Феномен мамбл-рэпа

оригинальное название: "Феномен мамбл-рэпа. Почему звучание стало важнее сторителлинга."

Принято считать, что в 2017 году в музыкальной индустрии хип-хоп стал самым популярным жанром в мире, обогнав рок. В июле прошлого года американский финансово-экономический журнал «Forbes» сообщил, что в США жанр хип-хоп стал самым востребованным, а в декабре того же года официальное сообщество «VK Music», проанализировав данные социальной сети «ВКонтакте», объявило о схожей ситуации в России.
Еще за два года до этих событий стримминговый сервис «Spotify» изучил музыкальные предпочтения пользователей со всего мира, в ходе чего было установлено господство композиций в жанре хип-хоп, независимо от географического положения.
В самом же хип-хопе, как в музыкальном жанре, существует многообразие поджанров, из которых лидирующим по популярности на сегодняшний день является мамбл-рэп.
Термин «мамбл-рэп» придумал и ввёл в обиход американский рэпер Wiz Khalifa вместе со своими друзьями. В интервью на шоу «Ebro in the Morning» на радиостанции Hot 97’ он рассказал: «Мы называем это “мамбл-рэп” (“мямля-рэп)”. […] Да, у меня и моих корешей никакого уважения к молодёжи. Но они сами понимают это. Они не хотят читать рэп. […]». “Mumble” в переводе с английского означает “мямлить” или “бормотать”, то есть невнятно, неразборчиво говорить. Одной из причин нечёткого произношения служило употребление наркотиков. Например, рэпер Future в одном из своих интервью рассказывал: «Я помню, был на этом треке (речь идёт о песне «Future – “Tony Montana”» – прим.) настолько вмазанный… Я даже свой рот толком не мог открыть. […] Я знаю, что это такая фишка, которую ты не понимаешь, но она заставляет тебя поверить в то, что тебе это нравится – именно поэтому тебе и нравится. […]»

(Выдержка из того же интервью с Future):
– И многие люди подпевают, хотя даже не знают, что там за слова…
– Они придумывают свои собственные! – говорит Future
– Они придумали слова!
(смеются)

Позже, заметив, что публике нравится такая манера исполнения, некоторые артисты стали нарочно мямлить в своих треках. Одним из примеров служит композиция «Lil Uzi Vert – “XO TOUR Llif3”» (https://www.youtube.com/watch?v=WrsFXgQk5UI).
Сам Lil Uzi Vert в одном из интервью сказал: «Мы те, кого вы называете мамбл-рэперами. Фишка в «ех»-ах. Ты просто добавляешь «ех» после каждого слова/строки, чтобы текст рифмовался, и наплевать о чём читать!». Речь идёт о так называемых эдлибах, которые раньше относили к бэк-вокалу. «Эдлиб» (от англ. Edlib, что происходит в свою очередь от лат. Ad libitum — «по желанию») — это случайные выкрики или слова, разбавляющие основной текст. Они звучат заметно тише основной дорожки, либо на том же уровне громкости, и записываются как бэк-вокал.
Эдлибы вместе с характерным бормотанием мамбл-рэперов образовывают текст, который более походит на своеобразную «звуковую кашу» с трудноразбираемыми словами в ней.
Однако, некоторые мамбл-рэперы отрицают присутствие в своём речитативе нечёткой дикции. Рэпер Lil Yachty говорит: «Я просто не понимаю, где я могу мямлить вообще?»; 21 Savage: «Говорят, что я мямлю, но ты можешь расслышать каждое слово, которое я произношу». Rich The Kid заявил: «Они говорят, что я мямлю, что мне нужно произносить слова чётче. Но если детишкам нравится, если моим фанатам нравится – да кому угодно, на кого эта музыка ориентирована! – Если им нравится, значит это для них.»
Нечёткая дикция является не единственной чертой мамбл-рэпа, сюда также относят музыкальное сопровождение, концептуальность и лирическое содержание (или, скорее, отсутствие последних двух пунктов).
