А. С. Пушкин IV

                Продолжение.

19 век был не только временем расцвета отечественной литературы, но и  временем потрясающего проявления духовности и пророческого дара русских писателей и философов: А.Пушкина, М.Лермонтова,Ф.Достоевского, Н.Гоголя, Л.Толстого, В.Соловьёва, Н.Бердяева и других.Проявился их дар постижения настоящего и предвидения будущего, сущего и судьбоносного для России.
А.С.Пушкин за четверть века писательской жизни стремительно прошёл несколько литературных эпох - от условной художественной системы 18 века до зрелого реализма 19 века.Он был создателем современной прозы и поэзии, положив начало почти всем литературным жанрам: стихи, оды, поэмы,элегии,сонеты, эпиграммы, исторические зарисовки,рассказы, повести, романы, трагедии, литературная критика...
Национального гения влекли как философа общечеловеческие  идеи,темы, проблемы и образы, волновавшие лучшие умы человечества.В своих шедевральных произведениях А.С.Пушкин был мудрецом,романтиком, пророком и патриотом.
                И неподкупный голос мой
                Был эхо русского народа.
В духовный мир поэт входил своим даром отзывчивости, отмеченной Ф.Достоевским.
Создавая свои замечательные произведения, поэт следовал своему предназначению, не теряя достоинства, не стремясь быть придворным поэтом, он никогда не был среди тех, кто, по выражению М.Лермонтова, стоял жадною толпой у трона.Уже будучи известным на всю страну поэтом, Пушкин пережил несправедливые обвинения в том, что он  совсем исписался.Лучшим литератором признавали  баснописца И.Крылова, приближенного к императорскому двору.Понятно горькое сетование Пушкина по поводу   того, что он родился  с умом и  даром таланта, но  в России.
Рассматривая божественный дар пророка, нельзя не коснуться религиозных чувств А.С.Пушкина.В разные периоды жизни они были совершенно противоположными,это проистекало из того, что  веру он воспринимал не только как религию,  а как своеобразную часть  культуры и истории человечества.
Помимо христианства, православия поэт хорошо знал Коран,  постигал смысл других религий Востока, того же буддизма.Свои неиссякаемые поэтические сюжеты он черпал из античности.Античная мифология была его духовной купелью.Пушкин считал поэзию своим судией и относился к ней  как к призванию.
В молодости в южной ссылке в 1821 году поэт написал поэму "Гаврилиада", где его "вольтерьянское отношение к религии достигает апогея", стрелы сатиры летели в архимандрита Фотия, обличая мракобесие в сутанах. Поэму сочли богохульной, хотя  она была  скорее эротической.
В мае того же года поэт вступил в Кишинёве в "Ложу Овидия".С масонами он общался также и в гнезде декабристов - киевском имении Давыдовых Каменка. Эзотерические
знания обогатили его тайным мудрым опытом жизни. Однако потом А. С. вышел из масонской ложи, так как  подобные тайные общества получили " подозрительное и враждебное направление существующим государственным порядкам".
В ту пору под  бдительное око власти попало письмо поднадзорного поэта,  в котором он писал, что берёт "уроки чистого афеизта ( атеизма)и пришёл к выводу, что система взглядов, отрицающая творца и правителя, равно как и бессмертие души, хотя и не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к счастью больше всего правдоподобная".Следовательно, догматы религии поэт рассматривал с позиций суда разума.
Письмо наряду с конфликтом с графом Воронцовым ( с супругой которого у  поэта был вероятный роман) послужило поводом для исключения Пушкина со службы и высылки его из Одессы в село Михайловское, псковское родовое имение Пушкиных, под надзор полиции.
В Михайловском душа поэта окрепла,и его духовное становление проходило под влиянием народа, чье мировоззрение он усвоил.Расцвел и поэтический дар поэта, он создал в Михайловском ряд шедевров: главы романа "Евгений Онегин", сатирическую поэму "Граф Нулин", цикл "Подражание  Корану", где раскрывал тему пророческой миссии поэта.
Полнее  всего тема пророчества и божественного предназначения поэта отражена А.С.Пушкиным в его программном стихотворении "Пророк"( 1826 год), где им использована христианская символика,а  могучий дух достигает невероятного  духовного взлёта, просветления и накала.
Вспомним эти бессмертные строки и образы, навеянные Библией:

