Там за речкой

Историческое пояснение
      

       Когда в декабре 1979 года политическое руководство решало вопрос о вводе советских войск в Афганистан,  как рассказывают некоторые военные историки, одним из наиболее ярых противников этого шага был начальник Генерального штаба ВС СССР маршал Николай Огарков. Прогноз о бесперспективности боевых действий в отсталой горной стране и внедрения там социалистического строя маршал делал, ссылаясь на отчеты о боевых действиях в советских войск в Афганистане полувековой давности. О которых сейчас мало кто помнит. Да и сразу по окончанию этого «сталинского броска» в Афганистан о нем тоже не принято было громко говорить. В документах они упоминались как боевые действия в «южном Туркестане».
      15 апреля 1929 года. Советско-афганскую границу в районе узбекского города Термез (ровно в том месте, где полвека спустя границу перейдут части 40-й армии ТуркВО) пересекает странный отряд одетых в афганскую форму всадников с явно неафганскими лицами. Они переговариваются между собой на русском языке, хорошо вооружены и экипированы. Ведет их «турецкий офицер  Рагиб-бей», в действительности легендарный командир Гражданской войны со стороны красных, атаман украинского червонного казачества, «первая шашка Украины» Виталий Маркович Примаков, с 1927 года занимавший пост советского военного атташе в Афганистане.
       Личность яркая. Под стать своей эпохи. Противоречивой. Героической. Трагической. Эпической. Которую из нашего времени тяжело понять, может быть уже и невозможно.
       Уроженец Черниговской губернии. Древней Северщины. Его отца – школьного учителя – в годы гражданской запорят до смерти петлюровцы. Со старших классов школы примкнул к революционной деятельности. В 1914 году вступил в РСДРП. В 1915 году арестован и сослан в Восточную Сибирь. После февральской революции стал членом Киевского комитета большевиков. Во время Октябрьской революции командовал отрядом при штурме Зимнего дворца, бился под Петроградом с отрядами Краснова. В 1917 году в Харькове сформировал полк Червонного (красного) казачества, который стал основой вооруженных сил Украинской народной республики. Один из создателей Украинской советской армии. Его кавалерийская дивизия (позже корпус) червонного казачества защищала Чернигов от армии Деникина. Воевала с петлюровцами, участвовала в советско-польской войне, прошла наверное через все значимые операции Гражданской войны на Украине. Не имевший военного образования Примаков закончил Гражданскую войну опытным, грамотным, уважаемым подчиненными командиром, награжденным двумя орденами Красного Знамени.
       После гражданской – начальник Высшей кавалерийской школы в Ленинграде. При нем там учатся будущие маршалы Жуков, Рокоссовский, Баграмян, Еременко. В 1925-1926 гг военный советник в Китае при правительстве основателя партии Гоминьдан лидере китайской революции 1911-1912 гг. Сунь Ятсене. Участвует в создании новой китайской армии, принимает личное участие в боевых действиях против антиреволюционных сил. По возвращению втягивается во внутрипартийную борьбу, в ходе которого выявляется новый лидер советского государств.     Безоговорочно поддержал Льва Троцкого, которого видимо считал истинным выразителем идеалов мировой революции.
       Эти идеалы Примаков безусловно искренне, без тени сомнения разделял. Интересно, что в биографии Примакова есть и такой малоизвестный факт – именно он командовал советским кавалерийским отрядом, который в 1920 г. вошел на территорию северного Ирана и вместе с Каспийской флотилией под командованием Федора Раскольникова (тоже одного из самых близких Троцкому красных командиров времен Гражданской войны) пытался советизировать Персию. Попытка та окончилась быстро и безрезультатно. Идеалы мировой коммунистической революции оказались совершенно чужды персам и курдам. То был один из первых провалов идей Ленина-Троцкого о возжигании пламени мировой революции  в душах мусульманской бедноты Азии. Кстати по одной из версий, при штабе Примакова тогда находился его друг…Сергей Александрович Есенин, который написал в походе свои знаменитые «Персидские мотивы». Но это конечно отдельная, очень интересная история.В 1927 году Примаков назначается военным атташе в Афганистане.
       Афганистан. В 20-е годы 20-го века с этим названием в СССР мало что ассоциировалось. Вернее, ничего.
       А вместе с тем, там уже разворачивались события, которые через пятьдесят лет сделают название этой страны до боли знакомым почти каждой советской семье.
В 1919 году между РСФСР и Афганистаном (только что победившем в очередной англо-афганской войне) были установлены дипломатические отношения. В 1923 году в Афганистане принимается новая конституция, король Амманула-хан начинает светские реформы, среди них – запрет многоженства, браков с несовершеннолетними, отмена обязательного для женщин ношения чадры. Как потом будет не раз, тут же возникает мощное противодействие со стороны мусульманского духовенства и исламистов.  Начинаются мятежи, в их организации активное участие принимает английская разведка, по одной из версий созданием антисоветской резидентуры среди повстанцев занимался лично легендарный британский разведчик Лоуренс Аравийский.    Лидером мятежников британцы делают ярого исламиста Хабибулу (Бачао-и-Сакао). Хабибула объявляет себя эмиром Афганистана. Устанавливает связь с басмачами, действующими на территории советской Средней Азии. Появляется реальная угроза превращения Афганистана в тыловую базу среднеазиатского басмачества. Хабибула занимает Кабул, устраивает резню светских афганцев и непуштунского населения, в первую очередь шиитов-хазарейцев. Амманула-хан бежит в Кандагар.
