Витать в облаках

Первоначально, "витать" - от др.русского "витаю" - нынешнее - "живу". Вита - от (лат.) vita, на молд. "viata" (вяцэ).
Молдавское "виу", приднестровский регионализм "жиу" - это русское "жив(ой)" - слова одного праязыка, "одного поля ягоды", разъединненые письменностью, разночтением букв.

Поляне,  Древляне, Северяне, Витичи, Кривичи, Радимичи,  Уличи и Тиверцы -  названия племен происходили от географического расположения или от основной деятельности (профессиональной специализации племени).

Уличи - скорее всего это древние плотники.
Улич - (молд) Uluc/i - первоначально это выдолбленый из дерева желоб для водопоя животных, затем грубо вытесанная доска и всякая деревянная утварь.
Пушкинская "бабка у разбитого деревянного корыта", скорее всего была из "уличей", они как раз жили по соседсву с тиверцами - у Синего-Черного Моря. :)

Про "тиверцев", которые толмачи, жившие у Tirasa (Днестра) и являющиеся посредниками между славянами и "греками"(византийцами) - писал уже раньше /"Какой веры?"/. Попробуем пойти дальше, от тиверцев к  Молдавии.

Раз тиверцы жили и на територии нынешней Молдавии, то кому как не им (толмачам) иметь отношению к этому наименованию.

"Мол"
- это начало слова "мова" и "молвить", это и
 частица "мол", которая употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи или чужих мыслей. ("...под троицын день, к ней пришли и сказали, что князь, МОЛ, убит на дуэли").
/А. Апухтин, Старая цыганка/

"Да"
- это и на молдавском "da", отсюда и "дай" (mold. dai), давать.

"Вия"
- это уже разобрали вначале - витать,витаю - viata, viu = жить, живу, живой.

Соединив эти три слога получим трехсложное слово - "Мол-да-вия", протолмачим и получим "речь дают живую" или короче "живая речь". Можно и - "Мол давание - Речь давание". Не забываем, "чем древнее слова, тем они многозначимы", т.е. имеют много значений.

Территория на котором проживали тиверцы исторически была, и до сих пор является (Приднестровье)  местом пересечения цивилизаций, культур и языков. Поэтому именно здесь сложились естественные условия для многоязычия, а для разумения и общения в этом многоголосии,  необходимым являлось знание и сохранение основ, общего для всех праязыка.

Вот так и нонче, "витаем" и "молвим", "граим-говорим" на берегу Днестра.


Рецензии