Два Ленинградца

Два «Ленинградца»
Эта публикация посвящена двум январским событиям: 18 января 1943 г – прорыв блокады Ленинграда и 27 января 1944 года – день снятия блокады.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Меня заинтересовали два танка-участника тех событий с одним и тем же названием «Ленинградец». Думала, ошибка. Нет никакой ошибки, а история танков интересна. Это разные танки, но их можно назвать «названными братцами». Интересный рассказ в моём дневнике «Танк» о другом танке 1 –ой Краснознамённой танковой бригады.

Два «Ленинградца», но даже не братья
И нет у них общей судьбы.
Главная цель их  – беЗстрашно сражаться,
Им стыдно подбитыми быть.
Правду я знаю: их подвиг – беЗсмертен,
Блокаду смогли сокрушить.
Их неудачи почувствую сердцем,
Их радость – мой праздник души!
Счастлив КВ, что  очнулся от смерти,
Починен, покрашен, в цветах.
Тридцатьчетвёрку рисуют, поверьте,
Танк жив в моделистких руках.
Только бойцов, что водили на подвиг,
Давно никого нет в живых,
Редкие фото напомнят их облик
В жестокий блокадный прорыв…

Начну рассказ с тяжёлого танка КВ-1. Это нижний ряд четырёх фотографий на картинке. В конце 1930-х годов в СССР началась разработка нового тяжелого танка. Машину назвали «Клим Ворошилов» (сокращенно - КВ) в честь знаменитого маршала и героя Гражданской войны. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. танк прошел экспериментальную «обкатку», преодолевая надолбы и штурмуя ДОТы в зимней Карелии. А уже летом 1941 года машина «навела шороху» среди солдат вермахта.
Орудия, имеющиеся у немцев, были практически бессильны против танков КВ. Эти советские машины оккупанты называли «призраками». А все потому, что попадание из самой распространенной 37-мм пушки даже не оставляло следов на броне.

Источник: http://novate.ru/blogs/040518/46070/   
 http://u.to/VDSLFA

КВ-1 приняли на себя удар в самую тяжкую пору, и их экипажи выполнили свой долг до конца. И пусть «кэвэшкам» не довелось участвовать в наступательных операциях Красной Армии в 1944–1945 годах, и эти машины не вошли на улицы освобожденных городов Европы, и в поверженный Берлин, но эти грозные и по-своему красивые боевые машины внесли свой вклад в Победу. Выпускались  с марта 1940 года по август 1942 года
До сегодняшних дней дожило десять экземпляров танков КВ-1. У нас в стране имеется пять машин. В музее прорыва блокады Ленинграда (г. Кировск, Ленинградская область) экспонируются два танка — заводские номера 5069 и 5207. Обе машины были в свое время подняты из Невы, где затонули во время боев за знаменитый «Невский пятачок». Танк № 5069 выпуска августа 1941 года, имеет корпус и башню, изготовленные на Ижорском заводе. Машина с № 5207 сентябрьской сборки 1941 года, оснащена упрощенной башней завода № 371 имени Сталина, входила в состав 123-й танковой бригады. Была подбита на «пятачке» в ноябре 1941 года, затонула при попытке переправы на правый берег.
Еще один танк КВ-1, с заводским номером 5200, также был поднят со дна Невы, и в настоящее время находится в «Музее битвы за Ленинград» (г. Всеволожск, Ленинградская область). Танк выпуска сентября 1941 года, также с упрощенной башней завода № 371. В настоящее время усилиями работников музея и энтузиастов машина поставлена на ход.
Также в Ленинградской области находится и четвертый, сохранившийся КВ-1 — танк с номером С-054, установленный в качестве памятника в поселке Ропша. Это машина, собранная в 1943 году на заводе № 371 имени Сталина, и участвовавшая в боях по снятию блокады Ленинграда. КВ-1 с номером С-054 действовал в составе 31-го гвардейского танкового полка прорыва с осени 1943 года. В январе 1944 года экипаж машины под командованием гвардии младшего лейтенанта Н.П. Красковича участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда, и под Красным Селом подбил один немецкий танк. В этих боях машина получила серьезные повреждения, и была отправлена на ремонт. Впоследствии ее установили в качестве памятника в Ропше. http://coollib.com/b/392331/read
http://u.to/rTSLFA

