Спорили сотни Колоколов! О семье Цветаевых
« Красной кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов».
Эти стихи принадлежат перу великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой, родившейся в самом сердце Москвы – Трёхпрудном переулке в осенний, жгущий кистью «жаркой рябины» субботний день, когда звонили по всей Руси колокола, прославляя апостола христианской любви – Иоанна Богослова.
А если заглянуть вглубь истории рода Цветаевых, то почти за восемьдесят лет до рождения поэтессы в храм Иоанна Богослова древнего села Стебачёва Суздальского уезда Владимирской губернии (ныне это Тейковский район Ивановской области) был рукоположён в сан священника Василий Петрович Цветаев1, благословенная фамилия которого прославится через столетие.
Василий Петрович родился в 1792 году семье пономаря Воскресенской церкви села Матренино Покровского уезда Владимирской губернии Петра Осипова (Иосифова). Его мать Елизавета Петровна - дочь священника села Воинова Гора Покровского уезда Петра Михайловича (в те давние времена фамилии у духовенства были крайне редки).
Фамилию «Цветаев» Василий Петрович обрел уже позднее, в годы учёбы во Владимирской духовной семинарии (1806 - 1815 гг.), из стен которой он был направлен на закреплённое за ним после смерти отца своё «законное место – в село Матренино, где числился пономарём»2.
Прослужив в родных местах совсем недолго, Василий Петрович Цветаев «получил назначение в село Георгиевское Гороховецкого уезда (ныне Пестяковского района) на место диакона»3.
В 1816 году Василий Петрович вместе со своей молодой женой Евдокией Михайловной переезжает в Шую, где в Спасской церкви уездного города получает «освободившееся диаконское место»4.
Через четыре года чета Цветаевых со своим сыном Владимиром обретает свою новую обитель – село Стебачёво Суздальского уезда Владимирской губернии5, которое расположено на левом возвышенном берегу живописной, прославленной многими поэтами реки Нерль.
Первое упоминание об этом древнем селе относится к концу XV века в « Правой грамоте Великого князя Ивана Ивановича по спорному вопросу о землях Суздальского Спасо - Ефимиева монастыря»6, основанного в 1352 году преподобным Ефимием Суздальским - чудотворцем, учеником святителя Дионисия Печерского7.
А из «Правой грамоты боярина и дворецкого Григория Васильевича Годунова Суздальскому Спасо - Ефимьеву монастырю на лежащий при реке Нерли луг...» от 15 мая 1580 года8 следует, что село Стебачёво было вотчиной этого монастыря.
В приходо - расходных книгах Спасо – Ефимьева монастыря 1697 года содержится запись: «С села Стебачёва взято с крестьян 11 вытей, и не взято против прежнего платежу по властелинскому указу...»9.
В 1764 году в связи с секуляризацией церковных владений и упразднением монастырских вотчин крестьяне села Стебачёва становятся государственными.
А в 1786 году средствами жителей этого древнего русского села и усердием крестьян близлежащих селений была построена в самом центре Стебачёва церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова10.
В 1820 году перед молодым священником Василием Петровичем Цветаевыми его семьёй предстал небольшой сельский храм, характерный для суздальского региона, «зданием каменный», «с таковою же колокольнею»11, а внутри церкви в стиле барокко роспись сюжетных композиций («Преображение Господне», «Воскресение», « Вознесение», «Взятие Божьей Матери на небо», «Изгнание торгующих из храма», «Исцеление расслабленного» и других) клеевой живописью, которая во 2-ой половине 19 века будет «поновлена маслом», и гризайльный декор в серо-коричневых тонах.
В центральной части свода, украшенного орнаментальной розеткой, от которой к углам расходятся декоративные полосы, изображены в медальонах лики евангелистов12, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Также изображение Иоанна Богослова, но как храмовая икона, находится в первом ярусе главного трёхъярусного иконостаса, который является одним лучших памятников барокко в Ивановской области.
По мнению специалистов, иконостас церкви Иоанна Богослова, с обилием декоративных подробностей, наличием витых колонн, закруглений, балдахинов, вычурностью и пышностью, присущими этому стилю, был создан в 1780 гг. по образцу очень качественного столичного иконостаса13.