Отдельного внимания заслуживает критерий лирического содержания, вызывающий настоящий резонанс и провоцирующий огромное количество споров. Всё дело в том, что, в отличие от осознанного хип-хопа (поджанра, в котором текстовая составляющая и концептуальность замысла ставятся на первое место), мамбл-рэп изобилует в преобладающем большинстве лишь рэпрезентами (от англ. “rap” и “present”), то есть композициями, в которых исполнитель рассказывает о себе, своих ювелирных украшениях, употреблении наркотиков, хвалится своими достижениями и достоинствами и т.д., обходя стороной особое послание для слушателя.


«В чём фишка?»
Упор в мамбл-рэпе делается на выразительность звучания. Один из самых ярких на данный момент артистов отечественной хип-хоп сцены – Александр Бузе, известный всем как GONE. Fludd, в интервью Юрию Дудю сказал следующее: « […] Сейчас музыкой правит ритм. […]» – и ведь действительно – в наше время всё чаще в музыке обращают внимание на мелодичность и ритмику композиции, нежели на текст.
Разберёмся подробнее в причинно-следственных связях этого явления. Учёными доказано, что прослушивание любимой музыки способствует выработке дофамина – гормона счастья – в головном мозге.
Как и во времена зарождения хип-хопа, так и сейчас, данный жанр является симбионтом и пространством смешений других жанров и стилей.
Представьте себе: допустим, Вашим любимым жанром музыки является классика; Вы слушаете классическую музыку от рассвета до заката, но наступает момент, когда классика начинает надоедать, хочется чего-то нового, но с такой же основой. Тут-то на выручку и приходит хип-хоп, в котором не то что классика – даже трэш-метал или дэдкор может быть использован и видоизменён. В конечном счёте вы получаете сравнительно схожий с изначальным материалом продукт, но уже со своей особенностью. Постепенно Вас начинает интересовать хип-хоп, вы ищете всё больше и больше композиций и информации об этом жанре; Вы слышите «заедающий» в голове мотив и, спустя время, осознанно или неосознанно (тут уже играют роль другие факторы) начинаете повторять строчки или мелодию песни. Цикличность музыкального отрывка влияет на мозг таким образом, что рано или поздно звуковые волны “настраивают” сознание на самостоятельное воспроизведение участка музыкальной дорожки.
В современном обществе, информационное пространство которого с избытком заполнено визуальными “ловушками”, привлечение внимания яркими образами используется практически везде. Этот приём активно используется и в хип-хопе, поэтому ещё одним не менее важным фактором проявления интереса к нему у огромного количества людей на сегодняшний день является внешний вид рэперов. Необычные причёски и разноцветные волосы, дорогостоящие ювелирные украшения и одежда от знаменитых брендов, татуировки и пирсинг – с одной стороны, это способ самовыражения, а с другой – за счёт выделения себя как индивида, непохожего на остальных, средство заявления о себе, причём с целью обращения внимания как можно большего количества людей. Такая тенденция наблюдается, в основном, только у молодого поколения, в число которого входят и мамбл-рэперы.
Таким образом, моделью обозначения мамбл-рэпа в целом, и для большинства представителей данного жанра по отдельности, можно считать совокупность яркого, выделяющегося образа – так называемой «картинки», и характерной музыкальной составляющей, то есть «приедающегося звука».


«Откуда мямли растут»
Мамбл-рэп появился как “эволюционное” продолжение минималистичного трэпа. Значительной разницы между ними не наблюдается, порой бывает трудно различить жанр (минималистичный трэп) и поджанр (мамбл-рэп), но это и не является обязательным из-за постоянных смешений стилей, а также отсутствия чётких границ внутри жанровой стилистики.
Существует теория, что формирование мамбла начиналось ещё в 80-90-е гг. прошлого столетия. Уже в те времена начиналось переосмысление роли рэпа. Например, группа Bone Thugs-N-Harmony отличалась быстротой читки и мелодичностью вокала. Зачастую слушатели не могли разобрать некоторых слов текста, но причина, скорее, заключалась в качестве звукозаписи, а также в скорости и техничности речитатива исполнителей.