 
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»

Расположен в Кировском районе Ленинградской области. Хороший видеофильм о нём http://www.youtube.com/watch?v=6MWVHL7Za2c
http://u.to/-DSLFA

Здесь у деревни Марьино 12-30 января 1943 г. части Красной Армии прорвали вражескую оборону и переправились через Неву.

Музей-диорама (единственная в Ленинградской области диорама), посвященный этому событию открыт в 1985 г., он находится в левобережном подходе к Ладожскому мосту через Неву.

Художественное полотно размером 40 х 8 м показывает события боев за прорыв немецких укреплений, возведенных за 16 месяцев блокады Ленинграда, пространственная глубина создает эффект присутствия. Перед музеем расположена выставка военной техники, в том числе танк КВ-1 – участник боев, поднятый со дна Невы.

Музей-заповедник объединил и другие мемориалы и памятные места защитникам города в этом регионе. Среди них мемориал «Невский пятачок» - место наиболее упорных сражений в период прорыва блокады Ленинграда, памятный знак встречи двух фронтов в Синявино-1, оборонительный плацдарм на Синявинских высотах, памятники «Дороги жизни» в деревне Кобона на берегу Ладожского озера.

Мемориальный «Пояс Славы», отмечающий места, где были остановлены фашистские войска, участки напряженных сражений, другие памятные места героической обороны Ленинграда расположены в области на всем протяжении линии блокады города.


КВ-1 "Ленинградец"

Танк подняли со дна Невы. Есть версия, что его экипаж погиб, пытаясь прорвать вражеское кольцо в районе Невского пятачка. По танку немцы били прямой наводкой из зенитных установок. Теперь он стал частью экспозиции музея.
Эту боевую машину можно назвать "Ленинградцем" в самом прямом смысле этого слова: танк КВ был разработан и выпускался именно в Ленинграде, на Кировском заводе. Данная машина в зимней окраске была поднята со дна Невы в районе "Невского пятачка" в октябре 2007 года и впоследствии отреставрирована в Шлиссельбурге, на ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод". После реставрации КВ-1 был доставлен на площадку перед диорамой и установлен рядом с уже имеющимися там танками.
http://mib55.livejournal.com/27975.html
http://u.to/ODWLFA
 
Тяжелый танк КВ-1 "Ленинградец".
Поднят со дна Невы в районе "Невского пятачка" 16 октября 2007 года.
Белая окраска не декоративная, а маскировочная для зимы.
Боевая масса: 47,5 т
Экипаж: 5 человек
Максимальная скорость: 34 км/ч
Вооружение: 76-мм пушка Ф-32, 3 пулемета ДТ
Броня: лоб 60-75 мм, борт и корма 75 мм
Заводской номер танка 5207, а бортовой номер – 226.
Танк был изготовлен на Кировском заводе в сентябре 1941 года и в этом же месяце был передан 123 танковой бригаде.
Командир танка Младший Лейтенант Ермолаев,
Механик-водитель Павлов.

Этот танк принимал участие в бою 30.11.1941 на Невском «пятачке». В тот день наши танкисты, попав под плотный огонь вражеских реактивных миномётов, 150-мм гаубиц и 210-мм миномётов, потеряли 19 танков КВ, в том числе и танк № 226.
У данной машины имелась неисправность двигателя. Кроме того, была разбита защита перископического прибора. Попытка ремонта в полевых условиях собственными силами не увенчалась успехом. Требовалась эвакуация.
Зимой 1941-1942 года подбитые, но пригодные к восстановлению машины, эвакуировали с плацдарма через Неву и отправляли в Ленинград на ремонт. Эвакуация производилась с помощью танкового тягача и тросов по льду. Немецкий наблюдатель, обнаружив это, передал сообщение артиллерии. В ходе артиллерийского налёта, лёд вокруг танка был разбит, и он утонул.