       Посол Афганистана в Москве встречается со Сталиным. Просит военную помощь. Уверяет, что как только советские войска пересекут границу, тысячи афганских бедняков с радостью встретят классовых братьев. Сталин, который видимо все еще не разочаровался в ленинско-троцкистских идеалах мировой революции, дает добро. Отряд в две тысячи человек, сформированный из бойцов Среднеазиатского военного округа, под командованием комкора Примакова переходит границу. Продвижение штурмовыми ударами прикрывает авиация САВО. С первых же дней Примаков понимает, что идеалы революции столкнулись с суровой азиатской реальностью. Местное население настроено либо нейтрально, либо откровенно враждебно. Пуштунские вожди объявляют джихад. Непуштунские племена – узбеки, таджики, хазарейцы традиционно враждуют друг с другом. Толку от них мало.
       Тем не менее, военные задачи выполняются, взят Ханабад, в ходе ожесточенного штурма захвачена неофициальная столица северного Афганистана Мазари-Шариф. Здесь отряд фактически попадает в окружение. Продвижение к Кабулу невозможно, советский отряд в осажденном Мазари-Шарифе непрерывно атакуют волны религиозных фанатиков. С воздуха отряд поддерживает авиация САВО, с трудом к нему на выручку пробивается еще один отряд красноармейцев. Совсем политически бесперспективной ситуация становится когда Амманула-хан, на выручку к которому идет отряд….сбегает в британскую Индию. Еще один афганский урок – в Афганистане нет постоянных союзников, как и постоянных врагов. Советская миссия из восстановления законной власти превращается в интервенцию, начинается антисоветская информационная кампания в британской прессе. Сталин отзывает Примакова, чуть позже из Афганистана выводится и весь отряд.
       Оценки результатов похода варьируются от «полный провал» до «оглушительный успех». Истина видимо как всегда где-то посередине. Военные задачи в целом были выполнены – уничтожены значительные силы исламистов, в том числе бежавшие из советской Средней Азии басмачи Ибрагим-бека. Советские потери сравнительно невелики. Афганским вождям показана мощь и решительность молодой советской армии, что привело к тому, что и Хабибула и последующие кабульские лидеры свернули поддержку басмачества, выдавили басмачей со своей территории. В последующем установили с СССР отношения дружественного нейтралитета. Которые действовали вплоть до конца 70-х годов 20-го века. Видимо, исходя из этих результатов Примаков за афганский поход был награжден третьим орденом Красного Знамени.
       А политика….Провал идей советизации Афганистана, причины которого видимо Примаков объяснил предельно доходчиво в своих отчетах, вкупе с провалом ставки на Кемаля Ататюрка в Турции и крахом Персидской советской республики в Гиляне окончательно убедили Сталина в утопичности идей Ленина-Троцкого о разжигании пламени революции среди мусульманской бедноты Азии. Сталин взял курс на сворачивание экспорта мировой революции и строительсво социалистической сверхдержавы в границах СССР.
       Примаков успех еще послужить военным атташе в Японии, написать интересные книги воспоминаний о Гражданской войне, Китае (Записки волонтера), Афганистане (Афганистан в огне), которые изучались в советских военных учебных заведениях. Отучиться в Генеральном штабе Германии.
       В 1936 году был арестован как член военной троцкистской организации и наряду с другими прославленными командирами времен Гражданской войны – Тухачевским, Уборевичем, Якиром, Корком расстрелян в 1937 году. Полностью реабилитирован в 1957 году.
       Интересно, что как вспоминал его сын Юрий, Примаков сам пришел к отрицанию троцкизма и идеи мировой революции, когда своими глазами увидел в Китае (а может быть еще раньше в Персии) и в большей степени в Афганистане, что поддержка пролетариата Азии мировой революции невозможна. Видимо ввиду отсутствия такового.  Волны религиозных фанатиков из числа беднейших крестьян (по мысли идеологов мировой революции – естественного союзника советской власти), идущих под религиозные песнопения на пулеметы красноармейцев под Мазари-Шарифом, видимо дали пищи для размышлений, больше чем все московские внутрипартийные дискуссии. А под тонким марксистским налетом китайских товарищей проницательный Примаков не мог не заметить вечный как сам Китай китайский национализм.
      В 1928 году он из Кабула (где был тогда военным советником) шлет телеграмму Орджоникидзе следующего содержания: «Дорогой товарищ Серго. К этой записке приложено мое заявление об отходе от оппозиции и подчинении решениям Съезда. Мне трудно, находясь в Кабуле, при очень плохой связи найти нужные формулы для моих мыслей, но здесь написано то, что я думаю, правда на основании очень старых разногласий, которые как я это чувствую, в части лозунга «обогащайтесь» давно изжиты. Думаю, что моему примеру последует ряд товарищей из армии, которые до сих пор не продумали вопроса во всей его глубине…».

