Иосифа. Члены родительского комитета заявили, что они своих детей в такую школу посылать не будут и объявили бойкот гимназии. За это они были арестованы ЧК. Какова была их дальнейшая судьба, неизвестно, так как моя двоюродная сестра вскоре затем бежала в Чехословакию, где я с ней встретился в Праге."

В октябре 1921 г. советское правительство выделило 500 тысяч рублей золотом на печатание за границей украинских учебников. Позднее по личному указанию Ленина на эти цели было выделено еще 250 тысяч золотых рублей.
Большевистская украинизация проводилась по галицким лекалам и под руководством одного из теоретиков украинства бывшего австрийского агента Михаила Грушевского.

Уже на 12 -ом съезде РКПб в апреле 1923 года Сталин заявил, что нельзя ставить великорусского пролетария в неравноправное положение в отношении бывших угнетенных наций. Сталин призывал русских коммунистов бороться с великодержавным шовинизмом, а нерусских коммунистов с местным шовинизмом, то есть вести борьбу не в одни ворота, а на два фронта.
12 – ый съезд болшевиков утвердился:
«а) в решительном отрицании всех и всяческих форм принуждения в отношении национальностей;
б) в признании равенства и суверенитета народов в деле устроения своей судьбы;
в) в признании того положения, что прочное объединение народов может быть проведено лишь на началах сотрудничества и добровольности;
г) в провозглашении той истины, что осуществление такого объединения возможно лишь в результате свержения власти капитала».
По завершении съезда в Москве,в Харькове 25 мая 1923 года создается специальная комиссия по нац вопросу. Совнаркома во главе с Раковским. Комиссия занялась установлением фактического равенства между украинским и русским языками.

И вот 30 апреля 1925 года выходит постановление правительства УССР «О мерах срочного проведения полной украинизации советского аппарата», по которому перейти на украинское делопроизводство в государственных и партийных учреждениях надлежало не позднее 1 января 1926 года.
Тех кто в течении года не выучил мову, конечно уже не убивали как в Австрии, а просто увольняли с работы. Местным кадрам были предоставлены льготные условия для вступления в партию и на руководящие должности, даже если они были менее подготовленные и совсем не пролетарского происхождения.
Так своеобразно восприняли "равенство" и "сотрудничество" украинские националисты в компартии.
В результате в управлении оказалось много людей бывших врагами и России и большевиков. Много бездарных , но "идейных" и энергичных.

И всё равно местных украинцев не хватало, просто потому, что население УССР не считало себя украинцами. Юрко Тютюнник (1891-1930) полевой командир петлюровцев перешедший на сторону большевиков вспоминал в книге "Революційна стихія" о собрании солдат уроженцев: Полтавской, Волынской, Киевской, Херсонской, Холмской(ныне в составе Польши), Екатеринославской, Черниговской и Харьковской губерний проходившем в 1919 году в Симферополе:
" Прибыло около семи тысяч солдат. Открывши вече, я предложил:
- Кто из вас украинцы поднимите руку!
Поднялось не больше трёхсот рук.
— Малороссы! Поднимите руки!
Руки подняли около половины присутствующих.
— Хохлы! Поднимите руки!
Руки подняла добрая треть присутствующих.
Из 7000 солдат только 4 % отозвались на прозвище "украинец", 50% считали себя малороссами. Если бы Тютюнник попросил поднять руки русских, то их поднял бы весь зал.
Население Малороссии, причем её самых западных земель (Холмская область) не считало себя украинцами еще 100 лет назад. Даже слово "хохол" не считалось обидным.

Украинцев не хватало и их стали экспортировать из Галиции. Да, тех самых украинцев, которые воевали на стороне Австрии в первой мировой войне, участвовали в этноциде русинского населения. Тех, кто подавлял восстание рабочих "Арсенала" в Киеве. Теперь они оказались в роли учителей в материковой России (Малороссии).
Среди них были такие видные идеологи украинизации как Михаил Грушевский (который сам плохо говорил по украински). Приехало 360 бывших офицеров Галицкой Армии во главе с бывшим командиром Сечевых Стрельцов, Григорием Косаком (1882-1939).
Общее число прибывших из Галиции составило по оценкам самого Грушевского около 50 000 человек.

В результате на УССР осталось только 3 крупные русскоязычные газеты. Одна в Одессе, одна в Мариуполе и одна в Сталино. В Одессе, были украинизированы все школы. Все поступающие в вузы стали должны подавать письменные работы на украинском. Нежелавшие украинизироваться или не сдавшие экзамены по украинскому языку, вплоть до уборщиц увольнялись без права получения пособия по безработице. Курсы мовы проводились 2 часа в день после работы, в течении 5 месяцев для тех кто начинал с нуля. Причем отстающие сами оплачивали обучение.