16 октября 2007 года 100-тонный плавучий кран поднял из Невы танк КВ-1, лежащий на 15-метровой глубине башней вниз. Затем, на специальной автомобильной платформе его доставили в Шлиссельбург (Невский судостроительный завод) для восстановления. У танка была сильно повреждены ходовая часть, следы этого ранения можно увидеть и сегодня.
Как рассказал реставратор танка Иван Бугарев, у этого «КВ-1» богатая боевая история:
« Управлять такими машинами было очень сложно и неудобно. Обзор - 16 градусов, слабая маневренность. Больше трех боев «КВ» обычно не выдерживали. Но «Белый» - исключение. Латанный-перелатаный, он участвовал во многих боях. Гусеницы были собраны из разных траков от разных танков - лишь бы отправить на передовую. Он и там не подкачал. И если бы не минометный обстрел на переправе, воевал бы и дальше»
На танке частично сохранилась белая камуфляжная краска, в которую он был выкрашен перед боем 30 ноября 1941 года. Реставраторами и работниками музея было принято решение оставить этот цвет и присвоить ему имя «ЛЕНИНГРАДЕЦ».
Об экипаже мало что известно. Называются только две фамилии, а именно Ермолаев и Павлов. Ермолаев 3 декабря 1941 года был ранен, но был награждён Орденом Красное знамя. На наградном листе (на моей картинке в коллаже!) написано следующее:
Ермолаев Виктор Николаевич, 1910 г.р.,  русский, рабочий, беспартийный, в РККА с 1940 года,  ранен 3.12.41 г.
В боях против германского фашизма тов.Ермолаев показал себя преданным и стойким командиром, умеющим в любых условиях выполнять поставленную командованием задачу. 30.11.41 г. Экипаж тов.Ермолаева получил задачу – действуя в составе взвода в направлении: продолговатый овраг, 1-й городок, сев.опушк. рощи Фигурная, песч.мыл(песчаный мыс, наверно?) – уничтожить огневые точки на юго-восточной окраине 1-го городка.
Поставленная задача была выполнена с честью – экипажем тов.Ермолаева уничтожено: 5 ПТО, 1 ДЗОТ и до роты пехоты противника, раздавлено гусеницами 2 блиндажа. В этом бою танк тов.Ермолаева был подбит. Благодаря  хорошей сколоченности(так в документе! видимо, сплочённости) экипажа танк был восстановлен силами экипажа.
За проявленное мужество и отвагу достоин правительственной награды орденом «Красное знамя» .
Подписи, число 30.12.41 г.
http://vk.com/wall-47640456_3924
http://u.to/kzWLFA
http://www.yaplakal.com/forum2/topic1074423.html
http://u.to/0TWLFA


 
Танк Т-34-76 «Ленинградец»

История второго «Ленинградца» (верхний ряд четырёх фотографий коллажа!), даже более знаменитого, чем КВ-1, тоже запутанная. В интернете есть много вариантов двух фотографий о двух событиях его боевого пути: въезд в Красное Село в январе 1944 года и штурм Выборга в июле 1944 года. Известны фамилии бойцов этого танка, но мне не удалось проследить его судьбу после боёв за Выборг, тем более узнать, стал ли он экспонатом какой-либо выставки военной техники времён ВОВ.
Сам танк Т-34 справедливо считают орудием Победы. По техническим характеристикам он превосходит не только КВ-1, но многие западные аналоги. Советский средний танк Т-34 заслуженно считается лучшим танком Второй мировой войны. Машина была спроектирована харьковскими инженерами еще в 1940 году и получила наклонную броню, мощную 76-миллиметровую пушку и дизельный двигатель от бомбардировщика.

