А. С. Пушкин. V

                Продолжение.

              Читая А. С. Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека.
                В.Белинский

      У каждого свой  А.С. Пушкин.В анналы Истории он вписан как российский гений, гордость и слава русской литературы, великий  поэт и гражданин,пророк и философ, реформатор современного русского литературного языка.Незаурядная личность, однако  был подвержен в жизни многим греховным страстям с точки зрения общепринятой христианской морали. В перспективе исторического времени  на судьбе дворянина Пушкина отразилось его время, при правлении трёх Российских  императоров.Счастливая семейная жизнь поэта и писателя завершилась трагической смертью.А.С. Пушкин навечно занял своё почётное место на мировом литературном Олимпе.
О том, какое место  он занимает в сердце его читателя и почитателя, мог бы сказать, наверно, каждый.Для меня он спутник жизни,любимый поэт, и в связи с  этим хочется рассказать о моём открытии его для себя, о том, что особенно  запомнилось из взволновавшего, поразившего, восхитившего, поучительного и заветного из его творчества и необычной судьбы.
Как и многие, я познакомилась с его творчеством в раннем детстве. Это были его прелестные, необыкновенные волшебные и бытовые сказки. Их неведомые дорожки увлекали в чудесный мир, где однако тёмные силы и злые люди вредили героям, стараясь  их оморочить и погубить, завладеть добытыми ими диковинками или властью,бездарно и лукаво затем править, не зная предела в алчности и мании величия,посягнув даже на Владычицу Морскую.
Позже я узнала, откуда сюжеты, герои и нравственные заветы, неписаные законы доброты, бескорыстия,верной любви,преданной дружбы, почитания вещих предков и родителей: из ведических преданий и сказов,старинных мифов и фольклора, хранивших веками божественную премудрость наших прапредков - славяно-ариев, которые ведала его  няня Арина Родионовна.
 Следует отметить, что  появление перед поэтом его юной Музы в садах лицея, о чем он написал в  последней главе романа "Евгений Онегин": " В таинственных долинах весной при кликах лебединых, средь вод, сиявших в тишине, являться Муза стала мне"- это светлый образ божественного вдохновения, навеянного ведическими  знаниями прапредков. Золотистое сияние на водах, где плывет белый Лебедь -  сакральный символ чистоты,целомудрия, благородства и совершенства, это образ ведической богини добра, красоты и самой жизни, олицетворения супружеской  верности у древних славян.
 Вспомним  царевну Лебедь из сказки о  царе Салтане...она являлась олицетворением Руси, так из источников времени 10 века н.э. сама Русь  называлась Лебедия.И этот   светоносный образ Музы, и звездного  ведического божества - царевны со звездою во лбу и месяцем под косой, освещающим ночью землю,из преданий  глубины веков. О том,как изображали в те  седые времена  своих солярных богов  славяно-арии, прекрасно  написала  ученый С.В.Жарникова: это золотой фон и Лебедь на водах; в христианстве - это золотые нимбы над головой святых.
 В пантеоне  солнечных богов древних славян царевна Лебедь - Азовушка, которая была женой одного из самых могущественных богов - магического Велеса,умевшего проникать и в мир богов Правь, и в земную - Явь, и в подземный-потусторонний мир Нави, а одним из его имён было - Гвидон; также образ Лебедушки это и символ одной из главных великий богинь Живы или Дживы, ваявшей судьбы мира.
 А.С.Пушкин пересказывал своим прекрасным легким стихом древнейшие мифы и предания,облекая их в современную художественную форму, главное то,что у его сказок очень глубокий смысл, а корни их в отечественной и мировой Истории,наш гений хорошо знал и наследие ведической цивилизации. 
В глобально меняющемся море жизни нашего современного мира повторяющиеся вековые сюжеты и схожие ситуации,и нам не помешает мудрость предков: не зря в своих  аллегорических  сказках-притчах Пушкин указует, что сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, тем, кто учит уроки...
Жанр  сказки не только для детей,он и для взрослых.Нравственные уроки сказок Пушкина на всю жизнь.Люди из народа, например, Балда,стоят за справедливость,умеют на бытовом уровне восстановить справедливость и наказать обидчиков за скряжничество, обман и другие пороки. Крылатыми выражениями стала мораль этих сказок: остаться у разбитого корыта,не гоняйся за дешевизной и т.п.
Сказки Пушкина написаны  легким и ясным слогом, их  образы ярки и впечатляющи, они запоминаются на всю жизнь: прекрасная звездная волшебница царевна Лебедь,Кот учёный, царевичи Гвидон и Елисей, русалка на ветвях дуба - символа мирового древа жизни, величавая  Владычица морская Золотая рыбка, старик-рыбак и другие.Чуткая и добрая детская душа сопереживает им,учится различать добро и зло, доставшиеся персонажам испытания и их  мужественное преодоление героями учат нас, как и всё  обширное творчество Пушкина,вдумчиво относиться к жизни,быть добрыми и бескорыстными, верно любить и смело бороться с кознями врагов за правду, почитать мудрых  посланников небес, слушать их советы, принимать помощь от них ( так,Баба -Яга ведь хранительница  заветных знаний рода, живущая на порубежье мира живых и мёртвых, куда героям заказан путь, а её волшебный конь может перенести героя в иномир  нави, в царство Кащея), чтобы побеждать персонифицированное Зло.