P.S.
     Третьим браком Примаков был женат на Лиле Брик. Той самой Лиле Брик, роковой музе Владимира Владимировича Маяковского.
Впоследствии она вспоминала:
«Мы прожили с ним шесть лет, он сразу вошел в нашу писательскую среду. Он и сам был талантливым писателем, достаточно прочесть хотя бы его рассказы в «Альманахе с Маяковским». Примаков был красив – ясные серые глаза, белозубая улыбка. Сильный, спортивный, великолепный кавалерист, отличный конькобежец. Он был высокообразован, хорошо владел английским, блестящий оратор, добр и отзывчив. Как то в поезде за окном я увидела крытые соломой хаты и сказала «Не хотела бы я так жить». Он же ответил «А я не хочу, чтобы так жили другие».


Там за речкой



Там за речкой
Очень много наречий,
Режущих ухо
Волною Герца.

Угрюмые лица
Словно
Когтями
Свинцовой птицы
Через бород бойницы

Глазами цепляют спины
Шинель разрывая до мышцы сердца.

Там за речкой слова
Имеют свойство
От гор отражаться не звуком
Тягучим
Но чем то сущим.

Гранатой в ущелье
Кидаешь
Про-
Лета-
Риат

В ответ же
Джи-хад. Джи-хад. Джи-хад
Очередями
Сыпется с горной кручи

Там за речкой
Украiньской мовы ладность
Ни в звезду, ни в Красную армию
Гостья.
Овчаркой оскаленной русский мат
Там душу спасает вернее.
Во вражью лютость
Вгрызаясь до самой кости.

Там за речкой
Вопрос революций
Чаще решается

Путем отделения головы
От тела

Редко, путем просветления
Ее содержимого.

Товарищ Сталин,
Там за речкой
Красноречие скорее образ
Языка, изъятого изо рта
Способом отсечения
От мышц гортани,

Чем образ оратора,
В толпу кидающего
Слова.

Товарищ Сталин,
Там за речкой пространство
На привязи держит время
Как голодного пса
Скупой хозяин
Щедрый только
На удары плетью.

И революций пламя
Там не взовьется
Еще столетье
Ввиду отсутствия горючего материала
За исключением кизяка.

Впрочем, сушенное дерьмо ослов
Все же
Возжигает пламя, но иного рода.

Засим заканчиваю отчет.
Комкор Вэ Эм Примаков
Энного февраля тысяча девятьсот
тридцатого года.


Рецензии