В интервью именитому изданию «Rolling Stone» рэпер Black Thought, сооснователь и вокалист известной группы «The Roots», рассказал журналистам: «Многие утверждают, что я за 10 минут заткнул мамбл-рэперов. (речь идёт о его 10-тиминутном выступлении с фристайлом на радио Hot 97’, которое поразило всех людей, хоть как-то причастных и разбирающихся в хип-хопе – прим.) Но я не ставил себе такой цели, потому что, если вернуться назад, я и изобрел мамбл-рэп. Я придумал читать рэп, не используя при этом слов. В таких песнях и фристайлах, как «Don’t Say Nuthin’» и «New Year's At Jay Dee's», я фактически изобрел мамбл-рэп, когда ты стремишься зарифмовать как можно больше строк, при этом не произнося слов. И тогда я вдохновлялся скэтом. (скэт – джазовый вокальный прием, в котором голос имитирует музыкальный инструмент — прим.)»
В связи с таким заявлением от Black Thought, можно предположить, что скэт был предопределяющей основой (а возможно и полноценным заимствованием) для вышеупомянутых эдлибов, которые так любят использовать мамбл-рэперы.
Рэпера Лил Уэйна можно по праву считать одним из первых исполнителей, приготовивших почву для появления мамбл-рэперов. Именно он был одним из первых, чей образ был довольно странным, ярким и броским; именно он был одним из первых, кто начал использовать ритмичное пение и автотюн (автотюн – музыкальный приём, в котором с помощью компьютерных звуковых программ и эффектов голос изменяется, ему задаётся нужная тональность и тембр — прим.)
Как сообщает в одном из своих видеоматериалов сайт «Genius», одной из ключевых фигур, оказавших влияние на формирование и становление такого жанра, как мамбл-рэп, является Чикагский рэпер Chief Kief. Не только его звучание было примером подражания, но и сам Chief Kief стал примером – в 16 лет он обрёл широкую известность. Он один из тех, кто определил тенденцию «вступления в игру» с юных лет. Многие современные мамбл-рэперы утверждают, что вдохновлялись именно Chief Kief’ом. Среди таких исполнителей есть и те, кто уже обрёл мировую славу.
Lil Uzi Vert: «Не стану лгать, я много слушал Sosa (ещё одно прозвище Chief Kief’a – прим.), серьёзно»; YBN Nahmir и YBN Almighty Jay: «Он оказал огромное влияние на индустрию. Йоу, любой ниггер из новой школы хочет быть как Chief Kief»; Tay-K: «Мне очень нравится Chief Kief. Большая часть моего стиля идёт от него»; Lil Pump: «Моим героем был Chief Keef. С ним началась новая эра. Я был тогда в шестом классе. До этого слушал 50 Cent и Ludacris. Sosa совсем на них не похож. Мой стиль многое взял от дрилла (дрилл — поджанр в рэпе, отличающийся тяжёлым звучанием и жестокими текстами. Chief Kief является самым ярким представителем этого стиля). »
Ещё до появления Sosa в индустрии, примером подражания и вдохновения были творческие коллективы RVIDXR KLVN (Raider Klan – «Райдер Клан») и OFWGKTA (Odd Future Wolf Gang Kill Them All), которые гнули свою линию, развивали хип-хоп и предоставляли хорошие перспективы своим участникам. Например, выходцы из OFWGKTA – Tyler, the Creator и Frank Ocean – теперь известны по всему миру и признаны талантливыми артистами, их уважают за самобытность и искренность в творчестве, а также за новаторство в музыкальной индустрии. Практически распавшийся на сегодняшний момент Raider Klan дал дорогу таким популярным рэперам как Denzel Curry, Young Simmie, Xavier Wulf, Chris Travis, Eddy Baker, которые, в свою очередь, во многом предопределили появление мамбл-рэперов.
После того, как рэпер BONES и его друзья – Xavier Wulf, Chris Travis и Eddy Baker – ранее состоявшие в Raider Klan, создали новый рэп-коллектив под названием «Seshollowaterboyz», они стали популяризировать своё творчество через онлайн-платформу «Soundcloud», где любая загруженная музыка находится в свободном бесплатном доступе. Спустя несколько лет наступит период, который назовут эпохой «Soundcloud-рэперов» или «cloud-рэпа» – невероятно огромное количество музыкантов и исполнителей станет пользоваться «Облаком» (“Soundcloud” в переводе с англ. “музыкальное облако” – прим.) и распространять там свои композиции, а некоторым даже посчастливится обрести мировое признание по примеру Seshollowaterboyz. «Soundcloud» можно считать главным пространством, в котором зарождался, развивался и распространялся мамбл-рэп.


