Небесная кара. Повесть

     Шли тяжелые послевоенные годы. Жизнь в окрестностях города помаленьку налаживалась.  Принесенные войной невзгоды, еще тяжелым бременем угнетающие деревенский быт, люди начали преодолевать.   Но проведенная сплошная коллективизация   снова разорила крестьянский уклад. Нужда чувствовалась во всем.
   
     Андрейка в тот день проснулся поздно. Лежа спиной на твердом соломенном матраце и, заложив обе руки под голову старался понять почему его не разбудили раньше. Ему приходилось вставать рано и вместе с деревенскими подростками на общем пастбище пасти скот. Окинув глазами маленькую комнатушку с одним окном, обратил внимание что выцветшие занавески на окне были задернуты. Значит в комнату никто не заходил. Мать, прежде чем его разбудить, занавески всегда раздвигала. Через не завешанную верхнюю часть окна лучи солнца падали на стоящую в углу сплетенную из лозовых сучьев этажерку, на которой лежала стопка книг. Андрейка, опираясь на локоть, посмотрел на книги и окончательно очнулся. Завтра начинается учеба и нужно будет идти в школу.
   
     Одевшись и наспех заправив кровать, Андрейка перешел в другую комнату, служившую одновременно столовой и кухней. Умывшись холодной водой из рукомойника, висевшего на стене рядом с входной дверью, он подошел к кухонному столику. На нем стояла кружка с молоком, рядом лежали краюшка черствого хлеба и огурец. Быстро позавтракав,  Андрейка вышел во двор. Гремя цепью и виляя хвостом  ему навстречу из конуры выбежала Дунда. Это была длинношерстная черной масти большая дворняга. Она отличалась тем, что лаяла только в ночное время. Ее басовитый лай слышался по всей округе.
   
     Потрепав загривок собаки, Андрейка огляделся вокруг. Ему не терпелось узнать кто сегодня пасет их корову по кличке Камола. Она была безрогая, что было в диковину в здешних краях. Была удоистой и мать хотела вырастить от нее более молодую корову, но в приплоде были только бычки. В то время в личном хозяйстве разрешалось содержать  только одну корову.
   
    Не встретив никого во дворе, Андрейка вышел за сарайчик, где находился огород. Там он увидел бабушку, которая в подол фартука собирала с грядки огурцы. Рядом с огородом паслась привязанная на цепь корова. Увидев Андрейку, она несколько раз мотнула головой и коротко фыркнула. Видно так она выразила недовольство, что ее посадили на привязь.
   
     -Бабка, почему мамы нет дома? – Андрейка всегда называл бабушку Юлию бабка.
   
     -Бригадир приходил, велел идти лен дергать на своей делянке. Они вдвоем пошли с Ириной, - тихо ответила бабушка, ступая босыми ногами по мокрой земле.
   
     Вытряхнув из фартука на траву огурцы и поправив сползший  на лоб платок, посмотрев на Андрейку влажными глазами, спросила:
     -Ты помнишь какой сегодня день?
   
     Андрейка вспомнил про делянку на колхозном поле, которую он вместе с матерью и бабушкой пропалывали летом. Лен тогда цвел синими мелкими цветками. Поле было большое и под дуновением ветра казалось, что по верхушкам льна плыли волны. Бабушка удивлялась и говорила, что все похоже на море. Он и мать моря не видели и молча смотрели на стелющиеся волны.
   
     Андрей силился вспомнить о каком дне спросила его бабушка, но ничего не вспомнив, спросил:
   
     -А какой сегодня день?
   
     -Сегодня четыре года прошло, как убили твоего отца. Собирались на кладбище молитвы сотворить. Да вот незадача с этим льном. Дни еще длинные, вечером сходим все вместе, - вытерев концами платка выступившие слезы, перекрестившись сказала бабушка.
   