Создание такого танка в СССР на тот момент стало большим техническим прорывом. И очень скоро нацистские захватчики в этом убедились на собственной шкуре. Уже первые бои показали, что новый советский танк очень непросто подбить. Снаряды самых распространенных пушек калибра 37 мм рикошетом отлетали от 4-сантиметровой наклонной брони Т-34.
Источник: http://novate.ru/blogs/040518/46070/
http://u.to/VDSLFA
Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) никогда не выпускал этот танк. В первой половине 1942г  Т-34 производили завод № 112 "Красное Сормово", Уральский танковый завод № 183(УВЗ), эвакуированный из Харькова, Сталинградский танковый завод (до сентября, когда немцы подошли вплотную к городу), Уральский завод тяжёлого машиностроения, Омский завод №174, а Челябинский Кировский завод приступил к выпуску продукции на новом месте только с августа 1942 года.
По-видимому, танк Т-34 «Ленинградец» был собран в декабре 1942 года  на УВЗ.
Возникает вопрос, в какой именно танковой бригаде он  был – в 30-ой или 1 – Краснознамённой. Согласно документа из ЦАМО ф.375, оп. 6683, д.1, л.21 - о системе маркировки бронетехники Ленинградского фронта на 1944 год 1-я Ленинградская Краснознаменная танковая (она же 123 ТБр, она же 1 ТД, она же 20 ТБр им. Кирова, она же 6-я тяжелая ТБр им. Кирова, она же отдельный танковый полк им. Кирова, сформированный в июле 1934 года) бригада получила номера в диапазоне 100-199, а 30-я гвардейская танковая бригада – в диапазоне 400-499. У этого танка бортовой или тактический номер 116, так что в Краснознамённой, а то и по этому вопросу были неясности в интенет-публикациях.

В 1-й Краснознаменной танковой бригаде были именные танки. Получение имен оговаривалось в отдельном приказе по бригаде, датированном 4 ноября 1943 года:
Присвоить наименования следующим средним танкам 1-ой Краснознамённой танковой бригады
……..
Танку Т-34  № 212-570 – «Ленинградец»
…….
ЦАМО РФ, фонд 3311, опись 2, дело №13, стр.84-85
http://yuripasholok.livejournal.com/2447915.html
http://u.to/PTaLFA
Из архива газеты «Комсомольская правда» от 26 января 1944 года на стра.84 этой подшивки http://www.kp.ru/best/msk/move/vday/9may/jan44/
http://u.to/dzaLFA
в комментарии к снимку (самый первый в коллаже!)  сказано:  танк старшего лейтенанта Смирнова «Ленинградец», участвовавший в штурме города Красное село; фото специального корреспондента «Комсомольской правды» В.Кудоярова.
Однако старший лейтенант Смирнов в других публикациях не упоминается, а говорится о Мужецком. Возможно, старший лейтенант Смирнов погиб. Известны имена всего экипажа и кто именно на четвёртом фото коллажа.
http://ristikivi.spb.ru/docs/1944-nsr.html?id=14
http://u.to/rzaLFA
В день штурма Выборга танк «Ленинградец» в числе первых ворвался на улицы города. Им командовал опытный воин, бывший рабочий города Пушкина, ныне гвардии лейтенант Иван Мужецкий, машину вёл механик-водитель старшина Иван Гончаренко. Радист-пулемётчик старший сержант Василий Карабанов и командир башни старший сержант Алексей Антонов точными выстрелами разбивали огневые точки противника, сооружённые на чердаках, в подвалах, расстреливали лахтарей (из рассказа капитана К.Конюхова).
На снимке (слева направо): старший сержант В. Карабанов, гвардии лейтенант И. Мужецкий, старшина И. Гончаренко.
Это отрывок об освобождении Выборга 21 июня 1944 года был дан в виде поста от 22 Июль 2013 - 12:37
http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=2946&page=6
http://u.to/6zaLFA
Однако противнику все же не удалось удержать Выборг. Утром 20 июня первые подразделения частей 108-го стрелкового корпуса ворва¬лись на южную окраину города. Ни сильнейший огонь, ни взорванные мосты и разбросанные вокруг фугасы, ни сплошные минные поля не остановили их. Обойдя небольшое озеро Хейвойсаари и преодолев топ¬кое болото, передовые батальоны вышли к городу со стороны железной дороги Ленинград — Выборг.
Благодаря тому, что инженерным частям удалось обезвредить мины, почти сплошь покрывавшие Выборгское шоссе, и быстро построить пере¬правы, в город на полном ходу ворвались танки. Среди них одним из пер¬вых был танк «Ленинградец», которым командовал гвардии лейтенант И. Мужецкий (Иван Мужецкий) — бывший рабочий города Пушкин. Весь экипаж этого танка — механик-водитель старшина И. Гончаренко, командир орудия старший сержант В. Карабанов — прошел с боями через три полосы фин¬ских укреплений на Карельском перешейке.
Ведя огонь с ходу, тяжелые танки в сопровождении десантников- автоматчиков освобождали одну улицу Выборга за другой. Бои шли за каждый дом, за каждый квартал.
Итак, оба эти танка – КВ-1 с тактическим номером 226 и Т-34-76 с тактическим номером 116 были именно «названными» братьями: первого так назвали реставраторы, а второго – руководство танковой бригады. Но ведь жители голодающего блокадного Ленинграда в 1943 году собрали 74,5 миллиона рублей на целую танковую колонну с названием «Ленинградец». Увы, ни одной фотографии танков этой колонны в интернете обнаружить не удалось. Вот «Димитрия Донского» - сколько угодно. Считалось очень почётным воевать на именном танке.
Удивительно ещё и то, что люди собирали деньги на танки, помогая государству. Значит, ему верили и верили в Победу.
А чтобы понять цену такой благотворительности, надо узнать, сколько стоили танки.
По 1942-му году себестоимость Т-34 от 165 810 руб. до 312 700 руб. в зависимости от завода. Себестоимость КВ-1с в 1942-м году - 300 200 руб.