«Отцы и дети»
Исполнителей, которые внесли вклад в развитие культуры хип-хопа, и которые вели свою творческую деятельность ещё 10-15 лет назад (не говоря уже о тех, кто делал это раньше), называют «отцами» хип-хопа. Как это обычно бывает, между старшим и младшим поколением возникает недопонимание и разногласие. Мир хип-хопа не является исключением.
Молодые исполнители часто позволяют себе бросаться громкими и грубыми фразами в адрес тех, кто выстраивал структуру хип-хопа, кто создавал и формировал хип-хоп ещё до них. В качестве одного из самых ярких примеров можно привести рэперов SmokePurpp и Lil Pump, у которых был конфликт с Джеем Коулом.
Рэперы Tyler, the Creator и Earl Sweatshirt высказывались с критикой в адрес Эминема. Позже, осенью 2018-го года, у того же Эминема будет конфликт с рэпером Machine Gun Kelly, в ходе которого и тот, и другой запишут друг на друга оскорбительные композиции.
Современное общество «отцов» по отношению к новичкам делится на 2 группы: тех, кто принимает молодых рэперов, и тех, кто не желает считаться с ними.
Кендрик Ламар — общепризнанный гений, наречённый народом «Новый Король Западного Побережья», первый в истории не джазовый и не классический музыкант, удостоенный Пулитцеровской премии, обладатель 7 премий «Грэмми» — поделился с «Forbes» своим отношением: «Я хочу, чтобы хип-хоп продолжил эволюционировать, поэтому я не могу ненавидеть тех, кто не является Кендриком Ламаром. […] Если ты остаёшься самим собой, но уважаешь всё то, что позволило нам оказаться на нынешнем уровне, то ты продолжаешь развиваться.»
Рэпер Джей Коул, представитель осознанного хип-хопа, считающийся одним из лучших лириков в жанре, посвятил трек «J. Cole — “1985 (Intro to “The Fall Off”)”» всей новой школе, где говорит о том, что современным рэперам необходимо переосмыслить подход к созданию музыки. Коул наблюдает за тем, как они беспечно купаются в лучах мимолётной славы, и выражает беспокойство за их будущее. В заключении композиции J. Cole произносит следующие строки:
«Это самый быстрый путь на дно.
Я желаю вам удачи.
Надеюсь, что вы не так тупы, как выглядите, вам же лучше.
Но если люди реально говорят правду,
И вы считаете себя теми, кто может со мной потягаться,
Тогда я знаю, что вы серьёзно влипли, поверьте.
Я здесь буду вечно, ведь мои способности на высоте
Для любого ниггера-любителя, который хочет выхватить.
Просто вспомните, что я вам сказал, когда вы облажаетесь.
Через пять лет вы будете на передаче "Любовь и Хип-Хоп", ниггеры.»
(перевод текста взят с сайта «Амальгама»
[ https://www.amalgama-lab.com/ ])
Рик Рубин — американский музыкальный продюсер, один из ста самых влиятельных людей мира по версии «Times» — пообщавшись с одним из величайших рэперов истории, Эминемом, рассказал по телефону журналистам следующее: «Для него (речь идёт об Эминеме — прим.) это культурный шок, потому что в хип-хопе есть новая волна исполнителей, которая делает нечто не похожее на то, что он делал в своё время. Очевидно, он был разочарован…». 31 августа 2018 года вышел альбом Эминема под названием “Kamikaze”, который является, по сути, целостным воплощением отношения Эминема ко всем новым исполнителям (в числе которых, к слову, перечисляется и вышеупомянутый Machine Gun Kelly, а также Tyler, the Creator и Earl Sweatshirt), причём отношением резко негативным. Своим неожиданным релизом Эм (сокр. от “Эминем” — прим.) вызвал в обществе бурную волну споров и критики в свой адрес, что объясняется односторонней позицией защиты своих кумиров у молодого поколения.
В интервью изданию «Double Down News» пионер хип-хоп индустрии Дэррил МакДэниэлс, известный как DMC, высказал своё мнение о том, что сейчас происходит с хип-хопом. Его десятиминутное обращение, имеющее к молодым хип-хоп исполнителям прямое отношение, набрало за 2 недели полтора миллиона просмотров.