     Андрейка вспомнил про страшную смерть отца и догадался почему у бабушки были влажные глаза. В то время он еще не ходил в школу, но некоторые эпизоды той трагедии, в большей степени из разговоров, ему запомнились. Мать с вечера на продажу подготовила овощи, бидон молока, несколько куриных тушек. Отец ранним утром на повозке, запряженной Каштаном, отправился в город на рынок. Каштаном звали, гнедой масти с белой лысиной на голове, жеребца. Больше всех имеющихся во дворе животных, Андрейка любил Каштана. Часто его угощал яблоками, огурцами, сырой картошкой. Каштан всегда поворачивал к нему голову и, подергивая верхнюю губу, тихо ржал. Отец часто сокрушался, что такую хорошую лошадь после коллективизации придется отдать в колхоз.
   
     На следующий  день мальчишки из соседней деревни сообщили в местный сельсовет, что в   овраге под мостом, перекинутом через речушку, обнаружили тело мужчины, лежащего в воде вниз лицом. Андрейка помнил, что телегу, на которой поздним вечером привезли тело отца,  сопровождал всадник в форме. Он рассказал, что отец был убит   ударом железного предмета по голове и затем был утоплен. Лошади и повозки на месте убийства не нашли. Андрейка, глядя на посеревшее лицо отца, плакал вместе с бабушкой и сестрой. Мать, уткнувшись лицом в грудь мертвого отца, громко рыдала.
   
     Отца похоронили  на кладбище, находящееся в нескольких километрах от их дома. Бабушка говорила, что убили отца из-за Каштана, которого угнали. Андрейка в то время не мог понять, почему в смерти отца виноват Каштан. Через год осенью появились слухи, что милиция ликвидировала двух разбойников, грабивших и убивающих людей. Одного застрелили при задержании. Им оказался житель соседнего села. Другой, спасаясь от преследования, утонул в трясине зарастающего озерца. Личность его не установили.

   
      Мать и Ирина пришли с поля усталые. Ладони рук Арины, еще не огрубевшие от тяжелой работы, были красными. Бабушка подогрела воду и положила в нее какие-то травы.
   
     -Внученька, вода скоро натянет, опусти руки – полегчает.  Ты тоже могла бы попарить, -  обратилась она к матери.
   
     -Некогда, уж и так поздно. Надо скорее пообедать и идти на кладбище.
   
     Наспех перекусив подготовленной бабушкой едой, все вышли из дома. Мать взяла тяпку и ножницы для стрижки овец, бабушка ведро с кружкой и заранее приготовленный узелок. Мать с Ириной по проселочной дороге шли впереди, Андрейка с бабушкой, чуть отстав, следом. Погода была еще теплой, но приближение осени чувствовалось всюду. На стерне блестели паутинки, на деревьях уже виднелись желтые листья, в воздухе ощущалась  прохлада.
   
     -Бабка, о чем ты всю дорогу говоришь? – слушая неразборчивые бабушкины слова, спросил Андрей.
   
     -Это я, Андрейка, молитвы творю. Прошу у бога чтобы беды у нас не случались, за душу покойного отца, за вас всех молюсь.
   
     Юлия была бабушкой по материнской линии. Рано овдовев, она вырастила единственную дочку Анну и выдав ее замуж, жила вместе. Она была сильно верующая и старалась научить разным молитвам внучку и внука. Ирина охотно учила молитвы,  Андрейке, как называла его бабушка, они давались с трудом.
   
     -А разве они помогают?
   
     -Помогают, внучок, очень помогают. Я все время себя ругаю, что тогда не встала пораньше и перед дорогой не осенила крестным знамением отца. Скорее всего он был бы жив сейчас.
   
     -А когда они тебе помогли?
   
     -Помнишь тех разбойников, которые погубили твоего отца. Я все время просила у бога послать на них небесную кару. Бог услышал мою молитву и покарал.
   
     Дальше шли не разговаривая. Бабушка снова шептала молитвы, Андрейка думая о бабушкиных словах, вспоминал как бог покарал убийц.
   
