А. С. Пушкин. III

                Продолжение.

 "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может  быть,единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое...И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин...Пушкин умер в полном развитии сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем."
                Ф.М. Достоевский.

Разве не  великая тайна - название эпохи Пушкина золотым веком  русской культуры и литературы!? А поэты и писатели того времени - это поэты и писатели пушкинского золотого века  отечественной литературы.
Если выражаться языком  советской литературы, следовало бы сказать, что на культурном и идеологическом фронте соцреализма развевается знамя, имя коему Пушкин.Патриарх русской культуры академик Д.С.Лихачев называл А.С.Пушкина "знаменем нашей культуры"...Хотя в первые годы советской власти, когда, по словам революционной песни, многое было разрушено "до основанья", а в строящийся "новый мир", где "кто был ничем",тот  стал "всем", буржуазный пережиток прошлого - поэт А.Пушкин не был взят.Революционные поэты стремились писать лучше его, но им это не было дано...
Только со временем до строителей социализма, а потом и коммунизма дошло, что гений А.С.Пушкин единственный в своем роде феномен, и он на все времена.История, как говорится, всех и всё расставила по своим местам.Каждому - своё.И всему - своё время...
Слово культура ( в переводе с латинского языка) означает служение, возделывание,воспитание, развитие, почитание...Так она и понималась знающими и понимающими людьми в России как воспитание и возделывание  человеческой души, становление личности.
Мы по сей день пожинаем  горькие плоды разгула махрового  и воинствующего атеизма советской эпохи,когда  существование души напрочь отрицалось, считалось пережитком прошлого, а религия называлась опиумом для народа. Людям, отрицающим всё святое, общечеловеческие незыблемые ценности, понятия вечности и бессмертия души, божественного предназначения, пророческий дар, заветы предков и т.п., было не до высоких материй, они жили одним днём и , следуя вольному духу анархии,творили, что хотели, не признавая ни божьего, а порой и  земного суда.
К сожалению, сегодня понятие духовности утратило свою чистоту и бескорыстие, истинное значение и уважение,это произошло от  постоянного употребления его к месту и не к месту, его эксплуатируют часто люди недостойные.
А ведь духовность русских людей ( причем русских не по национальности, а по духу, о коем ещё в народных сказках сказано, о чём Пушкин  писал: "Там русский дух, там Русью пахнет") была определяющей чертой народа,а основой её служило  доброе сердце, милосердие и отзывчивость на чужое горе, чем отличалась и настоящая интеллигенция.Высоко духовной была и отечественная литература, у которой был и золотой, и серебряный век. А краеугольным камнем её был и остаётся А.С.Пушкин. Хотя он был в разные годы жизни и атеистом, и  другом масонов с их тайными эзотерическими знаниями, широко образованным человеком, изучал философию и религии других народов,был глубоким мыслителем,  в конце жизни стал  православным христианином, в силу своего  божественного дара и житейской мудрости, жизни среди народа,от которого поэт  почерпнул нравственные основы, идущие от пращуров и его древних и новых верований, Пушкин был человеком духовным.
 О цели творчества А.С.Пушкин как человек с тонкой душевной организацией,благодаря воспитанию, таланту, а в  роду Пушкиных было немало поэтов и литераторов,в силу божественного предназначения говорил: "Цель художества есть идеал".А гений и злодейство считал не совместными, о чём он  написал в "Маленьких трагедиях" о Моцарте и Сальери, да и  во всех его произведениях чувствуется высокая нравственность, духовность, коей основа справедливость и отзывчивость. Здесь  уместно вспомнить  высказывание И.Анненского:"Гуманность Пушкина была  явлением высокого порядка:она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания,и туманом слёз не заволакивала сознания; ее источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была,конечно,врожденной чертой избранной натуры Пушкина."
В этой связи вспоминаются и слова знатока человеческих душ, со всеми их тёмными закоулками, Ф.Достоевского:"...нет судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они спасли его в века мучений..." Будем надеяться, что и ещё спасут.
Любимая  героиня А.Пушкина,носящая простонародное имя, Татьяна Ларина "русская душою", как и сам поэт,является идеалом русской женщины, никем не превзойдённым. Она , конечно,  знает французский и всё, что приличествует барышне  того сословия, к которому принадлежит, но близка к народу,живёт его понятиями нравственности, верованиями и суевериями,пониманием  житейской мудрости: На чужом несчастье своего счастья не построишь. Татьяна имеет  доброе и чуткое  сердце, силу духа и чистоту души, она высоко духовная  личность,её любовь и верность   сильны и самоотверженны.
Если обратимся к истокам народного женского идеала - народному фольклору, являющемуся матрицей, по которой писаны все романы и иные творения нашей богатейшей литературы, то найдем этот идеал  еще в народных сказках из древних времён, где героини прекрасны, добры, мудры, крепко любят и верны своим избранникам так, что идут за ними или в их поисках за тридевять земель.  Там всегда  действует судьбоносный закон воздаяния за зло и добро, которое в конечном итоге и побеждает.
А.С.Пушкин в своем непревзойдённом романе в стихах "Евгений Онегин" в сюжете и раскрытии идеи следовал правде жизни. От него идёт родословная идеальных русских героинь и героев, лишних людей, которые посмели быть умнее и выше средних обывателей в  их окружении, что и составляет историю русского романа.


Рецензии
Браво, другиня Ольга!
http://royallib.com/book/dostoevskiy_fedor/pushkinskaya_rech.html
Речь Достоевского Ф.М. при открытии Памятника А.С. Пушкина.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
ПУШКИНСКАЯ РЕЧЬ
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
Ежемесячное издание Год III Единственный выпуск на 1880
АВГУСТ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПО ПОВОДУ ПЕЧАТАЕМОЙ НИЖЕ РЕЧИ О ПУШКИНЕ

"Собственно же в речи моей я хотел обозначить лишь следующие четыре пункта в значении Пушкина для России. 1) То, что Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом...

2) Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные...

{Третий пункт}, который я хотел отметить в значении Пушкина, есть та особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения - способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного.
...

Повторяю, не на мировое значение Шекспиров и Шиллеров хотел я посягнуть, обозначая гениальнейшую способность Пушкина перевоплощаться в гении чужих наций, а желая лишь в самой этой способности и в полноте ее отметить великое и пророческое для нас указание, ибо 4) Способность эта есть всецело способность русская, национальная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он есть и совершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере в своей деятельности, в деятельности художника. Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению и уже проявил ее во вс? двухсотлетие с петровской реформы не раз. ..."

Александр Подвижников   25.01.2023 13:27     Заявить о нарушении
Дорогой Александр Иванович,твои рецензии ценителя и проводника истинного Искусства, просто бальзам на душу, стоило всё это писать даже только для тебя одного...жаль, что у вас сносят памятники Пушкину, если это правда; святой Будда не зря считал невежество страшным злом, от коего страдают народы. С пожеланием успехов в КЦ и радости духовной от приобщения к высокому искусству. Ольга Дэн

Ольга Дэн   25.01.2023 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.