 «Десятиминутное пророчество»
Дэррил МакДэниэлс произнёс настолько сильную речь, что мне оказалось не под силу собрать отдельные вырезки и добавить к ним комментарии. Субтитры, прикреплённые к видео, и являющиеся переводом слов DMC, были перепечатаны мной вручную и собраны в единое обращение.
Представляю Вашему вниманию текст того интервью. Видео с переводом на русский язык доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=gf9O01BAupI
«Jam Master Jay был застрелен, 2Pac был застрелен, Biggie был застрелен, X (рэпер XXXTentacion — прим.) недавно был застрелен – очень жаль. Но больше всего жаль тех парней и девушек, которые не были знамениты, но которых тоже застрелили. Представьте, если бы точно так же, как мы освещали смерть X’а, смерть Jay’я, смерть Biggie – представьте, что было бы, говори мы про убийства каждого молодого человека в перестрелках. Люди были бы в ярости.
Я борюсь не конкретно с чуваком, который выстрелил Jam Master Jay’ю в голову, у меня нет к нему личной неприязни. Я борюсь с образом мыслей, из-за которого он это сделал!
2Pac’а застрелили: хип-хоп скорбел две-три недели, а потом мы вернулись к тому же дерьму: к тем же идеям, концепциям и образам, вроде того, что иметь пистолет — это круто; и не изменяем тех условий, из-за которых был убит 2Pac. И, конечно же, спустя 2 недели убивают ещё одного […], а потом убивают Biggie… а мы делаем всё одно и то же: мы выпускаем альбомы в честь него и говорим, что он был легендой. Но как насчёт того, чтобы, после первой смерти, попытаться предотвратить их в будущем?
Почему иметь оружие и стрелять в других – это круто? Это мышление хип-хопа: «Я же из гетто», и всё такое.
Нет, мы создали хип-хоп, чтобы нам не нужны были уличные банды и наркоторговцы!
Их оправдание: «Арнольд Шварценеггер и Брюс Уллис снимаются в жестоких фильмах…». И я хочу ответить всем в хип-хопе, кто говорит: «Это допустимо, ведь это развлечение» – Нет, это не так! Если ты так оправдываешься, то свали к чёрту от микрофона и становись актёром.
У хип-хопа есть ответственность, и неважно из какого ты поколения: из настоящего, прошлого или будущего; ты можешь рассказать историю про банды, наркотики, и всё такое, но следующим треком ты должен объяснить почему нельзя использовать оружие. Говорите, что хотите, ублюдки, я вижу лишь убийства и геноцид. Люди убивают друг друга.
Когда я вышел и сказал, точно так же, как рэперы рассказывают о торговле наркотой: «Я DMC, я на своём месте, я ходил в Saint John’s University. С детского сада я уроки учил, и после 12-го класса в колледж поступил.» – я никого не поучал. Я не говорил, что люди в бандах и с пушками неправы. Но парни из банд, которые с пушками, сказали: «Вот чёрт, DMC же один из самых жёстких засранцев на планете, и он говорит, что ходил в St. John’s University, и что образование — это круто.» Ко мне подходили пацаны и говорили: «Йоу, когда ты это зачитал, только твои слова заставили меня понять, что мне не нужна пушка, что я не обязан продавать наркотики. Я пошёл и забрал свой аттестат, ведь DMC сказал, что образование — это круто. Ты помог мне понять, что можно быть образованным, осторожным, не продавать наркотики и не быть в банде, но всё равно быть при деньгах.»
Хип-хоп появился, потому что мы стреляли друг в друга, убивали друг друга, и появились Zulu Nation (крупнейшее и старейшее хип-хоп объединение в мире — прим.) и сказали: «Слышьте, засранцы, хватит убивать друг друга!». Люди сказали: «И что же нам делать?», а хип-хоп ответил: «А что вы умеете?». Все возможности для любых перемен лежат в наших руках, но мы их не используем. Я не выражаю ненависть к хип-хопу нынешнего поколения, но я должен заново создать хип-хоп.
