Кирилло-Мефодиевское братство

Кирилло - Мифодиевское - христианско-социалистическое общество создано Николаем Костомаровым в 1845 году. "Истый славянин не любит ни царя, ни пана, а любит и помнит одного Бога Иисуса Христа..." . В братство вошли  12 человек по типу двенадцати апостолов Христа, в том числе и Тарас Шевченко (1814-1861). Братство  ставило задачу мирным путём  добиться: отмены крепостного права, сословных привилегий и создать славянскую федерацию в которую должны были войти: Малороссия, Великороссия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть в этом союзе должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Во всех республиках предполагались одинаковые основные законы, валюта, армия, отсутствие  и единая центральная власть,  заведующая сношениями, но внутри каждой республики должна была быть автономия. Первичной единицей федерации должна была стать община, решающая вопросы голосованием. Общины объединялись в округа, округа в области, области в штаты. Каждый уровень организации имел четко обозначенные конституцией полномочия. Русские в Малороссии, которых Костомаров назвал по польскому типу украинцами должны были стать  -  застрельщиками будущей федерации. Именно малороссы должны разрушить империю из за своего свободолюбия и вместе с другими славянами построить Славянскую федерацию. Костомаров обвинял европейцев в том, что они навязали славянам неравенство и крепостное право: " И приняли славяне от немцев королей и князей, и бояр, и господ, а прежде того короли были у них избранные начальники и не чванились перед народом, а обедали с самым простым человеком заровно, и сами землю пахали.... И господ у славян не было, а были старейшины; кто старший по летам и к тому разумнейший, того на совете слушают...  И не любила Украина ни царя, ни господина, а составила себе казачество, есть то истинное братство, куда каждый, вступая, был братом других… Лежит в могиле Украина, но не умерла".
Главные правила Кирилло - Мифодиевского общества
1. Установляем общество с целью распространения вышеизложенных идей преимущественно посредством воспитания юношества, литературы и умножения числа членов общества. Общество именует своими покровителями святых просветителей славянства Кирилла и Мефодия и принимает своим знаком кольцо или икону с именами или изображением сих святых.
2. Каждый член общества, поступая, произносит присягу употреблять дарования, труды, состояние, общественные свои связи для целей общества, нежели бы какой член потерпел гонение и даже мучения за принятые обществом идеи, то, по данной присяге, он не выдает никого из членов, своих собратий.
3. В случае если член попадет в руки врагов и оставит в нужде семейство, общество помогает ему.
4. Каждый член общества может принять нового члена общества без необходимости сообщать ему об именах прочих членов. Никто из членов не должен объявлять о существовании и составе общества тем, которые не вступают или (не) подают надежды вступить в него.
5. В члены принимаются славяне всех племен и всех званий.
6. Совершенное равенство должно господствовать между членами.
7. Так как в настоящее время славянские племена исповедуют различные вероисповедания и имеют предубеждение друг против друга, то общество будет стараться об уничтожении всякой письменной и религиозной вражды между ими и распространять идею о возможности примирения разногласии в христианских церквях.
8. Общество будет стараться заранее об искоренении рабства и всякого унижения низших классов, равным образом и о повсеместном распространении грамотности.
9. Как все общество в совокупности, так и каждый член должны свои действия соображать с евангельскими правилами любви, кротости и терпения; правило же: «Цель освящает средство» общество признает безбожным.
10. Несколько членов общества, находясь в одном известном месте, могут иметь свои собрания и постановлять частные правила для своих действий, но дабы они не противоречили главным идеям и правилам общества.
Среди апостолов панславизма  оказался  свой иуда - студент Петров, донёсший на братчиков в полицию. Все они были арестованы весной 1847 года и обвинены в государственном преступлении. Члены общества были сосланы на восток империи, откуда вернулись через несколько лет. Костомаров, просидев год в Петропавловской крепости, был «переведён на службу» в Саратов и отдан под надзор местной полиции. Больше всех зато, что  "с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома" пострадал Тарас Шевченно, он был  отдан в солдаты и освобождён только через 10 лет по  настойчивым ходатайствам  Императорской Академии художеств. Скончался  Шевченко в Санкт-Петербурге 26 февраля  1861 года от водянки, вызванной, по мнению историка Костомарова, «неумеренным употреблением горячих напитков».  На смену Кирилло - Мифодиевскому обществу в 1892 году пришло уже явно националистическое «Братство тарасовцев», которое утверждало, что  «Украина была, есть и всегда будет отдельной нацией и как каждая нация потребует своей национальной воли для своей работы и прогресса». Член этого братства Михновский пытался взорвать памятник Пушкину в Харькове. Путь от панславизма до  сепаратизма оказался  коротким.


Рецензии