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
.............................
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк,и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Поэт - гражданин в этом  стихотворении изображён метафорически в образе пророка, которого призывают Высшие Силы осуществить высокую божественную  миссию.Он наделён исключительным даром и в силу этого  должен "глаголом (словом) жечь сердца людей".Имеющий  подобный дар, не должен зависеть от мнения толпы и даже от "сильных мира сего", несмотря на  опасность неприятия её людьми.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн  писал по данному поводу:"В своём творчестве Пушкин очень правдив, аскетичен, предельно требователен к себе.Оттого его творчество есть удача...В религиозных темах его поэзия более литературна, чем духоведчески реальна".
Конечно, судьбоносная тема веры у Александра Сергеевича более литературная, чем религиозная, но всему поэтическому творчеству поэта была присуща исповедальность и надежда на  дружеское расположение читателей. За это они отвечали  Поэту сопереживанием и любовью.
Самым же ярким подтверждением пророческого дара А.С.Пушкина является одно из его поздних стихотворений, в котором он  подводит итоги своей творческой деятельности и жизни, которая неразрывно связана с его поэтическим даром:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит...
Вроде бы, нечего добавить к высокой ноте  финала этого эссе, но всё же сообщу любителям  нашего  великого поэта, что предсказала ему в молодости известная петербургская гадалка: его  огромную популярность и почитание  соотечественниками после его смерти.   


Рецензии
Прекрасно и замечательно, глубоко правдиво, Другиня Оля!
Какое разнообразное, разностороннее, огромное, яркое и содержательное творчество
Александра Сергеевича! Восхищаемся, любим, обожаем!.. Привожу далее стихотворение М.Ю. Лермонтова Пророк.

Пророк («С-тех-пор как Вечный Судия…»)
Стихотворения Лермонтова. Ч. IV. — СПб.: Тип. И. Глазунова и к., 1844. — С. 179—181.

ПРОРОК

С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.

Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная.
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

1841

Примечания
Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1844, том XXXII, № 2, отд. I, с. 197.
Пророк (стр. 212, 306) Печатается по беловому автографу — ГПБ, собрание рукописей Лермонтова, № 12 (записная книжка, подаренная Лермонтову В. Ф. Одоевским), лл. 13 об.—14. Черновой автограф карандашом — там же, лл. 23 об.—24 (лл. 2 об.—3 с другого конца книжки). Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1844, т. 32, № 2, отд. I, стр. 197). Датируется маем — началом июля 1841 года по положению в записной книжке. Лермонтовский «Пророк» является своеобразным продолжением стихотворения Пушкина под тем же заглавием. Если Пушкин ставит вопрос об огромном общественном значении поэта и поэзии, то Лермонтов говорит уже о печальной судьбе поэта-гражданина, осмелившегося выступить с критикой общественных порядков. Белинский писал: «... стихотворение „Пророк“ принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова и есть последнее (по времени) его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!..» (Белинский, т. 8, 1907, стр. 430). См. также примечание к стихотворению «Утес» (стр. 359).

Примечания. — Авт.: Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 311—379. Источник: Электронная публикация: ФЭБ
423. ОЗ. 1844, № 2. - - Печ. по автографу ГПБ. Черн. автограф — ГПБ. Лермонтов продолжил здесь пушкинскую тему («Пророк», 1826 г.). Возможно, последние строки ст-ния Лермонтова были полемическим ответом на евангельское изречение из Апостола Павла, выписанное В. Ф. Одоевским для Лермонтова перед его отъездом на Кавказ в Зап. книжку: «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным да пророчествуете. Любовь же николи отпадает» (Заборова. С. 188).

Найдич Э. Э. Примечания // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — 1989. — С. 597—657. Источник: Электронная публикация: ФЭБ
PD-icon.svg Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Александр Подвижников   26.01.2023 01:42     Заявить о нарушении
Саша, спасибо сердца, за не просто прочтение, но и за глубочайшее понимание сути и творческое взаимодействие: добавление и сравнение двух стихотворений нашего Солнца и Луны, великих национальных Поэтов 19 века; отмечу, что пророк Пушкина изображен в начале духовного пути, а пророк Лермонтова - уже во время выполнения великой миссии,когда народ со скудной духовностью, заземленный и далекий от понимания своего предназначения отвергает его чистую любовь и правду...С дружеским поклоном и признательностью за сотворчество на общее благо. Ольга Дэн

Ольга Дэн   26.01.2023 12:04   Заявить о нарушении
Дорогая Другиня! Очень РАд! Благодарю сердечно!
"Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт."
В.И. Даль. Пословицы русского народа. Раздел Человек.

Александр Подвижников   26.01.2023 13:13   Заявить о нарушении