Люди часто спрашивают — что я думаю о современном хип-хопе, а я отвечаю: «Это диско». Я помню, как в детстве диско было очень популярным! Однажды в детстве я пошёл спать, а на следующее утро, когда я проснулся, люди по всему миру кричали «Диско — отстой!», все говорили только это. Но не исполнители, и не музыка была отстоем, а образ жизни тех, кто жил в диско. Взгляните на хип-хоп сейчас: фиолетовые шубы, бриллианты, шампанское, «Роллс-Ройсы», «Бентли», чёртовы самолёты, секс, насилие — все живут только так. И что произошло, когда такое случилось в Нью-Йорке в 70-е? То же самое, что сейчас происходит с хип-хопом, уже случилось с диско. И тогда появился чувак по имени Melle Mel и записал пластинку “The Message”. Сейчас нужно, чтобы кто-нибудь лет 17-19 появился и записал такой “The Message”, чтобы закончить весь этот абсурд, который мы поощряем — «purple drink» и всё такое. «Можешь накуриваться, можешь отрываться, но как насчёт того, чтобы помочь голодающим?» — вот что делал хип-хоп.
Весь Голливуд приезжал в Нью-Йорк, чтобы оторваться в «Studio 54», на своих «Бентли», на своих «Роллс-Ройсах»; в шубах и с шампанским, с травой и героином. У них повсюду был секс и диско-шары.
Посмотрите на диско 70-х, а затем взгляните на современный хип-хоп. Засранцы безумно одевались, и всё такое; а потом пришло несколько ребят — вовсе не политиков — они взяли микрофон и сказали: «Иногда это похоже на джунгли, и я не знаю, как до сих пор не ушёл на дно», «Не давите на меня!». Сейчас край уже близко: […], хип-хоп превращается в полное безумие… сейчас хип-хоп — это просто развлечение.
Хип-хоп был провозглашён самой популярной музыкой, обогнавшей рок. Почему они сделали такое заявление, когда хип-хоп на пике неуважения и заблуждения? Он всегда был популярным, но почему они не сделали такое заявление, когда Public Enemy творили шедевры? Почему они не сделали такое заявление, когда KRS-One творил шедевры? Ну да, потому что сейчас больше прослушиваний и загрузок, и всё такое… Больше всего людей слушают хип-хоп в то время, когда он стал самым тупым в истории! Нужно было сказать это (о популярности хип-хопа — прим.), когда он соревновался с роком, а не сейчас! Я был на разогреве у ZZ Top, мы выступали перед The Clash! Почему они не объявили это тогда? Почему? — Потому что мы были чисты и не матерились, не читали только про секс и перестрелки; но теперь это проблема, вы говорите, что хип-хоп популярен, а эти ублюдки стреляют! Они убили X’а, они принимают «Xanax», и всё такое… не рекламируйте это дерьмо! Включите песни тех ребят, которые не занимаются этим, чтобы другому X’у не пришлось умереть. Вот в чём проблема!
Когда мы создавали хип-хоп около 45 лет назад, мир начал меняться. […] Нам нужны группы, похожие на Migos, которые будут читать как De La Soul; нам нужен парень, похожий на Lil Wayne, который будет говорить, как KRS-One; нужно чтобы парень вроде Drake делал песни как у Chuck D или Public Enemy. Я не говорю о продажах альбомов и популярности. Это нужно для перемен в жизнях людей. Кто-то сказал 10 лет назад: «Если к нам прилетят пришельцы и послушают хип-хоп за последние 15-20 лет, они не поймут, что происходит». Но раньше этих 15-20 лет, каждый раз, когда возникала проблема в нашем обществе, в музыке, в политике — в ту же неделю какой-то рэпер записывал об этом трек. Взгляните, что происходит по всему миру: кругом войны, на улицах преступность и перестрелки, полицейские стреляют в детей, дети стреляют в детей, неуважение к женщинам, образование стало полным отстоем, они украли из общества все необходимые институты — и НИКТО об этом не говорит! Не только рэперы; никто из рок-звёзд или поп-звёзд не освещает эти проблемы. Было время, когда при любом возникающем событии мы сразу же набрасывались на него. Теперь нынешнее поколение ничего не делает, ведь им кажется, что говорить правильные вещи — не круто. Теперь эти ребята получают больше внимания, если рассказывают о своих проблемах с «Xanax’ом», и о том, сколько кодеина они выпили.
