Из пушки гирями по полицейскому участку
Огромная территория, частично вошедшая после 1991 года в состав государства Украина называется - Новороссия. При царе она делилась на губернии.
Новороссийск был столицей Черноморской губернии образованной в 1896 году. В неё вошли так же Сочи и Туапсе.
Великороссы составляли 42,9% населения Черноморской губернии, малороссы - 16,1%. Далее шли: армяне, греки, грузины, адыги.
Новороссийск быстро развивался, в 1893 году именно там была запущена первая в мире электростанция трехфазного тока.
И вот он развился настолько, что 1 мая 1905 года в Новороссийске состоялась массовая демонстрация рабочих требовавших 8-часового рабочего дня. А так же свержения самодержавия.
Губернатор вызвал казаков, однако казаки не стали вмешиваться. Власти сделали вид, что ничего не произошло и тогда, около 2 000 рабочих перекрыли железную дорогу. Казаки вынуждены были разогнать народ, но сделали это без стрельбы - используя шашки в ножнах, как дубинки.
До декабря в Черномории всё притихло, но 8 декабря 1905 года в Москве началась всеобщая стачка перешедшая в вооружённое восстание. По всей стране из солидарности забастовали рабочие. Новороссийские железнодорожники, моряки, грузчики, извозчики, рабочие заводов, студенты и даже торговцы лавок тоже начали забастовку.
8 декабря 1905 Черноморский комитет РСДРП организовал выборы в Совет рабочих депутатов, который с началом боёв в Москве взял курс на вооруженное восстание в Новороссийске.
Ведущую роль в руководстве подготовкой к восстанию играли: рабочий цементного завода Фёдор Дубровин и машинист Михаил Верейский.
Губернатор Владимир Трофимов собрал у себя командиров воинских частей и полиции. Всего в их подчинении в Новороссийске находилось около 1500 человек, но даже полицейские, были не готовы стрелять в рабочих. И тогда губернатор просто ушел в отпуск.
12 декабря Совет рабочих депутатов объявил о создание Новороссийской Советской республики, которая продержалась 14 дней. За это время Совет закрыл все правительственные учреждения, за исключением банков, ввёл восьмичасовой рабочий день, освободил политических заключенных, провозгласил свободу совести, слова и собраний, ввёл прогрессивный подоходный налог и разоружил полицию.
Но свобода собраний сыграла против Совета, радикалы принялись грабить награбленное, что настроило часть населения города против восставших.
На католическое Рождество 24 декабря 1905 года к Новороссийску подошли броненосцы «Ростислав» и «Три святителя» и направили на город свои орудия. По железной дороге из Екатеринадара (Краснодара) прибыла кубанская казачья конно-артиллерийская бригада. Восставшим стали ясны перспективы республики.
Совет рабочих депутатов Новороссийска как и Московский Совет чуть раньше принял решение «…ввиду безнадёжности сопротивления и в интересах сохранения революционных сил, в бой с царскими войсками не вступать, Совет рабочих депутатов распустить». В городе было введено военное положение и начались массовые аресты.
Но восстание продолжилось в Сочи, и уже со стрельбой и трупами.
Началось оно с собрания местных активистов в доме ссыльного архитектора Александра Фронштейна (1845 - 1909), состоявшегося 18 декабря 1905 года.
Это человек легендарный.
В молодости он воевал вместе с Гарибальди, за свободу Италии от австрийцев, потом участвовал в Парижской коммуне.
Свой дом в Сочи Фронштейн назвал "Светлана" в честь героини поэмы Василия Жуковского в которой есть такие слова:
«Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Эта красивая вилла до сих пор стоит в Сочи. Сам Александр Павлович тоже был поэтом. На том собрании он будил единомышленников словами:
Уже прохладой утро веет,
Уже кругом блестят лучи,
Теперь никто уже не смеет
Нас возвратить ко тьме ночи.
Именно Фронштейн был патриархом и духовным лидером восстания в Новороссии 1905 года.
В конце декабря, когда Новороссийск сдался. Сочинских рабочих попытался разоружить начальник Сочинского округа Розалмон-Сошальский, однако они открыли огонь по полицейским, убив одного из них. Начались уличные бои.
Сторонники власти во главе с начальником округа укрылись в одной из солдатских казарм. Восставшие около 1 000 человек окружили казарму и предлагали полицейским сдаться, гарантируя им безопасность, посылая для уговоров их жен и детей, но безрезультатно.
Тогда бежавший из Новороссийска революционер Александр Гречкин предложил использовать чугунную пушку времён покорения Кавказа. Он стал стрелять по казарме весовыми гирями, ранив двоих человек. Розалмон – Сошальский сдался, но не из за пушки, а из за дождей. Окопы, вырытые защитниками казармы заполнились холодной водой, многие заболели, часть солдат разбежалась, капитан Герасимов поскользнулся и сломал ногу, кончилась еда.
Осаждённые сдались, их разоружили и отпустили. Так восставшие полностью захватили город, но они не представляли, что с ним делать.
В Сочи в отличии от Новороссийска не было выборов в Совет, там правили активисты. Первым делом они сожгли все дела в следственной и сыскной части и взяли под контроль распределение продовольствия.