В управлении УССР всегда в подавляющем большинстве были представлены именно местные кадры и эмигранты, они были заинтересованы в культурном, экономическом, а за тем и политическом обособлении от России. Чем дальше от Москвы, тем больше власти у себя.
Не случайно именно в среде украинских коммунистов из уст писателя Николая Фитилёва (Хвылевого) прозвучал лозунг - "Геть вид Москвы!"
Если в 1920 году украинцы составили 20,1 % коммунистов Малороссии, в 1925 году их уже было 52,0 %, а в 1933 году — 60,0 %.
Секретарь КПУ поляк Станислав Косиор призывал коммунистов: «На собраниях и при встречах с товарищами говорите только по-украински».

Николай Скрыпник друг Ленина глава Харьковской Советской республики и «просветитель Украины» , был сторонником внесудебных расправ с противниками и заявлял в печати: «Украина является самостоятельным членом Союза Советских Республик. Украинизация проводилась и будет проводиться самыми решительными мерами… Тот, кто это не понимает или не хочет понимать, не может не рассматриваться правительством как контрреволюционер и сознательный либо несознательный враг советской власти».
В конце 20-х, в начале 30 –х годов прошлого века быть украинцем означало быть советским.

Дошло до того, что в городе Сталино (Донецк), который был как и Луганск передан в состав УССР из РСФСР, в июле 1930 года президиум окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчинённых, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации».
Более того, в начале 1930-х годов проводилась украинизация Кубани, Донского края Ростовской области, Ставропольского края, Курской и Воронежской областей РСФСР.
В приказном порядке школы, организации, предприятия, газеты переводились на украинский язык обучения и общения.
Украинизация затронула и ряд областей Северного Казахстана, на тот момент являвшегося автономией в составе РСФСР.

После того как местные украинизированные кадры довели УССР - до голода 1932-33 годов. Сталин решил прекратить заигрывания с националистами. Директивой от 15 декабря 1932 украинизированные школы на территории РСФСР преобразованы обратно в русские. Началась чистка КП(б)У от «националистов и массовые увольнения работников образования, науки и культуры, обвиненных в украинском национализме.
Ряд партийных деятелей уличённых в национализме и саботаже, таких как народный комиссар просвещения Украины Александр Шумский (1890-1946), первый секретарь Коммунистической партии Украины Станислав Косиор, нарком иностранных дел Украины Христиан Станчев (Раковский), были арестованы и погибли в заключении.
Николай Скрипник - начальник Госплана УССР застрелился сам.

И всё равно по инерции украинизация русского населения продолжалась. Так в докладе в Центральный Комитет ВКП(б) о русских газетах на Украине от 30 октября 1937 года одессит, начальник Политуправления РККА и человек придумавший лозунг - "За Родину, за Сталина!" Лев Мехлис (1889-1953) пишет - "Ни в одной союзной и автономной республике русская печать не находится в таком захудалом состоянии, как на Украине. В республиканских центрах всех союзных республик, столицах автономных республик, наряду с национальными газетами, выходят руководящие газеты на русском языке. Ничего подобного нет на Украине. Там буржуазные националисты по сути дела ликвидировали русские газеты, несмотря на то, что русского населения на Украине немало.
Кроме того, в Киеве издаются газеты на немецком, польском, еврейском, болгарском языках. Нет только ни одной газеты на русском языке, если не считать русского издания армейской газеты «Червона армия».
Спрашивается: неужели Украина нуждается больше в немецкой газете, чем в русской? Действительно ли польский и болгарский языки распространены на Украине больше, чем русский. Отсутствие в Киеве руководящей русской газеты свидетельствует о политической близорукости ЦК КП(б)У.
Ни в одной из 12 областей УССР, кроме Донбасса не выходит ни одна областная газета на русском языке. В частности, такой крупнейший город, как Одесса, не имеет русской газеты. Не приходится доказывать, что огромнейшая часть населения Одессы говорит на русском языке.
В Донбассе издается на русском языке областная газета «Социалистический Донбасс». Все остальные газеты Донбасса выходят преимущественно смешанными — часть материала на русском языке, другая на украинском. Эти газеты какие-то ублюдочные."

Так желая привлечь на свою сторону как можно больше бывших врагов русские большевики заразили вирусом украинства "ядерную" часть России - Малороссию.
А между тем именно Киев был до революции столицей русского национализма. Отец авиаконструктора Игоря Сикорского один из из основоположников детской психологии и психопатологии Иван Сикорский (1842-1919) имевший такой авторитет, что художник Виктор Васнецов, расписывавший киевский Владимирский собор, придал образу евангелиста Иоанна Богослова черты лица Ивана Сикорского был русским националистом.
9 ноября 1910 года на собрании посвященном выборам в Киевскую городскую думу, Сикорский говорил:
«На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 года также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высокий долг перед городом и родиной: мы должны укрепить возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа, и здесь, в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским. Вот почему на выборах мы должны идти твердо и прямо, никому не кланяясь и ни у кого не заискивая. Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш».


На фото Николай Скрыпник


Рецензии