Культивирую радость

(Новогоднее интервью)


- Лилия, вы очень многогранная личность – поэтесса, художница, врач, а теперь ещё и доктор медицинских наук. В каждой из этих ипостасей проявляетесь очень талантливо и ярко. А вот интересно, какое призвание вам дороже всего?

- Мой сын считает меня перфекционисткой, стремящейся делать всё безупречно. Он прав.

Я совершенства требую во всём,
Что называют люди бытиём…

Однако синдром хронической отличницы не мешает получать радость от жизни. Когда ты вкладываешь в задуманное всю душу, используешь все навыки, ищешь нестандартные решения, обучаешься новому, любое дело становится радостью.

- Читала неоднократно о вас как о творческом человеке, а вот о вашей профессиональной деятельности вы рассказываете реже. Хотелось бы в нашем интервью этот пробел ликвидировать. Почему вы решили пойти в медицину? С чего всё начиналось — С детской мечты, совета близких, а может, просто так распорядилась судьба?..

- В детстве моим любимым занятием было рисование. Однако когда в старших классах я объявила родителям, что хочу учиться в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, они испугались, что богемная среда с ее распущенными нравами испортит их нежную домашнюю девочку. Но вслух мне озвучивалось другое: лучше иметь более практичную профессию, а рисование пусть останется отдушиной в жизни. Приводились примеры из ближайшего окружения: мои дяди (один учитель, другой инженер) всю жизнь совмещали профессию и хобби, занимаясь живописью и скульптурой. Всё определил случай.
В разгар школьных выпускных экзаменов к нам в гости из Казани приехала моя троюродная сестра, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, преподаватель Института усовершенствования врачей. Когда речь зашла о выборе профессии, она предложила: «Пусть Лиля поступает в Казанский медицинский институт. Мы всё лето живем на даче. Квартира свободная, до вуза пешком 15 минут». Так свободная квартира и близость учебных корпусов сделали выбор в пользу Казанского мединститута…
Ну а если серьезно, о медицине в тот момент я тоже думала. Не случайно одной из моих настольных книг была книга Александра Поповского «Законы жизни», где автор и доступным языком вдохновенно описывал работу медиков, в том числе паразитологов и врачей-эпидемиологов, по открытию и изучению природно-очаговых инфекций – малярии, клещевого возвратного тифа, лейшманиоза, клещевого энцефалита.

- Поэтому выбор пал именно на эпидемиологию?

- Да. Мне казалось романтичным: заниматься изучением и ликвидацией опасных инфекций.

- Оправдалось ли ожидание романтики потом?

- Вполне. Моя профессия реально опасна для жизни, она связана с экспедициями, экспериментальной деятельностью, работой с людьми, требует многих практических умений, хорошей теоретической подготовки, быстрого принятия решений. Так что романтики достаточно.

- Кстати, как на вас отразилась защита докторской?

- Внешне в моей жизни ничего не изменилось. А морально я почувствовала большое облегчение, так как семь лет плотной работы над диссертацией потребовали много сил и энергии. Не надо забывать, что диссертация писалась в нерабочее время: у меня не было выходных дней и отпусков, а рабочий день заканчивался около полуночи, нередко и позже. После защиты я даже написала об усталости и душевном выгорании:

Слава Богу, закончено дело:
На судьбе – ни оков, ни долгов.
Почему же душа оскудела:
Не осталось ни мыслей, ни слов?

Глухота, немота, запустенье –
Ни намёка на прошлый уют.
Неужели стихи, как растенья,
На таком пустыре прорастут?..

Но теперь понемногу прихожу в себя.

- И строите новые планы?

- Вы попали в точку. В конце декабря я обычно подвожу личные итоги года и пишу план действий на следующий год, стараясь потом его придерживаться. В конце 2017-го пополняла список научных публикаций, в котором сейчас 134 статьи (по эпидемиологии), в том числе 25 – из перечня ВАК.
Есть такой список и по литературе. В нем 1000 собственных стихов, 350 поэтических переводов, три венка сонетов, пять пьес в стихах, два стихотворных переложения – китайской классической «Книги перемен» (64 гексаграммы) и «Нравственных писем к Луцилию» Сенеки-младшего (124 письма). Даже простое перечисление показывает, что в литературе я «наследила» больше, потому что писать стихи легче и приятнее, чем остальное.

Ведь нам писание стихов
Порою просто – упражненья:
Легко горят охапки слов
В огне ночного вдохновенья.

Вполне привычные дела —
Слова укладывать в куплеты,
Они – издержки ремесла,
Души разменные монеты.

- Как рождаются стихи?

- Короткие стихи-афоризмы появляются между делом, остальные – в праздники и выходные дни. Часто поэтические строчки приходят во сне.

Во сне стихи я тоже сочиняю,
И что, увы, обиднее всего –
Я лучшие стихи во сне слагаю,
Они мудрей, чем творчество моё.

- Ваш супруг Леонид Васильевич – главный санитарный врач Республики Алтай. Как произошло ваше знакомство?