     Подходя к кладбищу, бабушка по натоптанной тропинке спустилась к  ручейку. Он был мелкий – тонкий слой воды чуть заметно шевелил космы водорослей. Напротив тропинки в нем была выкопана яма, но весенние воды занесли ее землей и сейчас осталось только небольшое углубление. Передав Андрейке узелок и аккуратно кружкой наполнив ведро водой,  бабушка вздохнула. Глаза ее были влажными от наплывших слез. Андрейке всегда становилось жалко бабушку, когда она кончиками платка вытирала слезы. Он заметил, что после гибели отца, бабушка стала с ним более внимательной, стараясь ему угодить, охотно отвечала на его постоянные вопросы. Суть многих вещей он еще не всегда понимал. Мать была занята мужской работой, сильно уставала и постоянно жаловалась на боль в спине. Андрейка старался ее не тревожить.  Житейскими заботами в доме управлялась бабушка и он чаще общался к ней.
   
     Кладбище располагалось на невысоком,  поросшем деревьями холме. Его ограда
состояла из, в одно прясло, забора. Могила отца находилась недалеко от дополнительного входа. Бока ее были одернованы, поверхность была покрыта диковинными зелеными цветками, которые как будто лежали на земле. Среди них были большие и еще совсем крохотные. Бабушка слышала что их называют молодило  и очень гордилась, что ей удалось достать несколько этих растений. Через несколько лет они разрослись и полностью покрыли могилу. Между ними пробивались стебельки других трав. Со стороны востока стоял деревянный, уже слегка почерневший, крест.
   
     Бабушка достала из узелка завернутые в белый лоскуток иконку богородицы и две свечи. Со стороны креста на лоскуток ткани она положила иконку, рядом в землю воткнула зажженные свечи. Поправив платок и сказав Ирине, чтобы она пристегнула свой платок под подбородком, бабушка тихо сказала:
   
     -Начнем!
   
     После трехкратных крестных поклонов, бабушка начала творить молитвы. Мать вполголоса ей вторила. Андрейка не очень понимал о чем говорилось молитвах и отвлеченно смотрел на пламя свечей, которое часто клонилось в одну сторону, и от этого расплавленный воск стекал по свече.
   
     После того как бабушка громко произнесла: „Упокой, Господи, душу усопшего раба своего Михаила.“ – и, перекрестившись, поклонилась в пояс, Андрейка больше не отвлекался и усердно крестился и кланялся вместе со всеми.
   
     Закончив молитвы, начали убирать могилу. Мать ножницами подстригла дерн, бабушка возилась с растениями, заменяла переросшие более  молодыми, поливая их водой из кружки. Арина тяпкой прополола траву вокруг могилы и креста. Бабушка попросила Андрейку принести воды. Взяв ведро и кружку, он побежал к ручейку и начал быстро черпать воду, наполняя ведро. Ведро  оказалось довольно тяжелым, Андрейка нес его сильно наклонившись и часто останавливаясь.
   
     -И куда нам столько воды? – удивленно спросила мать.
   
     -Польем и соседские могилки, там тоже все пересохло, - оглядываясь по сторонам, ответила бабушка.
   
     Закончив уборку и три раза перекрестившись на могильный крест, все четверо отправились домой. Солнце уже клонилось к закату, и тени деревьев, иногда стоявших вдоль пути,  длинными пятнами пересекали дорогу. Кругом в траве стрекотали кузнечки, в долине, простирающейся вдоль дороги, сгущались полосы тумана.
   
     Домой вернулись засветло. Мать занялась во дворе уходом за домашней живностью, бабушка начала готовить ужин. Ирина, позвав Андрейку, принялась подготовкой его к занятиям в школе. Еще раз проверила одежду, обувь, содержимое ранца. Поужинав, Андрейка отправился спать в свою комнатушку. Его еще долго не покидало тревожное чувство, что с началом  учебы поменяется ритм его жизни, к которому он привык во время летних каникул.

     Андрейка учился в семилетней школе, которая находилась в трех километрах в соседней деревне. Накануне в школу,  на крытой брезентом бортовой полуторке, привозли учебники. Школьники собрались заранее, обмениваясь накопившимися за лето новостями. Две продавщицы бойко комплектовали, необходимые для указанного школьником класса, учебники. Андрейка, уплатив деньги, осторожно взял перевязанные бумажным шпагатом учебники для пятого класса. Книги еще  пахли типографической краской.
   