Об этом свидетельствует «строгая соподчинённость элементов композиции, высокое качество выполнения резных и живописных работ, разнообразие иконных досок»14.
В центре нижнего яруса главного иконостаса перед престолом - царские врата, «с исключительно редким по композиции изображением «Тайной вечери»15 и иконой Благовещенья Пресвятой Деве архангелом Гавриилом. В нижней части царских врат – фигурки двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа, и Спасителя, в верхней – скульптурки ангелов, а над вратами – изображение Святого Духа в виде голубя.
По сторонам царских врат «на ризолитах расположены иконы Богоматери и Христа с резными наверпиями»16.
Образа двунадесятых праздников, особо чтимых в церковном уставе, находятся также в первом ярусе иконостаса, над ними помещены «резные полукруглые... балдахины с раздвинутыми завесами, увенчанные прорезными кокошниками треугольных очертаний с ликами херувимов, акантовыми листьями и коронами»17.
На капителях витых колонн, фланкирующих иконы, находятся коленопреклонённые ангелы, а на выступах карниза установлены скульптурные изображения сидящих евангелистов. Ангелы, держащие в руках рипиды - опахала в виде металлических кругов, украшенные ликами херувимов, находятся к северу и югу от балдахинов18.
Второй ярус составляют иконы апостолов, а третий – образа пророков, «центростремительная динамика их композиции проявляется в живописи: одиночные фигуры представлены в поворотах к центру, а фланкирующие главную ось иконы – трёхфигурные»19. Венчает иконостас композиция «Распятие с предстоящими».
Перед этим древним иконостасом с 1820 по 1853 гг. совершались церковные Богослужения, состоящие из чтения и пения молитв, чтения Слова Божьего и священнодействий (обрядов) по определенному чину, во главе со священнослужителем – отцом Василием.
И под сводами церкви 26 сентября в престольный праздник – День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, звучала проповедь истинного учения Христова о любви к Богу и безграничной любви к своему ближнему, которую завещал своём первом соборном послании святой апостол Иоанн Богослов – «возлюбленный ученик и наперсник Христов»20.
Словно перекликается с проповедями отца Василия, хранящаяся в Центральном государственном архиве древних актов проповедь «Слово на День Иоанна Богослова» протоиерея Владимира Васильевича Цветаева, сына отца Василия, где он убеждает христиан любить друга: «Нет ни одной твари на земле, которая бы не имела столько нужды в помощи других... Живи для других, - ты и сам не можешь жить без других»21.
Несомненно, сельский священник – это духовный пастырь своей паствы, прихожане и с радостью, и с бедой, и с насущными проблемами обращались к своему батюшке. А тот в свою очередь выполнял свой священный долг – заботился от рождения до кончины о каждом своём прихожанине, совершая священные таинства: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, елеосвящение.
Но также у него было много и других хлопот: нужно было вести записи в клировых ведомостях, включавшие послужные списки и сведения о церковном имуществе, заносить в списки имена исповедовавшихся прихожан, фиксировать метрические данные своей паствы и, согласно Уставу духовных консисторий от 1841 года, списки и метрические данные препровождать через благочинного своего округа в консисторию.
Благочинный же осуществлял надзор за нравственностью духовенства, за церковными книгами и за управлением церковным имуществом, объезжая дважды в год приходы своего округа22.
По отчётам благочинного консисторией издавались указы сельским священникам для исполнения. Так, «по указу Владимирской духовной консистории 1852 года за № 9368 последовавшему, возоблена ...ограда каменная»23 при церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Суздальского округа Владимирской епархии.
К этому времени усердием отца Василия и прихожан был в трапезе устроен вновь придельный во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского тёплый храм.
В фонде Владимирской духовной консистории имеется дело «Об освещении в селе Стебачёво придельного храма» за 1836 год, в котором содержится прошение Суздальской округи села Стебачёва священника Василия Цветаева и церковного старосты казённого ведомства деревни Морозово крестьянина Ивана Михайлова к Парфению, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому24, которое гласит: «... Ваше Высокопреосвященство Милостивого Архипастыря и Отца всепокорнейше просим оный храм наш с выдачею нового освящённого Антиминса освятить дозволить по желанию нашему ведомства нашего Благочинному Суздальской округи села Шумилова Священнику Ивану Харламову и о сём учинить Архипастырское благоразсмотрение. Апреля дня 1836 года. К сему прошению села Стебачёва Священник Василий Цветаев руку приложил»25.
