Скобарь Чепурных

Этой заметкой открываю серию небольших публикаций о поэзии Евгения Чепурных (Пётр Люкшин) Буду рад, если вы поделитесь собственными размышлениями о его творчестве.

  Наверное, в ничьи скобки не хочется заглядывать с таким интересом, как в заскобленное  в стихотворениях Евгения Чепурных. Сначала констатируем тот факт, что никакой другой поэт (на моей памяти) так не пристрастен к ним, как поэт Чепурных. Его скобки – особые. Это такие маленькие уютные поэтические кладовочки, в которых (я знаю, знаю!) содержится для меня дополнительная возможность ещё раз улыбнуться, и чаще – улыбнуться больше, чем во время чтения всего стихотворения. Но что точно, то точно: свою «озорную искру» поэт как раз чаще всего и прячет в уютные воротца в форме скобочек:

К нему ходил я средь зимы
Развеять глупые печали.
Но, помню, чай не пили мы
(Хотя по чашкам разливали).

Осознанно это происходит или нет, но охранительно взятое за скобки очень, как правило,  важно для поэта. Это становится особой территорией смысла и чувства. Чувства далеко не исчерпывающегося «озорной искрой»:

В наши дни, порционно-вьюжные,
Плачут граждане безоружные,
Даже войны пошли ненужные
(А когда они были нужные?)

Согласитесь, совсем другая песня этих скобок…
А порой нежный овал скобок Чепурных окольцует последний стих поэтической новеллы и заставит остановится и задуматься. Как глубокий выдох, как последнее слово, оставшееся всё-таки за поэтом. И вот в «Сухом законе в Самаре» скобки, которые не закрывают воздух наших размышлений, а, наоборот, втягивают в себя, заставляя еще что-то такое пережить и передумать, что выше самого стихотворения, что поэт выдохнул как что-то необыкновенно сокровенное:

Наша очередь мрачно длинна
И практически бесперспективна.
И, как пьяная баба, шумна,
И, как съезд дураков, легитимна.

Нас брезгливо касается высь –
Без неё бы жилось беззаботней.
Если хочешь по десять – давись,
По пятнадцать – в любой подворотне.

Лишь одно сознаю без затей,
Дух толпы осуждая нестрого,
Что не стоит орать на людей,
Даже если их, бедных, и много.

Даже если грехи и грешки
Их к чертовской ведут сковородке,
Даже если они дураки
И пять раз дураки после водки.

Даже если от грязных порток
Тянет смрадом в давильне и гуде,
Всё равно они люди, браток.
Хоть убей,
Хоть убейся,
А люди.

И касается их Благодать
Осторожно – да, да! – осторожно.
Очень важно на них не орать
(Если это, конечно, возможно).

Можно и нужно писать об особой функциональности графики скобок в поэзии Евгения Чепурных. И вот в подтверждение сказанного  его предпоследнее стихотворение:

какой-то денёк неполётный,
трущобный, портяночно-плотный
и въедливый, словно бронхит.
и чувствую, что – не товарищ,
и каши с ним точно не сваришь,
а выпить – душа не лежит.
он – будто не вдох, а одышка.
он мал мне в плечах, как пальтишко.
хотя не принёс мне вреда.
не обнял лапищею потной,
не стиснул тоскою животной.
вот жалко – насквозь неполётный
(я бы слетал кой-куда)…


Рецензии
Солидарна с Вами,Николай. Евгений Петрович - неповторимый Поэт! Весьма интересны стихотворные миры,которые он открывает для читателя! С уважением,Светлана.

Кострома Лана   24.01.2019 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Совершенно согласен с Вами.
Теперь понял, почему - Лана...

Учитель Николай   24.01.2019 20:18   Заявить о нарушении
:)) Благодарю.

Кострома Лана   25.01.2019 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.