     Придя домой Андрейка аккуратно развязал шпагат и пересмотрел учебники.  Такие учебники он рассматривал раньше много раз. По ним училась, уже окончившая семь классов, его старшая сестра Ирина. Учебники, переходившие из рук в руки и были сильно потрепанные. Потом они были переданы дальней родственнице. Андрейка был очень горд, что у него в классе будут новые учебники.
   
     Классы школы располагались в двух деревянных домах, находящихся рядом через  проселочную дорогу. Меньший дом стоял вдоль дороги, другой более крупный,  перпендикулярно к ней. Раньше эти дома принадлежали зажиточной польской семье, которая после войны уехала в Польшу. Рядом с одним из домов  находились хозяйственные постройки – амбар, крытый оцинкованной жестью, и большой хлев, переоборудованный в колхозную конюшню. Все лето кони находились на пастбищах, зимой содержались в конюшне. Один раз в день их выгоняли на водопой к находящейся в ста метрах речушке. Лошади, фыркая на морозе, к водопою шли через школьный двор.
   
     Отдельных комнат для классов не хватало, младшие классы занимались  вместе – первый с третьим, второй с четвертым.   В те времена деревни были не электрифицированы, для освещения  использовали керосиновые лампы. Большим событием для школы был приезд кинопередвижки. Тогда уроки прерывались. В самом большом классе затемняли окна, на стене вешали экран. Киномеханик расставлял аппаратуру, протягивал к бензиновому движку провода и заводил его. Как только начинал стрекотать кинопроектор и пучок света освещать экран, шум в классе прекращался. Школьники, затаив дыхание, смотрели на оживший экран. После просмотра кинофильма, ученики еще долго обсуждали увиденное на экране. Самыми интересными в то время считались фильмы о прошедшей войне.

    Дорога, по которой Андрейка отправился в школу, вначале пролегала по бугристой местности. Не петляя, она поднималась на холмики и вновь опускалась. Во многих местах разбитая лошадиными копытами и колесами, земля дождевой водой смывалась вниз, постепенно образуя канаву. Пешеходная тропинка оказывалась на ступеньку выше. С правой стороны дороги, длиной в километр тянулся лес, ближе к краю росли березки, за ними возвышались густые ели. Слева виднелся луг, переходящий в поросшее мелколесьем топкое болото, которое уходило дальше к лесу и, описав большую дугу, снова приближалась к дороге.  С пригорка видно  было, перед отступающими кустами, зарастающего озерца водное окно.
   
     Андрейка, глядя на озерцо, вспомнил как в прошлом году с матерью на этом болоте собирали клюкву. Клюква росла на покрытых мхом кочках, и если приходилось задерживаться  на одном месте зеленый покров под ногами прогибался и выступала бурая вода. Пробираясь вперед Андрейка чувствовал  как покров уже прогибался при каждом шаге. Мать, оставаясь  на месте где еще росли  мелкие деревца, бранила его: “Ради бога, не заходи далеко! Гиблое тут место, кусты и те не растут. Знаешь сколько людей здесь сгинуло? Говорят кони и коровы тут без следа пропадали. И душегуб нашего отца где - то в этих местах провалился ”.
   
     Андрейка еще вспомнил, что бабушка рассказывала о каком - то растущем на этом болоте ядовитом растении вёхе, яд которого может убить человека.

     Первый учебный день в школе начался с общего построения школьников на спортивной площадке. Перед учащимися выступал директор школы, рядом с ним стояли учителя. Он говорил о победе, о перенесенных лишениях в военные годы, о тяжелом положении людей на селе, о необходимости учиться и получать знания в школе. Вообще он всегда говорил убедительно и школе на уроках, и перед людьми. Районо два года назад прислало его в школу на должность директора и учителя математики в старших классах. С его приходом ученики сразу почувствовали изменения в школе к лучшему. Над школой шефство взяло одно городское предприятие. Его работники привозили ученикам младших классов сувениры, устраивали концерты, с их помощью была создана школьная библиотека. Начали проводиться школьные кружки.
   