В школьные годы хрестоматийные стихотворения Александра Сергеевича запоминались, но казались слишком простыми и не вызывали  особых эмоций, только со временем понимаешь, что умение писать  образно, лаконично,  выразительно,с яркими образами   даётся с трудом, да и то не многим.А удивительно то, что во многих образах и символах  сказок А.С.Пушкина таится сакральный и магический смысл(вспомним, что молодой поэт был масоном, а это были самые образованные и приобщенные к эзотерическим  знаниям древних цивилизаций дворяне).
Возьмем для примера великолепное вступление к самой ранней поэме Пушкина " Руслан и Людмила", где поэтом в простых и понятных образах зашифрован очень
глубокий смысл.
Враги русов искажали и переписывали не раз нашу славную и уникальную историю,особенно во время Петра Первого и Екатерины Второй,им был ненавистен русский дух, смелый, вольный и благородный.Творения А.С.Пушкина помогают восстанавливать историческую память.
Обратимся к  поэме "Руслан и Людмила", ее бесподобное  сказочное вступление все помнят с детства: "У Лукоморья дуб зеленый"...А ведь Лукоморье это не только богатое воображение поэта. Оно существовало реально, так, на карте Меркатора 15-16 века это место в Западной Сибири, являющееся местом впадения реки Обь в самое холодное северное Карское море, а Обская  губа( залив) по форме похожа на стрелу лука. Начало реки Обь, ее исток расположен в  священном Беловодье ( на Алтае).Значит, образ Лукоморья не совсем сказочный.
 О славяно-арийской божественной книге Света - "Веды", данной людям более 40000 лет назад и соотнесенной с современной топонимикой, смотрите у меня в разделе "Преданья старины глубокой". Путь же среди островов  Карского моря, по морю Балтийскому мимо острова Буяна ( Руяна) описан в  сказке о царе Салтане, по мнению многих пушкинистов...
Дуб зеленый - это священное мифическое  мировое древо жизни...
Загадочный образ учёного Кота, несомненно, Кот Баюн, великан-людоед, живущий в лесу и своим  чудесным голосом могущий заворожить, убаюкать и усыпить  путников, а потом их убить.Его почти невозможно поймать, но сумевшему это сделать, он  дарит здоровье и вечность. Этот сказочный персонаж  входит в свиту  хранительницы родовых обычаев Бабы Яги, помогая ей быть в курсе всех происшествий,Кот тотемный зверь бога  Велеса.
Колдун  Черномор, по преданиям славян, зловещий младший сын Чернобога,Змея Тьмы, хозяина царства мёртвых, а его старшими  сыновьями были Горын и Вий. Это синоним
Кощея -_Кащея  Бессмертного, которого если и  можно победить,то нельзя убить...
О главных героях поэмы можно прочитать в  моем стихотворении " Одухотворенное бытие" в этой же рубрике "А.С.Пушкин", где дана некоторая расшифровка их образов.
Русалки это образы из легенд, например, о Геракле, где безнадежно влюблённая в него нимфа стала символом несчастной любви.Но скорее всего это из славянских сказаний об обережной  одолень-траве, белой кувшинке, эта водяная лилия была волшебным цветком  русалок,которые ночью превращались  в девушек и плавали до утра,а днем вновь становились  цветами.
 Моей неизменной любовью с детства  был М.Лермонтов, его прекрасная и грустная философия,душевные муки и космополитизм,жажда бурь и неразделённая любовь,верность ей, презрение к женщинам для того, чтоб их не любить,усталость от жизни в самом её начале, пророческое предвидение своей смерти и событий мирового масштаба, тонкость чувств,эрудиция, неприязнь к несовершенству  окружающего мира,фатализм и восхищение природой,смелым обращением к Богу и терзающему его  Демону,конечно, многое тогда  воспринималось в  стихах и трагической судьбе кумира интуитивно, но сильно запало в душу.
Солнечный  гений Пушкина был иным, несмотря на удары судьбы, поэт оставался светлым и жажду жизни,любовь к ней выражал оптимистично, любови его были многочисленны, но вдохновенны и пылки, у него было много настоящих и верных друзей.
 Муза была благосклонна к поэту, начав ещё в студенческие годы освещать  незакатным светом его  скромную студенческую келью, даже печаль его была светла, а знание отечественной истории выливалось в прославление Отечества и его героев, его мудрость поражала своей афористичностью, глубоким пониманием жизни, даже его  блестящий сарказм по этому поводу воспринимался как истины, добытые жизненным опытом, а поклонение  Красоте было бальзамом на душу, пробуждая высокие чувства.
Незабываемые образы произведений Пушкина запечатлелись  в душе навсегда. Будь то волшебное Лукоморье - отзвук воспоминаний о  таинственной прародине пращуров Гиперборее на месте  современного Северного Ледовитого океана или грянувший страшный, славный и судьбоносный для России Полтавский бой, когда смешались кони, люди и залпы тысячи орудий.
Романтические поэмы и реалистическая проза многое  дают сердцу и уму, прежде всего -  истинное понимание жизни, сердца человеческого, заставляя сопереживать искушенному в жизни автору и его героям.Как  это  у святого Иоанна:"И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Не счесть  обращений Пушкина к  родной истории, его  обширные познания в ней, вдохновлённые патриотическим чувством,  входят в сердце, запечатлеваясь там и напоминая, кто мы и откуда, что есть  слава и  подвиг наших героев и народа,их сила духа и беспримерное мужество;какой силой воли и любовью к родной земле, какими  неимоверными жертвами они не раз отстояли от захватчиков нашу Отчизну.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