Но, несмотря на все тщания отца Василия, приход был бедный. В наиболее ранней из всех сохранившихся клировой ведомости за 1871 год о церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Стебачёво Суздальского уезда Владимирской губернии (клировые ведомости за период 1820- 1870 гг. не сохранились) сообщается: «Сосудами, ризами и Св. Иконами церковь снабжена достаточно. Кадила, паникадила, подсвечники, лампады, венцы, пелены и ковры очень бедные, служебные книги имеются не в полном составе, творений отцов церкви и других книг для назидательного чтения очень мало...
Земли усадебной не имеется, пахотной 35 десятин 759 сажень, но будучи песчана и камениста – малоплодна, сенокосной 6 десятин 1270 сажень. Сверх того 1710 сажень неудобной... Земля не производится, священнослужители ею владеют сами... Постоянного оклада на притч не полагается, содержание их бедно, от службы и требоисправлений собирается в братскую кружку 250 рублей, от земли пахотной и покосной 30 рублей, от хлебного и другого сбора 20 рублей.
Итого относительно средств и источников содержания всего притча можно приблизительно определить цифру годового дохода 300 рулей... Зданий принадлежащих сей церкви нет... Приписной церкви не имеется... Домовой церкви в сем приходе также нет... Кладбище на отдельном месте... Дома у священнослужителей собственные деревянные, устроены на крестьянской земле на собственные священнослужителей деньги»26.
Состоя в таком бедном приходе, священнику приходилось снискивать «в поте лица ...себе хлеб и всё необходимое»27 для того, чтобы содержать своё многочисленное семейство.
Исходя из Ревизских сказок священнослужителей Суздальского уезда, в 8 ревизии «Владимирской губернии и епархии Суздальского уезда села Стебачёво одноприходной Богословской церкви о штатных и заштатных священноцерковно-служителях и их жёнах» за декабрь 1833 года сообщается: «... во священника поступил в 1820 году города Шуи Спасской церкви дьякон Василий Цветаев, написанный в 7-ю ревизию при отце Покровской округи села Матрёнина умершем пономаре Петре Осипове.
У него дети: Владимир, рождённый в 1818 году, обучается в Суздальском духовном училище, 15 лет, Николай, рождённый в 1828 году, 5 лет. Священника Василия Цветаева жена Евдокия Михайлова, 34 лет. У него дочери: Прасковья, 10 лет, Марья, 7 лет. Его же священника мать, вдова пономарица Покровской округи села Матрёнина Елисавета Петрова, 75 лет»28.
В 9-ой ревизии 1850 года сентября 13 дня записано: «Священник Василий Цветаев, показан в 8-ой ревизии на том же месте, 58-лет. У него сын Александр обучается во Владимирской семинарии, 16 лет. Священника Василия Цветаева жена Евдокия Михайлова, 50 лет»29.
Семейство Цветаевых «испытывало разнообразные недостатки»30, а Василий Петрович и Евдокия Михайловна искали средства к содержанию своей семьи в неустанном труде и занятиями сельскохозяйственными работами.
Дети же с самого раннего детства разделяли труды своих родителей, помогая им в и сенокосе, и в пашне, и в уборке с поля.
Любовь к труду, к неустанной деятельности, конечно, прививалась детям с самого раннего детства. Наверное, совершенно неслучайно хранится в Ново - Талицком Доме- музее семьи Цветаевых «Житие Иисуса Христа, сочинённое для детей Яковом Фредериком Феддерманом» в переводе с немецкого Петра Калязина 1809 года, где в главе «Трудолюбие Иисусово» есть такие слова: «Вся жизнь Спасителя нашего протекала в весьма полезных делах... Научайтесь от него прилежности и трудолюбию.Для трудов, а не для праздности живём мы на земле...»32.