     Рядом  со школой на относительно ровном участке земли, силами школьников и местных жителей, была оборудована спортивная площадка. На ней располагались две волейбольные  площадки, площадка для прыжков в длину, двух уровневый  турник, гимнастическое бревно, наклонная лестница для подтягивания.  По периметру участка  была проложена круговая  беговая дорожка. Во время уроков физкультуры и в свободное время школьники с азартом занимались спортом, называя площадку стадионом. Раздающиеся на площадке возгласы слышались по всей округе. Не пустовала площадка и во время летних каникул.

     Пятый класс, в котором учился Андрейка, находился в меньшем доме. Ему было немного странно, что в классе не было учеников младших классов. Он с мальчиком, с которым сидел вместе в четвертом классе, заняли вторую парту в первом ряду. В классе было девять мальчиков и две девочки, которые заняли парту впереди Андрейки. На первом уроке классный руководитель, учительница русского языка, после  переклички учеников по списку классного журнала, велела, усевшему на последней парте, второгоднику пересесть на первую парту. Поинтересовавшись есть ли у всех необходимые учебники, она попросила желающих вкратце рассказать как они провели лето. Андрейка, решив что летом у него ни чего интересного не произошло, выступать не стал. Хотя, возвратившись домой, он  пожалел что не рассказал вот о чем.

     Недалеко от школы протекал небольшой ручей, бравший начало из топкого болота, мимо которого Андрейка ходил в школу. Зимой ручей служил для колхозных лошадей водопоем.   Выдолбленное из длинного и толстого бревна корыто конюхи наполняли водой, которую черпали ведром из проруби. Школьники часто прибегали смотреть как лошади жадно пьют воду, которую конюхи постоянно доливали. Местные мальчишки иногда узнавали бывших своих лошадей, но подойти к ним опасались. Часто лошади, прижав уши, кусали и лягали друг друга.
   
     Мимо водопоя по деревянному мосту пролегала, уходящая в виднеющийся лес, дорога. Слева, не далеко от дороги, за небольшим холмиком стоял дом. Рядом находилась, окруженная кустами сирени, деревянная клеть. Другие хозяйственные постройки  стояли немного дальше. Конюхи зимой рассказали, что хозяин этого дома как-то сильно простудился и после продолжительной болезни стал полностью обездвиженным инвалидом - не поворачивал даже голову, но речь осталось не нарушенной. За ним ухаживают жена и оставшееся старой девой дочь. В холодный период года его содержали в доме, в теплый – в клети. Конюхи иногда его навещают, угощают и оставляют про запас махорку. Они предложили навестить его и  мальчишкам, которые удивились услышанному - дочь инвалида работала в школе уборщицей и об отце хранила молчание, как будто скрывала какую – то тайну.
   
     Дождавшись, когда наступят теплые дни, Андрейка решил после уроков навестить инвалида. Подойдя к дому он засомневался, что больного уже перенесли в клеть и в замешательстве остановился. Озираясь по сторонам он услышал донесшийся из клети хрипло натуженный голос:
   
     -Кто там пришел? Я тут, заходи.

     Андрейка по двум ступенькам поднялся к двери, которая была приоткрыта. Зайдя во внутрь увидел деревянную кровать и ворох на ней зимней одежды. Подойдя еще ближе, увидел худое, заросшее щетиной, лицо. Впалые глаза  устало смотрели на него. Инвалид постоянно силился проглотить слюну и торчащий на шее кадык выступал еще больше.
   
     -Дай воды! – сказал инвалид и закрыл глаза.
   
     Андрейка увидел на рядом с кроватью стоящей скамейке алюминиевую кружку, из которой торчала красного цвета  резиновая трубочка. Он догадался что из этой кружки поят инвалида и взяв ее в руки осторожно всунул в его открытый рот конец трубочки. Сделав три глотка инвалид закашлялся, успокоившись и   закрыв глаза долго молча лежал.
   
     Андрейка огляделся вокруг. Через застекленное небольшое окошко свет с трудом пробивался во внутрь – снаружи его заслоняли ветки цветущей сирени. Видно было что клеть уже давно не использовалась по назначению, в углах  лежали уже не используемые в хозяйстве предметы. Несмотря на полуоткрытую дверь, в помещении стоял затхлый, неприятный запах.
   
