Сальвадор

       Я не принимаю наркотиков. Я сам наркотик.

       Бывают дни, когда я думаю, что вот вот умру от передозировки удовлетворенности.

       Совершенно очевидно одно – то, что я ненавижу простоту во всех ее формах.
      
        Сальвадор Дали.



        А вот здесь, дорогой Сальвадор, мы с тобой и расходимся.
      Простоту форм люблю и принимаю. Изыск специально не изыскиваю. Удовлетворённость моя, когда и появляется, никогда не зашкаливает, вообще она у меня редкая гостья, а потому всегда обращает на себя внимание. Я учусь её достигать, но не умею - в моей стране не существует 50 сортов сыра и вина, в основном заборы, канавы и однотипные торговые лотки.      Удовлетворённость среди них не практикуется, а если и практикуется, то на грубый, эмпирический лад. Но ты же, Сальвадор, практикуешь НЕ ТАКУЮ.
Артистическая удовлетворённость - вот что стоит за твоим поминанием удовлетворённости вообще.
      Последний артист, последний аристократ, - они всегда последние, если оглянуться по сторонам, за ними дальше не продолжено ряда. Тут индивидуальность культивируется, это обряд, магия, можно сказать, визитная карточка. Простакам вход воспрещён, простецам место заказано. Всё должно быть сложно, экстравагантно, изящно, утончённо, отточено, броско. Культ словца, детали, жеста, поворота головы - яркая вспышка фотоаппарата - продуманная заранее диспозиция. Конечно, это наркотик, который впрыскивает вам Дали - средство от обмирщения. Фантазия наяву, представленная в действующих лицах. На картины она всего лишь переносится, уже не раз и не два побывав в реальной жизни. Именно реальной жизни мы подкручиваем усы, вставляем клизму в ухо, и заводим будильник на весну-зиму- лето. Жизнь настолько пластична, что допускает с собой подобные махинации.
      Но я не знаю как отношусь к тебе и к твоему творчеству, боюсь слегка насмешливо.
      Не признать здесь гения невозможно, конечно, гений есть, но очень интересного характера и свойства - гений интеллектуальной игры, эпатажа и насмешки над самим собой и другими.
      И при том Дали умён, чертовски умён в определённых вопросах, но это не особенно заботит его. Дар его - тонкость высокого полёта, контрастно он смотрится рядом с Лоркой на многих хорошо известных публике фотографиях: дым и тёмный пламень, старинный лес метафор и разноцветная современная иллюминация, я имею ввиду Лорку и Дали - характер, направленный вовнутрь и характер, направленный вовне. Вечно прислушивающийся раковиной уха Лорка, вечно трубящий громогласно Дали. Гурман искусства, но не как поглотитель, а как творческий гурман - пробую на вкус, сотворив, ну что же, тоже в своём роде прецедент.
      Как ни странно, у Дали можно встретить множество необычных мыслей, у других мыслителей не встречающихся, думаю, потому что никто из этих мыслителей дорогой гурманства не ходил.
      Умеет ли гений наслаждаться жизнью? - мне кажется, вот какой вопрос ставит Дали, но ставит довольно цинично, холодно. Большая часть Дали находится в разрыве между ним и публикой, на этом разрыве Дали плодотворно и талантливо играет, извлекает из него множество бонусов. Но может быть, стоит сказать "почему бы и нет?", почему гений должен быть сопряжён лишь со страданием, потому что мы так привыкли?
      Конечно, гений умеет наслаждаться жизнью, Пушкин умел, Гёте умел, и всё же они - исключения, жизнь большинства гениев - страдательна и там, где Дали показывает нам "игру", всегда располагалась их "рана" - гений и толпа, гений и непонимание.
      Прав ли Дали, что это можно превратить в фарс?
     Мы ведь "цивилизованные люди", подойдём ко всему "цивилизованно". Цивилизация скрадывает метафизический разрыв, даёт ему культурную оболочку, иллюминирует его. Именно в этой "деятельности" и преуспел Дали, Дали - полностью "цивилизованный гений", но что это за словосочетание такое странное, как ощутить его на вкус - "цивилизованный гений"?
     Нужно сказать, и я уже писала об этом не раз, что почти все гении, которых мы знали в истории были варварами. Это "дикие" гении, "наивные" гении, как раз те самые "простые", которых не любит Дали.
     На их фоне сам Дали - также определённая загадка. Он явственно "не такой" - гений цивилизации... А такие бывают? Вот, как видим, и такие бывают. Ведь и Пикассо - варвар, и Лорка - варвар - из новой непосредственности рождающие новое гении. Прародители, отсюда - варварство, как вечное изначалие. То, что рисует Пикассо можно найти на стенах древних пещер в рисунках неандертальцев, и сонеты Тёмной любви Лорки - архаичны, и это достоинство обоих, а не недостаток. Но Дали... Снова спрошу: что есть на их фоне Дали???

     Насмешкой я встречаю насмешку,
     Я пародирую боль Земли.
     Всего так много, что я - пересмешник,
     Покуда сам от всего вдали.

Дали - это наши дАли... Возможность человеческой бесконечной удалённости, талантливой удалённости от самих себя.
    
      Дали - такий своеобразный гений самой культурности, цивилизованности, дистанции.


Рецензии