И, листая, по краям неровно обрезанные листочки книги «Жития...», родитель внушал своим чадам главную Божью заповедь любви к Богу и ближнему, прививая тем самым любовь к «...живительной влаге, удовлетворяющую духовную жажду людей», «жизненному хлебу, питающему душу человека», «таинственной дороге, ведущей к истине»33, что излагал в своих поучениях Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.
Около 40 лет отец Василий священствовал в храме села Стебачёва34, но последние годы своей жизни он числился уже заштатным священником. Об этом свидетельствует запись в Исповедальной ведомости церкви села Стебачёво Владимирской епархии Суздальской округи 1855 года: «Заштатный священник Василий Петров Цветаев – 63 лет. Жена его Евдокия Михайлова- 55 лет»35.
В Исповедальной ведомости церкви 1860 года Василий уже не значится, а «в семье священника Василия Владимировича Снегирёва записана «вдовая попадья Евдокия Михайлова, 60 лет»36.
В храме Иоанна Богослова хранится первая створка помянника, или по-гречески «диптиха», т.е. складня, где значится среди других имён цветаевского рода и имя отца Василия.
На латунной доске выгравированы слова: «Господи, помяни души рабов твоих во веки веков», и при совершении евхаристии поминовение по таким диптихам « Церковь всегда считала особой честию»37.
Помянник содержит большой перечень имён рода Цветаевых, а среди них 8 – с духовными званиями: иеромонахи, иереи, инокини.
Любовь к духовному привела на путь священничества и сыновей отца Василия. Младший сын – протоиерей Александр Васильевич Цветаев(1834-1898) священствовал в Покровской церкви села Зиновьево Александровского уезда более 40 лет38, а старший сын – Владимир Васильевич (1818-1884) служил священником в Никольской церкви погоста Талиц Шуйского уезда 31 год39.
Владимир Васильевич Цветаев отличался особой «нравственной мощью», готовностью служить всем нуждающимся, он оказывал помощь и людям духовного звания, и помещикам, и чиновникам из Шуи, и простому народу40, проявляя «христианскую, самую нежную любовь»41 к людям.
Старший сын Владимира Васильевича Пётр Цветаев (1842 – 1902 гг.) пошёл по стопам отца: служил священником в Спасо-Преображенском храме села Першино Суздальского уезда (теперь это Тейковский район), затем получил Талицкий приход. Продолжая дело, начатое отцом, заботился он и о народном образовании: преподавал закон Божий в Талицкой земской школе, а главное – его стараниями была открыта в здании старой кельи - богадельни женская церковно-приходская школа на 30 учащихся42.
Трое других сыновей отца Владимира избрали стезю просвещения: Фёдор (1842-1901 гг.) работал в средней школе, Дмитрий ( 1852-1920 гг.) – в средней и высшей, а Иван (1847 – 1913), получивший при крещении имя Иоанн в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова43, - в высшей.
Иван Владимирович Цветаев - известный европейский филолог, «доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств»44, «постоянно чувствовавший силу заповеди любви к ближнему»45, всегда думал о других больше, чем о себе.
Такое понимание своей миссии для Цветаевых - стало их фамильной чертой.
И, конечно же, это присуще и Марине Цветаевой – удивительному и неповторимому поэту, написавшему о себе так: «... каждая моя строка – любовь»46.
Наверное, неслучайно, словно отзвук учения Иоанна Богослова в душу Марины Цветаевой запали незамысловатые строки стихотворения монашенки из Новодевичьего монастыря, которые стали для поэтессы любимыми:
Где бы сердце Вам жить не велело,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой!47
По Цветаевой, человека держит на земле его необходимость другому - «надоба». В письме к Татьяне Николаевне Кваниной, написанном поэтессой в 1940 году, есть такие слова: «Моя надоба от человека, Таня, - любовь. Моя любовь и, если уж будет такое чудо, его любовь, но это – как чудо...Моя надоба от другого, Таня, - его надоба во мне, моя нужность (и, если можно, необходимость) – ему, поймите меня раз и навсегда и всю – моя возможность любить в мою меру, т.е. без меры»48...
А если вдруг возникает чувство отсутствия этой необходимости - «надобы»?.. Что тогда?..