     Инвалид открыл глаза и, смотря в верх, сказал:
   
     -Сделать закурить сможешь?
   
     Андрейка вначале не понял вопроса, но взглянув в стороны, куда инвалид указал глазами, увидел на подоконнике окошка лежащий на плоской металлической тарелке затертый кисет. Коробок спичек и  настриженные кусочки газеты лежали рядом. Взяв кисет и кусочек газеты, он начал принялся делать самокрутку. Он видел как мужики кусочек бумаги складывали лодочкой, щепоткой  накладывали табак, выравнивали его по длине и смочив один край бумаги слюной, скручивали трубочкой. Самокрутка у него получилась весьма удачной. Прикурив,  он всунул ее в открытый рот инвалида. Тот глубоко затянулся, затаил дыхание и выпустил дым через нос. Помещение стало наполняться терпким запахом табака. Выкурив самокрутку, он мимикой попросил убрать окурок. Пролежав некоторое время с закрытыми, отрывисто спрoсил:
   
     -Куришь? 
   
     Андрейка ответил что  не курит и что его отец тоже не курил, и что в семье у них с этим строго.
   
     -А где твой отец?
   
     -Убили его четыре года назад.
 
     Андрейка обратил внимание, что после курения расслабленное лицо инвалида, сейчас угрюмо вытянулось. Затем он сказал:
 
     -Когда я курю подкладывай под подбородок мне тарелку.
   
     Андрейка понял почему под кисетом находилась тарелка. Обратно расставив  на подоконнике взятые предметы, попрощавшись, пошел домой.
   
     -Приходи еще! – услышал он вдогонку.

     В начале лета Андрейка еще не раз навещал инвалида. Бабушка  всячески поощеряла его, иногда приготавливала скромные угощения и при этом повторяла, что к немощным людям надо проявлять милосердие. При встрече он всегда готовил самокрутку, ждал когда тот ее выкурит и потом они начинали беседу. Уход за ним отнимал много физических и духовных сил у его дочери, на которую ложилась почти вся нагрузка. Кроме работы в школе, она помогала матери по хозяйству. В последнее время она стала резко отвечать на его постоянные просьбы или их игнорировать. Постоянная тягота ее все больше и больше старила.
   
     Андрейка, стараясь разрядить тяжелую обстановку, рассказывал как строили стадион, о просмотренных  кинофильмах, о кружках в школе.  Иногда разговор шел и о семье, об отце инвалид больше не спрашивал. Особенно его заинтересовали занятия Андрейки в радиокружке, где под руководством директора он  вместе с другими школьниками смонтировали радиоузел. В каждом классе были установлены похожие на тарелки радиодинамики. Во время уроков узел включался только во время трансляции на канале Пионерская зорька упражнений по физической гимнастике. Тогда уроки прерывались и под присмотром учителей школьники в классах выполняли упражнения.
   
     Инвалид, однажды прервав разговор и внимательно посмотрев на Андрейку, спросил:
   
     -Ты сам можешь собрать радио?
   
     -Смог бы, только детали трудно достать и они дорогие, особенно кристалик, - неуверенно ответил Андрей. Он слышал что некоторые ученики у себя дома уже собрали радиоприемники, что необходимые  детали приобретали на городской барахолке и что кристалик найти очень трудно.
   
     -А что это за кристалик, без него нельзя?
   
     -Он пропускает слова, - только и ответил Андрейка.
   
     -Собери для меня радио, мне с ним легче будет лежать. Я когда бывал в городе слышал как говорит радио, там обо всем говорят. Я скажу чтобы деньги тебе дали.
   
     С того времени Андрейка начал искать нужные детали. Схема простого радиоприемника состояла из антенны, которой служил   длинный медный провод, плоской батарейки для фонарика и подключенные к ней через кристалик наушники. Приобрести детали помог знакомый Арине парень, который учился в городской школе фабрично – заводского обучения. Этим летом в свободное время Андрейка смонтировал радиоприемник. Тяжелее всего было на шестах поднять и натянуть антенну между домом и сараем.  В этом ему помогала дочь. В начале в наушниках был слышен только шум. Пришлось развернуть антенну в другом направлении и только тогда в наушниках раздались негромкие голоса. Слушая их инвалид кивал в знак благодарности головой.