Танковая колонна не является боевой или тактической единицей. Их различают по надписям о принадлежности к "именным" сериям, купленным на средства, собранные различными слоями населения. Наиболее известной из них является колонна "Дмитрий Донской", однако она была далеко не первой.
Изначально сбор средств на постройку танковых колонн носил инициативный характер как естественное желание оставшихся в тылу оказать всемерную помощь фронту. Однако, этот процесс вскоре был введен в рамки плановых акций с вполне конкретными политическими целями и экономическим обеспечением.
Сбор средств на ту или иную танковую колонну проходил (как правило) по стандартной схеме. Сначала на собрании жителей деревни или рабочих завода формулировалась сама идея («брошен клич»), затем поддержка предложения правлением колхоза, дирекцией завода или обкомом, призыв в печати. После перечисления денег (видимо, часть средств все-таки добавляло государство), следовал заказ заводу и торжественная передача техники воинской части и ее последующий патронаж на фронте (письма, посылки, обмен делегациями). Часто случалось, что через некоторое время за первой колонной следовала вторая с тем же названием, но уже с более совершенной техникой. Нередко на фронт с танковой колонной уходили те, кто сдавал на нее средства.
Можно также отметить появление танков той или иной колонны в нужное время в нужном месте. Так, первыми в Таллин ворвались танки именно колонны «За Советскую Эстонию». В освобождении Украины принимали участие танки из колонн «За Радянську Украiну», причем, одна из них комплектовалась английскими танками «Черчилль».
«Ленинградец». Сообщение в «Правде» от 4 февраля 1943 г. Трудящиеся Ленинграда внесли 74 500 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Ленинградец», авиационного соединения «Ленинград» и артиллерии.
http://www.diary.ru/~TrashTanker/p137021165.htm?oam
http://u.to/VTeLFA
Именные танки http://u.to/mDeLFA
Низкий поклон обоим танкам «Ленинградец», их создателям и их героическим экипажам от меня, внучки родных-блокадников!

21.01.2019г
Картинка – мой коллаж из картинок интернета.


Рецензии
Прост и прекрасен ваш добрый стих.

Сергей Лутков   29.01.2023 17:52     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове!))

Нина Орлова   30.01.2023 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.