Кума Настя и кума Ульяна

На Алтае - кумовья не редкость, да и детей соответствуют слову семь И Я - семья.
Хорошо трудились наши отцы землю пахали , а мамы баню по субботам топили и через 2 -а года рожали цветы - любви, потом  новорожденных крестили и водку пили, так появлялись кум и кума и как говорили : " То ни кума коль под кумом не была", поэтому кума и куму подбирали по согласию трёх сторон, а у нас на Алтае всё на троих - хоть пить, хоть любить. Так и жили пили и детей плодили, а потом и кумовьёв заводили. Так "по кумились" две семьи, на слуху были кума Ульяна и кума Настя у обеих по четверо детей, все крещёные, так - по деревенски обмытые самогоном в застолье, церковь в селе разрушили коммунисты и когда снимали крест Ванька Воронин сорвался с купола и приказал "долго жить". Но церковь снесли и растащили по кирпичику, а вот крепкий фундамент не смогли сломать, так и играли на нём мы в годы войны. Поэтому обряд крещения был больше символическим.
Но вот грянула война - мужей призвали защищать Москву  и они защитили Москву и Страну. Настя получила похоронку к 8 марта в 1943 году из под Вязьмы, а кума Ульяна встретила - мужа Алексея на костылях после госпиталя, он поправился,а Ульяна понесла и родился сынок, которого назвали в честь В. И. Ленина. Алексей уже брал Берлин в 1945 и пуля настигла его у стен Рейхстага, похоронили го у Бранденбургских ворот, осталось от него лишь имя на табличке у Бранденбургских ворот - Шевченко Алекскй Михайлович, да на Алтае в глухой деревеньке Кормовище четверо голодных ртов.
Собрались две кумы поплакали, повспоминали и начали "горе мыкать" да детей поднимать. По субботам топили баню и мыли детей, прожаривали одежду , делали из древесной золы щёлок и мыли длинные природной красоты волосы, тогда их не красили, не было пудры и духов для приманки петухов. Да в деревне всего было два старика, да два инвалида, но с крепким мужским достоинством. " Раненый мужичишка, а всё ж - затулишка." Кто жил с мужиками тех не костерили, а остальные в подозрениях ходили. Солдатки кума Настя и кума Ульяна несли свой женский крест и в свои 33 были лишены мужской радости, так жили все вдовы -солдатки войны.
Кума Настя часто выезжала из села, то на мельницу, то на маслобойню, то в район
где до войны жила, тягло в деревне были лошади да бычки, быстрым был Красавчик,на нём возили детей в школу - семилетку в Нова - Тюиенцево. Позже ездили и мы подранки -войны на ток в бригаду, там работали и там нас кормили в обед.
Однажды надвигалась гроза- мы пекли картошку и пора было ехать домой, да припозднились. Выход нашёл брат Вовка, когда запрягли Красавчика в бричку  и уселись в неё, а Красавчик стал оправляться и как закончил, Вовка сунул ему горячую картошку под хвост, он дёрнулся да так, что бежал до самой деревни рысью.
Рассказали куме Насти это был её сынок, она пожурила его, так  эта проказа была забыта, а через 70 лет встретились в Красноярске с братом Анатолием, который тогда сидел в бричке и вспомнили тот кросс Красавчика и Владимира Петровича 82 -х летнего старика. А кума Ульяна и кума Настя прожили большую жизнь в которой были и хорошие и плохие дела и все они остались в моей памяти, но поскольку о мёртвых плохо не говорят - скажу, что они подняли и воспитали хороших детей. А дети продолжили их род и пронесли через всю жизнь о них добрую память. Которой можно, по праву,гордиться.


Рецензии
Замечательный рассказ,Михаил! С добрым вечером я.

Марина Владимировна Свиридова   22.01.2019 18:35     Заявить о нарушении
Спасибо Марина! Это речь о моей маме Анастасии Васильевной и её куме Ульяне.

Михаил Кошляк   22.01.2019 22:17   Заявить о нарушении