     Учеба в школе Андрейке давалась легко. Изучение по школьной программе новых предметов становилось интересным занятием. Школьники старались не пропускать уроки, но некоторым приходилось добираться в школу за более пяти километров в одну сторону. В весеннее половодье путь становился еще длиннее. Зимой часто приходилось добираться по заснеженным дорогам. Школьники часто болели, из-за частого недоедания  случались голодные обмороки на уроках. По распоряжения директора в школе во время большой перемены было организовано чаепитие. Уборщица в большом чане кипятила воду и разливала в  кружки заваренный чай. Дети, запивая сладким чаем, с удовольствием ели принесенную с собой скромную снедь.
   
     Встретив этим летом Андрейку уборщица тихо сказала:
   
     -Отец  хочет тебя увидеть.

     Андрейка в тот же день решил навестить инвалида. Подходя услышал доносящие из клети громкие стоны.  Инвалид не обратил на него внимание когда он зашел вовнутрь и продолжал стонать. Его впалые глаза были закрыты, дыхание часто переходило на хрип. Наушники от радиоприемника висели на стенке кровати не издавая звуков. Андрейка привычно  скрутил самокрутку и, прикурив, всунул ее в открытый рот инвалида. Жадно схватив ее губами, он лежал некоторое время не затягиваясь. Потом попытался затянуться, но закашлялся и самокрутка выпала изо рта. Не открывая глаза, спросил:
   
     -Tы?
   
     -Дочь передала что хотел меня увидеть.
   
     -Гнию живой, умереть не  могу, мучаюсь.
   
     Услышав эти слова, Андрейка отступил на шаг назад и, вспомнив бабушкины слова, что люди перед смертью должны исповедаться, сказал об этом инвалиду.
   
     -Вот и я хочу исповедаться, подойди ближе и слушай, - сказал тот и снова умолк.
   
     После продолжительного молчания, инвалид открыл глаза и сказал:
   
     -Это я погубил твоего отца.
   
     Снова закрыв глаза, и прерываясь молчанием, инвалид  рассказал, как он с своим знакомым, встретив едущего на повозке отца, попросили их подвести.  Выбрав момент, он молотком ударил отца по голове  и потом вдвоем под мостом бросили его в воду.
   
     Ошарашенный услышанным Андрейка вначале не мог вымолвить ни одного слова, потом отрешенно спросил:
   
     -Куда подевали Каштана?
   
     Инвалид, снова задыхаясь, выдавил:
   
     -В городе цыганам продали.
   
     -Но ты утонул в озере,-  перешел на ты Андрейка.
   
     Инвалид после долгого молчания, путанно рассказал как он, убегая от преследования, оказался на топком болоте, одной ногой провалился в трясину и, не пытаясь выбраться, затаился за кочкой. В холодной воде он пролежал допоздна и потом ползком выбрался из топи. От переохлаждения долго болел и впоследствии стал инвалидом.

     Андрейка не помнил как вернулся домой. Его неокрепший ум еще не мог полностью осознать услышанное. Но он твердо решил отомстить за смерть отца.
   
     Бабушка увидев Андрейку тревожно спросила:
   
     -Внучок, на тебе лица нет. Может что случилось?
   
     Он ничего не ответил и только спросил, как выглядит вёх.
   
     Бабушка, заподозрив неладное, стала допытываться. Андрейка,  мучаясь от появившегося в горле кома, рассказал ей услышанное. Потом, встав  перед бабушкой в позу, решительно сказал:
   
     -Твои молитвы ничего не помогают. Где твоя небесная кара? Я его отравлю. В каком месте на болоте вёх растет?
   
     Оторопевшая бабушка начала плакать и креститься. Потом прижала Андрейку к груди, и почувствовав что он тоже плачет, сказала:
   
     -Бог его наказал, бог. Не дает господь таким легко умереть. Видишь в каких страшных муках он живет в последнее время. Бог услышал мои молитвы и послал на него небесную кару. Слава тебе боже! – крестясь сказала бабушка.
 
     Инвалид умер через три дня.


Рецензии