- Когда мы познакомились, он был студентом первого курса мединститута, мы попали в одну группу. На всех практических занятиях нас почему-то рассаживали по журналу, и мне всегда приходилось работать с ним, потому что фамилия Юсупова шла сразу за фамилией Щучинов.
Конечно, мы разговаривали не только об учебе. Помнится, он почти сразу устроил мне настоящий допрос, выявляя глубину эрудиции: какая картина в Третьяковской галерее самая большая и сколько лет ее писал автор; английская или французская литература мне больше нравится и почему; какой художник не ел хлеба, от какого диагноза умер Чайковский и тому подобное. Его вопросы удивили меня: «Лёнчик, ты откуда всё это знаешь?» На что мой собеседник ответил, что прочитал все книги в районной библиотеке. Знаете, на меня произвело большое впечатление не количество прочитанного, а то, что он сам, без чьих-либо подсказок, выделил среди разносортного арсенала сельской библиотека сливки мировой литературы.
Он был плохо одет, застенчив, говорил с ужасным вятским акцентом, но обладал живым умом, отличным чувством юмора и разнообразием интересов: много читал, играл на гитаре в ансамбле, занимался спортом. Мы стали дружить, а после пятого курса поженились. Пройдёт время – и, вспоминая наше знакомство, я напишу мужу венок сонетов, где есть такие строки:

Крадут года и юность, и здоровье,
Но облик твой, окрашенный любовью,
Не смыть потокам ливневых дождей.

Одна любовь с годами не стареет.
Одна любовь в цене не дешевеет.
Что может быть для смертного важней?

- Что привело вас в Горный Алтай?

- На распределении мой молодой супруг выбрал самую дальнюю точку – Горно-Алтайск. «Поедем! Наверно, там горы, а я никогда не видел гор!» – уговаривал он и уговорил. Через полгода он стал главным санитарным врачом города, потом – депутатом Республики Алтай, затем – главным санитарным врачом республики.

- Как относится супруг к вашей творческой деятельности?

- У Расула Гамзатова есть замечательное стихотворение о супругах, один из которых стихотворец.
 
Писал поэт стихи жене:
«Ты свет мой, и звезда, и зорька.
Когда ты рядом – сладко мне,
Когда тебя не вижу – горько!»

Но вот жена – звезда и свет –
Явилась, встала у порога.
«Опять ты здесь, — вскричал поэт,
— Дай мне работать, ради бога!»

Нечто подобное бывает и в нашей семье. Но я благодарна мужу за то, что терпит меня и относится с пониманием к творческому процессу. Вы рядом с мужем не только дома, но и в профессиональной деятельности.

- Что вам даёт такой союз?

 - Ничто так не сближает, как общее дело, общие интересы и… любовь.
 
И если я пылаю горячо,
То потому, что сильное плечо
Хранит меня, как каменные стены…

- Ваши картины – глубоко философские, даже «литературные». В каждой зашифрованы какой-то подтекст, личная история, послание… Как к вам приходят сюжеты?

- Сюжеты приходят спонтанно. Это, может быть, прозвучит странно, но я вижу и картины, и стихи заранее, остается только запечатлеть их. Картины очень часто приходят серией, например серия со свечами, или с часами, или с розами. Чтобы не забыть, набрасываю эскизы, а потом пишу, когда высвобождается время. В целом картин у меня немного – около 200, потому что краски и кисти требуют свободного времени и свободных рук. А это всегда в дефиците.
 
- Чем запомнился год, который мы только что проводили?

- Было много разных событий – и счастливых, и грустных. Но хочу отметить одно важное: у меня вышла новая книга стихов «Моя политика – поэзия», шестнадцатая по счету. Сборник содержит стихи из уже изданных книг и новые произведения. В Горно-Алтайске его можно приобрести в книжном магазине «Знайка» около ТЦ «Ткацкий».
Я недавно подумала, что со своими сборниками четыре раза принимала участие в конкурсах, и каждый раз книги были отмечены наградами. В 1998-м за «Двойной портрет» я получила медаль Гребенщикова, в 2002 году за «Избранное» и «Остров любви» – Шукшинскую премию, в 2012-м за «Время любви» – литературную премию и медаль имени Марины Цветаевой, в 2014 году за «Любить нельзя забыть» – диплом Берлинского конкурса «Лучшая книга года» в номинации «Поэзия». Хочется верить, что и новая книга найдет своего читателя, не потеряется в массе выпускаемых поэтических сборников.

- Вы позитивный человек. Где вы ищете истоки оптимизма?

-  Судьба постоянно испытывает нас, проверяя на прочность наши души. Я, например, стараюсь не ворошить плохие события, потому что это непродуктивно: они уже свершились, и изменить прошлое невозможно. Я культивирую в себе радость.

 У памяти моей один секрет:
Хорошее хранит, плохое – нет.
Защита от врагов, заслон от бед:
Хорошего я жду, плохого – нет.
И верю всей душой, что мне в ответ
Хорошее придёт, плохое – нет.

- Надо взять на заметку…  А что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

- Я верю, что хорошие посылы обязательно достигают людей и гармонизируют их жизни.

Летят раздумья, как ветра,
Барьерам всем назло –
Послами счастья и добра
От сердца моего.

Пусть в суматохе шумных дней
Не слышен голос их,
Но вам становится теплей –
От тёплых дум моих…

Я желаю всем оптимизма, исполнения задуманного, счастья и вдохновения в новом году!

Беседовала Светлана Костина («Звезда Алтая», 09.01.2019.)


Рецензии
Очень хорошая у Вас биография.Прочитала с большим интересом.С теплом.

Елена Малая   12.12.2019 15:07     Заявить о нарушении
И если всё опять начать сначала -
Я ничего б в судьбе не поменяла:
За боль мою - мне ангелы поют.

И, дорожа отпущенной минутой,
Я жить спешу и чувствовать, покуда
Сжимает плоть шагреневый лоскут...

Лена, спасибо за чуткость и понимание. С ответным теплом

Юсупова Лилия   13.12.2019 04:59   Заявить о нарушении