Особое впечатление произвели на меня бесподобные, на вид простенькие "Повести Белкина...", в которых драма и любовь повседневной жизни простых людей достигает трагических высот  пьес Шекспира,но эти добрые и самоотверженные чувства приглушает повседневность и обыденность обстановки,непонимания и  эгоизма близких, как в проникновенном "Станционном смотрителе".Добрый и любящий отец умирает с разбитым сердцем.
 Эта повесть - ненавязчивое напоминание о том, что в погоне за личным счастьем не надо забывать о чувствах близких родных людей...об этом  народная мудрость говорит: Что имеем - не храним, а потерявши - плачем.
 Автор представил в повести "Метель" почти детективную, трогательную и  сентиментальную историю любви: сначала  неопытных и далёких от понимания настоящей  жизни героев, безответственных, легкомысленных, но романтичных.Драма произошедшего от этого неисправима. Однако судьба  благосклонна к ним, уже наученным горьким опытом жизни, усвоившим ее  суровые уроки, прошедших духовное становление, поэтому в финале  неожиданно по заслугам награжденных судьбой за достоинство и преданность.
 Нравственные уроки этих прелестных повестей, не оцененных современниками поэта должным образом,глубоки и мудры, они понятны неравнодушному читателю, ведь общечеловеческие
ценности неизменны веками,они современны.
"Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания, и туманом слёз не заволакивала сознания; её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина," - писал И.Ф.Анненский.
Следовательно, духовный мир  А.С.Пушкина, его идеи, образы и символы,нравственные идеалы,искренние переживания, чувство справедливости помогают познанию истины,проистекающей из мудрости и духовности народа, образовывают и просветляют умы и души читателей.
               


Рецензии
Дорогая другиня Оля! Прими радостную благодарность души и сердца!
Так здорово написано и показано о великом и дорогом для нас Александре Сергеевиче!
Грустно, что не вижу рецензий или не сохранились...
Знание, Любовь, Красота - три Ключа, ты их применяешь и владеешь ими...

Александр Подвижников   24.01.2023 23:30     Заявить о нарушении
Дорогой далекий друг, сердечная благодарность за душевный созвучный отзыв, даже о гении нашем не хотят поэты читать,есть немало и достойных здесь,но много и таких, кто тешат себя своими стишками, зачем им великие Поэты, вот тебе и пример невежества; большевики тоже гения отвергали, пытались заменить Демьяном Бедным и В.Маяковским, вспомни "ваше слово , товарищ маузер!"- вот и убили из этого маузера...поэтам и писателям стоящим нужны еще и настоящие читатели, просвещенные и понимающие...за что тебе, нашему подвижнику и просветителю, поклон и успехов на ниве просветления замороченных душ. Ольга Дэн

Ольга Дэн   25.01.2023 09:42   Заявить о нарушении