Важную роль играли грузинские меньшевики, которые требовали отделения Сочи и присоединения его к Грузии. По сути они вели себя как так, как потом будут вести себя украинские петлюровцы, иногда совсем по бандитски. Так, например, за то, что начальник опытной станции землеустройства Ляховицкий сделал замечание революционеру Куция, что бы тот смотрел под ноги и не топтал редкие растения, последний застрелил ботаника на глазах у его жены.
Через четыре дня в Сочи высадился военный десант и почти без сопротивления со стороны восставших занял весь город.
Организаторы и активисты восстания успели уйти в сторону Гурии мятежной грузинской провинции, где еще с октября 1905 года шла партизанская война с царскими войсками.
Старика Фронштейна пытавшегося оказать сопротивление избили жандармы. После побоев он заболел и умер через три года.
Семь руководителей Новороссийской республики были приговорены к смертной казни, которую затем заменили пожизненной каторгой. Сотни были отправлены на каторгу, в тюрьму или на вечное поселение в Сибирь.
Более кровавые события произошли в Екатеринославе, там 11 октября в Чечелёвке (ныне район Днепропетровска) произошли столкновения с правительственными войсками, в которых участвовало более 5000 человек, погибли 22 человека. После чего там был создан Совет рабочих депутатов Екатеринослава, в который вошел и Григорий Петровский (1878 - 1958). Именно этот сын портного и прачки в 1922 году подписал договор об образовании СССР со стороны УССР.
Чечелёвская республика продержалась с 8 по 27 декабря.
Бушевал и Харьков, 13 октября 1905 года царь ввёл там военное положение в ответ на планы железнодорожников провести в городе 14 октября съезд делегатов от всех железных дорог России. Съехавшимися в Харьков железнодорожниками было принято решение переместиться в Люботин, который не входил в зону военного положения.
По пути в Люботин 200 человек под красным флагом пришли в имение бывшего министра внутренних дел России Петра Святополк-Мирского(1857-1914) и попросили у него денег. Князь дал 100 рублей. Святопок-Мирскому принадлежит фраза «Всё провалилось! Будем строить тюрьмы», произнесённая после того, как его предложение о введении в Государственный совет «выборных представителей от общественных учреждений» было жёстко раскритиковано на правительственном совещании за месяц до "Кровавого воскресенья" и за год до восстания 1905 года. По этому к нему как к стороннику демократии и конституции и пришли железнодорожники.
Когда 8 декабря началась всероссийская стачка, они захватили станцию Люботин и паровозное депо. Они перешли под контроль «Временного союзного управления железной дорогой». Его возглавил инженер Константин Кирста.
В Харькове в это время уже ничего не работало, ни предприятия, ни банки, ни городской транспорт, ни магазины потому, что на Московской улице и Конной площади произошли столкновения с войсками, в которых было убито 17 человек.
В ответ на харьковские события 26 декабря 1905 года восставшие объявили о создании независимой рабочей Люботинской республики. Комендантом был назначен слесарь Павел Глуховцев. Когда к Люботину подошли войска, к ним вышел Кирста и произнёс речь перед солдатами с призывом перейти на сторону восставших. Его выслушали и связали, за Люботинскую республику просуществовавшую десять дней с 20 по 30 декабря инженер отсидел 2 года.
Пётр Дмитриевич Святополк - Мирский за год до всех этих событий предлагал царю даровать крестьянам гражданское равноправия, ввести государственное страхование рабочих, отменить правовые ограничения в отношении старообрядцев и иудеев, ввести полную свободу печати. После того как демократические предложения министра МВД были отклонены он подал в отставку, но царь её не принял.
Второй раз князь подал в отставку уже 10 января после расстрела рабочих у Зимнего дворца, обвиняя себя в том, что не смог его предотвратить.
Восстание 1905 года было спровоцировано именно массовым убийством рабочих в Санкт-Петербурге 9 января (кровавое воскресенье). Когда людей с детьми и иконами шедших к царскому дворцу, что бы жаловаться на своих начальников и просить прав войска расстреляли в упор. Погибло минимум 120 человек, сотни ранено. Это вызвало всеобщее ожесточение и сделало самым популярным лозунгом, лозунг – «Долой самодержавие!».
Царь испугался и 6 августа издал манифест об учреждении Государственной Думы, а 17 октября после всероссийской стачки, в которой участвовало 2 миллиона человек таки даровал гражданские свободы: неприкосновенности личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, но ему не поверили, решив, что это просто хитрый ход как и с Думой, которая полностью контролировалась царём.
Начавшись в Москве, в середине декабря с забастовки, которую власти попытались задавить силой оружия, восстание перекинулось на регионы империи.
В самой Москве бои шли 7 дней. На стороне революционеров дралось около 6000 боевиков, их удалось подавить только с помощью артиллерии.
Московский Совет рабочих депутатов 19 декабря постановил, что восстание прекращается.
У царя осталось 12 лет, до отречения. Не известно, что было бы если бы царь Николай Второй всё таки прислушался к своему министру МВД и начал предлагаемые им общественные реформы за год до революции 1905 года, возможно ему бы не пришлось отрекаться от престола ....
Свидетельство о публикации №119011900471