Run DMC выкурили больше травы, чем сам бог смог бы вырастить на этой планете, но мы никогда не помещали эти образы и идеи в свои треки. Я выпил больше алкоголя, чем эта Земля может воспроизвести; я присылал заказы напрямую на заводы, я связывался напрямую с богом: «Пришли мне алкоголь сейчас же!», но я никогда не помещал эти образы и идеи в свои треки. Почему? Потому что, если Run DMC может сделать трек вот об этом (показывает модель кроссовок «Superstar» от фирмы Adidas на своих ногах – прим.), и до сих пор весь мир их носит, то что случится, если я зачитаю про кодеин или «ангельскую пыль»? Вот в чём проблема: это не крик о помощи, это нехватка ответственности.
Послушайте хип-хоп радио — все чёртовы песни только про кодеин и «Xanax». И ни один рэпер не говорит: «Я никогда в жизни не накуривался». Нам нужны чуваки в хип-хопе, которые никогда не накуривались. Нам нужны чуваки, которые не состоят в уличных бандах. Нам нужно, чтобы хип-хоп был полон Кендриков Ламаров и Chance the Rapper’ов.
У нас есть Chance, у нас есть Кендрик, у нас есть много малоизвестных МС, и эти малоизвестные МС должны иметь возможность получать деньги за самовыражение. (звучит популярная фраза «Самовыражайся!» / «Express yourself!» из одноимённого известного трека рэп-коллектива N.W.A. — прим.)
Ранний хип-хоп был таким разномастным… там были Run DMC, но также были De La Soul и N.W.A. Все читали рэп, но все были разными, и вместе мы сделали хип-хоп великим! А теперь им нужен лишь фронтмен, они хотят видеть лишь фронтмена. («frontman» - подставное лицо — участник творческой группы, на которого обращено большее внимание. — прим.) Главной единицей раньше была группа. Почему? Потому что вместе мы сильнее! Именно поэтому, когда возник Wu-Tang Clan, там было много этих чуваков — это было мощно, это было заявлением. Мы могли концентрироваться на нашей цели и на том, что пытались донести до слушателей. Мы более грозные, когда демонстрируем, что нас много. Но тогда кое-кто стал смотреть на эти группы, выделять парня, который ему нравится, и говорить: «Йоу, приходи к нам! Избавься от своей группы и работай на нас». В какой-то момент люди у власти поняли, что если разделят нас, и будут давать одному парню сколько нужно, то ему станет всё равно на остальных. Ведь если я могу создать группу из трёх человек, то смогу собрать группу из четырёх, а затем из пяти… Они не хотели, чтобы мы развивались и росли в позитивном ключе.
Сейчас в мире полно радиостанций, которые говорят: «Эта станция любит хип-хоп!», «Мы любим хип-хоп!» — но они включают его только из-за звёзд. Они не включают только сильные, информативные, вдохновляющие, мотивирующие и представительные песни культуры хип-хопа. Они разделили нас.
Ты видел Run DMC, но тебе не обязательно было любить Run’а, тебе мог нравиться Jam Master Jay или тот тихоня в очках.
Мы не видим себя в том, что сейчас творится. Мы видим других засранцев, которые сейчас так доминируют, что нам приходится предавать себя, лишь бы стать как они. А в группах мы отчётливо представляли, кем мы можем стать, ведь мы уже становились ими. Теперь же все врут, хвастаются, демонстрируют, будто могут купить самолёты, будто деньги — это очень важно, будто у них много девчонок, будто они опасные. Сейчас многого не хватает, и именно поэтому хип-хоп не развивается.
Я не имею в виду бизнес; они продают песни и альбомы, они ездят в концертные туры и зарабатывают деньги, я не пытаюсь кого-то лишить их заработка. Однако, у них нет ответственности за то, какие изменения они принесли в хип-хоп, и за то, какие изменения приносит сам хип-хоп, и что под силу изменить только нам.»
DMC считает музыку одним из важнейших инструментов влияния на социум, из-за чего и недоволен нынешним положением дел: хип-хоп превратился в неосознанное бахвальство, стал совершенно неинформативным жанром. Конечно же, имеется в виду не приписывание такой характеристики ко всему жанру, а лишь к преобладающему большинству его структуры. Точно такое же заключение необходимо сделать и о публике: исключительно б;льшая часть слушателей предпочитает музыку с упрощенными, ненавязчивыми текстами, но не поголовно вся. Проблема заключается в очевидном нежелании «работать головой», ведь гораздо проще «двигать телом» — двигаться, танцевать, и не придавать особого значения смысловой нагрузке музыкальной композиции. Однако, на подсознательном уровне мозг самостоятельно обрабатывает поступающую информацию, и — хотите Вы того, или нет — отдельные её составляющие зацикливаются и усваиваются сознанием.