И как предчувствие своей такой полной любви, но всё же горестной судьбы, звучат строки стихов:« Красной кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть»...
О чем же спорили колокола в тот осенний, украшенный красными гроздьями горькой рябины День Иоанна Богослова – апостола христианской любви?..
Колокола радостным звоном оповещали Русь о рождении великой поэтессы, возложившей всю свою любовь, всю свою душу на алтарь поэзии, и звучали тревожным набатом, оплакивая печальную судьбину Марины Цветаевой.
Примечания
1. ГАВО, Ф. 301, Оп.3, Д.16, Л. 245.
2. Ставровский Е. Цветаевы на Шуйской земле. – Иваново: Издательство Иваново, 2001, с. 5.
3. Там же.
4. Там же.
5. ГАВО, Ф. 301, Оп.1, Д.16, Л.245.
6. Березин В. Историко – статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. – Владимир: Типо - Литография В.Парнова, 1996 , с.248.
7. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов, ч.1.
- Владимир: типография Губернского Правления, 1906, с.33.
8. Куприяновский В. Кибергино и Стебачёво//Ленинский путь. – 1984, 31 марта, С. 4.
9. Березин В. Историко – статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. – Владимир: Типо – Литография В. Парнова, 1996, с.249.
10. Там же.
11. Там же.
12. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. – М.: Наука, 2000, с. 289.
13. Там же, с. 291.
14. Там же.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же, с. 292.
20. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. В 2-х т. Т.1- 3-е изд. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995, с.325.
21. Кочеткова Г.К. Дом Цветаевых. - Иваново: Экологический вестник, 1993, с.105.
22. Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. – М.: 1996, с. 276.
23. ГАВО. Архивная справка № 126 от 08.08.2006 г.
24. ГАВО, Ф.556, Оп.3, Д.611, Л.1.
25. Там же.
26. ГАВО. Архивная справка № 126 от 08.08.2006 г.
27. Цветаев А.В. Слово пастыря: статьи. – Иваново: Ивановская газета, 1999, с. 101.
28. ГАВО, Ф. 301, Оп.3, Д.216, Л.244, об.
29. ГАВО. Архивная справка №126 от 08.08.2006 г.
30. Цветаев А.В. Слово пастыря: статьи. – Иваново: Ивановская газета, 1999, с. 101.
31.Там же.
32. Житие Иисуса Христа, сочинённое Яковом Фредериком Феддерманом. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1809, с. 127.
33. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих - Миней св. Димитрия Ростовского. Кн.1.- 2-ое изд. – М.: Синодальная Типография, 1903, с. 589.
34. Цветаев А.В. Слово пастыря: статьи. – Иваново: Ивановская газета, 1999, с. 101.
35. ГАВО. Архивная справка № 126 от 08.08.2006 г.
36. Там же.
37. Булгаков С.В. Настольная книга для церковнослужителей. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.1367.
38. Ставровский Е. Цветаевы на Шуйской земле. – Иваново: Издательство Иваново,2001, с. 15.
39. Кочеткова Г.К. Дом Цветаевых.- Иваново: Экологический вестник, 1993, с.18.
40. Там же, с. 20.
41. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. В 2-х т. Т. 1- 3-е изд. – М.: Международный издательский центр православной литературы, с. 325.
42. Кочеткова Г.К. Дом Цветаевых. – Иваново: Экологический вестник, 1993, с. 23.
43.Ставровский Е. Цветаевы на Шуйской земле.- Иваново: Издательство Иваново, 2001, с.19.
44.Цветаева М. Сочинения. В 2-х т.Т.2: Проза; Письма.- М.: Советский писатель, 1989, с. 6.
45. Кочеткова Г.К. Дом Цветаевых. – Иваново: Экологический вестник, 1993, с. 27.
46. Цветаева М. Сочинения. В 2-х т. Т.2: Проза; Письма. - М.: - Советский писатель,1989, с.550.
47. Там же, с. 387.
48. Там же, с. 549.
Свидетельство о публикации №119012309268
В Любви Спасителя Святой
Мир строчек льётся пусть рекой!
С христианской любовью,
Лана Сапиенс 22.04.2019 23:31 Заявить о нарушении
