Горький гений андеграунда... Олег Григорьев
Качалась Галя в гамаке
И ела абрикосы,
Почуяв сласть в её кульке,
Слетелись злые осы.
Раздался плач, раздался крик,
Упал в траву кулёк.
И Галя вмиг на землю прыг -
И к даче наутёк.
Серёжа веткой помахал,
И разлетелись осы.
Кулёк поднял, плоды собрал,
Снёс Гале абрикосы.
А мог бы лечь в гамак и съесть...
Да, кавалеры всё же есть.
Андерграунд и андеграунд (от англ. underground — подполье, подпольный) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андерграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андерграунд, со временем стали популярными и массовыми.
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андерграунда — «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп.
Олег Евгеньевич Григорьев (6 декабря 1943, Вологодская область, СССР — 30 апреля 1992, Санкт-Петербург, Россия) — русский поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда. Член ПЕН-клуба.
Родился он в 1943 году, во время эвакуации, на территории Вологодской области. После окончания войны Олег Евгеньевич вместе с матерью и родным братом перебрался в город Ленинград.
Начинал будущий поэт свою творческую деятельность как художник. Олег Григорьев с детства любил рисовать и сперва хотел оставить свой след именно в этой сфере искусства. Поэтому он пошел учиться в художественную школу при Академии художеств в Ленинграде. Но впоследствии был исключен оттуда. Это произошло в 1960 году, причина исключения студента формулировалась как «формализм», на самом деле поводом можно назвать попытку будущего поэта отстоять свою индивидуальность. Также причинами называли то, что рисовал он не то и не так, был скандалистом с особым взглядом, улавливающим сатиристическую и трагичную сторону жизни, который многим не нравился. Покинув Академию и расставшись со своей «художественной» мечтой, Олег Григорьев занимался совершенно разной, далекой от творчества деятельностью.
Тем не менее человеком он был талантливым. А способности его не ограничивались рисованием. Стихи Олег Григорьев начал писать еще в 16 лет. Сочиняя свои произведения, он полностью вживался в роль, его инфантильность и чудаковатость побеждали, и именно с таким уклоном он всегда жил и писал.
У этого человека было удивительное умение. Поэт Олег Григорьев видел взрослых глазами детей и детей глазами взрослых, это и сделало его популярным и у тех и у других. Миниатюры из стихов с легкостью запоминались, а правдивость описанного абсурда еще больше привлекала советский народ.
Кто не знает, чем "Прохоров Сазон // воробьев кормил", и кто спросил "электрика Петрова, // для чего ты намотал на шею провод"? А вот тот факт, что автор этих бессмертных строк поэт Олег Григорьев был еще и художником, причем весьма интересным, известен далеко не всем. И понятно почему: электрик Петров и Прохоров Антон стали частью городского фольклора, как и сам автор, о колоритном существовании которого ходили легенды. Пьянство, судимость и срок за тунеядство, судимость за дебош, травля со стороны официальной литературы, прежде всего, Сергея Михалкова, видимо, почуявшего в детском поэте Григорьеве опасного конкурента, отказ в приеме в Союз писателей, разнообразные скандалы, классическая для неофициального литератора работа кочегара, дворника, сторожа – все это более или менее известно. Но оказывается, Олег Григорьев, учившийся в СХШ – художественной школе при Академии художеств, все эти годы продолжал рисовать. И, открывая альбом "Олег Григорьев", мы видим причудливую графику, листы, выполненные акварелью, гуашью, и понимаем – это не просто рисунки, это совершенно особый взгляд на мир.
Художника завораживает мир рукотворной материи, это не просто рисунки – это философия вещи, столь зависимой от прикосновения рук, вдохнувших в нее призрачную жизнь. На большинстве рисунков Григорьева – вещи, из которых тепло человеческих рук давно испарилось, трагическая оставленность вещи – вот, пожалуй, главная тема этих листов. Грозди висящей одежды, еще сохраняющей форму тел, груды наваленной на кресло одежды, уже ничего не хранящей, – как луковая шелуха или картофельные очистки, пустые бочки, нагроможденные друг на друга, песочные часы, осколки разбитой посуды, – все они как будто взывают к человеку: посмотри, вот что ты с нами сделал! И как будто принимают позы, одна эпатажней другой, чтобы только привлечь внимание.
Интересно, что, когда Олег Григорьев обращается к живому, эта эпатажность почти исчезает – мы видим просто рисунки: вот мягкие, меланхолические пейзажи, вот дерево, большое и сильное, хотя и с непростым характером, вот птичьи гнезда (уж не японец ли их рисовал с такой внимательной нежностью?), вот заяц, вот спящие собаки, вот жаба, изображенная с явным восхищением ее пупырчатой статью, вот радужная зеленая муха – художник увеличил ее раз в пятьсот и показал, как она торжественно красива. В изображении вороны, бегемота, льва, свернувшейся змеи и даже крыс нет никакого выверта, никакой издевки: твари, большие и малые, ничем не обделены на пиру жизни. Но отдельно лежащие скрюченные куриные лапы… эту страницу и перевернуть хочется поскорее, и оторваться невозможно. А когда живое намеренно превращается – не то что в неживое, а приобретает некое пограничное состояние, рисунки становятся зловещими – там, например, где безликие фигурки, похожие на пластмассовых пупсов, если только пупсы могут быть взрослыми и тощими, облепляют в непонятных усилиях бревно или огромные ножницы, которые их вот-вот разрежут. Естественное для художника любование миром, поиски гармонии как будто сменяются страхом и бессилием перед наступающим хаосом.
В принципе, он был и остался художником-графиком, живописи у него очень мало. Причем он не старался осуществиться как художник, просто рисовал, эта графика ни в коем случае не была набросками или подготовкой к какой-то картине. У него на одном листе могло помещаться много рисунков, он мог рисовать на обороте, но эта графика оказалась очень интересной, и ее явление – настоящая сенсация.
Жизнь Олега Григорьева проходила довольно тяжело, в последние годы он был постоянно под действием алкоголя, как, впрочем, и на протяжении всего своего бытия. В конце его жизненного пути все же произошло знаменательное событие для поэта - за полгода до смерти его, наконец, приняли в Союз писателей. Умер Олег Евгеньевич Григорьев 30 апреля 1992 года. Причиной его ранней гибели послужило прободение язвы желудка. Похороны Олега Григорьева состоялись в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. В честь поэта в доме на улице Пушкинской, 10, в Северной столице открыта памятная мемориальная доска с его именем.
@
Свидетельство о публикации №119012206883
Спасибо Вам за творчество. Успехов. С теплом. Ольга
Ольга Мусалина 03.02.2019 14:16 Заявить о нарушении
Алексей Гончаров2 03.02.2019 14:21 Заявить о нарушении