В качестве примера и доказательства господства именно таких предпочтений послужит отрывок из разговора с неизвестным, с которым я обсуждал эту проблему в анонимном интернет-чате:
[…]
— То есть, по твоему мнению, неважна лирическая составляющая, а вот на технику следует обратить внимание? То есть можно технично читать о распутных женщинах, убийствах и наркоте, и это будет хорошо?
— Если это будет приправлено хорошим битом, и мне понравится, как оно звучит, я буду это слушать. Ах, да, я же это и слушаю!
— Для тебя совершенно безразлично лирическое содержание?

— Нет конечно! Я люблю лирику, люблю песни, которые заставляют задуматься. Но таких треков должно быть минимальное количество, иначе точно в депрессии увязнешь. Я слушаю музыку не чтобы грузиться, а наоборот — выкинуть все из головы. Такие песни помогают.
[…]
Кроме этого разговора, был проведён опрос у людей на улицах.
10 случайно выбранных прохожих, возраст которых варьировался от 15-16 до 26 лет, согласились ответить на несколько моих вопросов. У каждого из них излюбленным музыкальным жанром оказался хип-хоп.  9 человек из 10 сошлись во мнении с моим неизвестным интернет-собеседником — музыка помогает им отвлечься и развлечься.
Подтверждение слов Дэррила МакДэниэлса было собрано мной не только в Интернете, но и на улицах — практически на каждом шагу я вижу одну и ту же картину. Сейчас хип-хоп существует именно так, как рассказывает об этом DMC. Когда начинаешь понимать всю правдивость слов Дэррила, уже не можешь противиться представлению тех последствий, о которых он говорил.


«Куда рэп катится?»
Как гласит известное выражение: «Всё гениальное — просто». Однако, осмелюсь заключить следующее: не всё упрощённое — гениально.
Современную модель развития хип-хопа можно сравнить с развитием автомобилестроения:
1 этап — «Зарождение и появление». Образование нового средства достижения цели. Как автомобили являлись новым средством преодоления расстояний, так и хип-хоп образовался в роли нового средства самовыражения, нового музыкального течения, бывшего просто необходимым;
2 этап — «Долгий путь». Совершенствование техники и технологии создания автомобилей, многолетние разработки эффективных инноваций – этому этапу сопоставима «шлифовка» жанра, закрепление за ним своих особенностей и специфического разнообразия;
3 этап — «Всемирное признание». Достижение того уровня качества на рынке, который признаётся абсолютным большинством потребителей. Такой обобщённой характеристикой этапа можно описать как отрасль автомобилестроения, так и музыкальный жанр хип-хоп;
4 этап — «Работа над комфортом». Этот этап уже относится к современности. Характерные особенности заключаются в сокращении обязанностей при эксплуатации продукта, иначе говоря – в упрощении использования продукта и в упрощении самого продукта, соответственно.
Современный рэп — это дорогостоящая тачка, оснащённая оборудованием высшего уровня, в которой не обязательно что-либо делать – она сама решит, в каком направлении и с какой скоростью Вам необходимо двигаться.
Стоя на остановке, в ожидании общественного транспорта, я наблюдаю, как социум на бешеной скорости несётся на такой тачке в режиме «автопилот» в одном единственном направлении – по прямой. Именно по прямой двигаться проще всего, да и расход топлива меньше.
Когда-нибудь придётся повернуть. И лучше бы уже сейчас взяться за руль и начинать снижать скорость… Дороге в ад лучше остаться просто песней.
Прислушайтесь: а каким авто управляете сегодня Вы?


Рецензии
Думается, что музыка, как и в целом искусство - отражение реальности как-бы в зеркале. Иногда в "честном" зеркале, иногда в кривых, разной степени. Мамбл, со своим упором на выразительность звучания и всей тупой "жестью" внутри довольно честен.

Zebbb   02.06.2023 08:45     Заявить о нарушении