Трагедия Ницше. Хайдеггер. Часть 1

       МОРАЛЬ - НИГИЛИЗМ - СУЩЕСТВОВАНИЕ.

         Не так то просто выяснить в каких действительных взаимоотношениях находятся сегодня в современном мире:
1) мораль (а это по существу и есть именно христианская мораль, как справедливо пишет Ницше);
2) нигилизм (как тенденция всей западной истории, а также как уже приобретённое устойчивое человеческое состояние);
3) и существование человека вообще(о котором столь модно стало говорить особенно в последнее время, и на которое как на спасительный плот, уповают многие).
         Самое распространённое и "ходовое" противопоставление имеется между моралью и существованием, причём люди, осуществляющие его, минуя совершенно нигилизм, его присутствие и факт, его теоретическое рассмотрение, сами загоняют себя в ловушку последнего.
         Моральная интерпретация всех человеческих поступков как таковая потеряла своё устойчивое и реальное основание вместе с классическим временем, мы прошли не только модернисткое - постклассическое время, но и постмодернисткое, мы обитаем в ситуации "пост-пост", однако вследствие того, что "человеческий материал" это самый "инертный материал"(его отрицательная функция, противостоящая ходу истории и новшествам) и одновременно самый "сохраняющий материал"(его положительная функция - переноса, дления, продолжения, последовательности в противовес хаосу, разрыву и уничтожению), и так, вследствие всего этого, мы имеем уже в НАЛИЧИИ обострённое противоречие в САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ, то есть мировое противоречие в ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ, как вопрос уже не только и не столько о ценностях, и тем более не только о старых или новых ценностях, но как вопрос о СМЫСЛЕ человеческого существования вообще.
         Как вопрос тебя и меня: Что это всё? К чему это всё? Зачем?
В виде исторически выработанной культурной формы, у морали нет будущего, как прямого продолжения в рамках традиции или даже преобразования традиции - ничего морали в этом плане "не светит".
         Но что же тогда делать с ценностями, которые она переносила?
В состоянии "бессознательности" исторического процесса, эти ценности просто разрушаются, уничтожаются, стираются и извращаются (приспосабливаются под новое время), а вместе с ними и все ДЕРЖАЩИЕСЯ ЗА НИХ ЛЮДИ - фактически аннигилируются.
         Этот процесс "смертоносной косьбы" нигде не афишируется и проходит как бы "тайным ходом" через наше время - с экранов мониторов мы видим войны, катастрофы и разрушения, но мы нигде, помимо своей реальной жизни, не видим "тихого, но верного вымирания" большей части населения, в основном как смены поколений, ибо через неё то как раз и вырождается мораль( под словом мораль, здесь я, следом за Ницше разумею все "классические ценности").
        Следовательно, сегодня умирает не МОРАЛЬ (она уже давно умерла, подозревает об этом кто-то или же нет), - умирают люди, своей собственной судьбой связанные со старыми условиями человеческой жизни. Умирают раньше положенного физиологического времени, умирают из-за кардинальных перемен в человеческом времени, и умирают бесчеловечно.
        Но и новым поколениям нисколько не слаще, ибо новые поколения, вопрос о морали для которых "заранее расчищен" попадают сразу же и прямиком на основание явственного нигилизма, или говоря проще, они попадают в Ничто. Причём в такое Ничто, которое не имело ещё аналогов в истории.
Крутясь вокруг темы Ницше, темы нигилизма, Хайдеггер не зря обращается к философскому осмыслению Ничто, он ощущает насколько сегодня это актуальная задача.
        Не мораль является нынешнем врагом человечества №1, и те, кто пинает её уже давно по существу "мёртвый труп" в радостном визге собственного частичного и частного освобождения, - глупы, или попросту говоря, недалёки; совершенно иной враг стоит у ворот, и самое интересное, что это осознавал уже Ницше(то есть осознавал ясно и чётко уже в те времена, ещё "до" всякого Хайдеггера, и поэтому посвятил данной теме главный труд своей жизни, - не разоблачению морали, как думают некоторые, а обнаружению за критикой морали ужасающей стороны действительности - НИГИЛИЗМА.)
        Итак, враг №1 - НИГИЛИЗМ. Вот враг, грозящий уничтожить человечество, под прикрытием его борьбы со старыми ценностями.
Человечеству грозит либо УНИЧТОЖЕНИЕ, либо ВЫРОЖДЕНИЕ - и то, и другое - следствия нигилизма.
        Ницше пишет о той странной, тяжёлой ситуации, которая застаёт современного человека врасплох: человек либо верит и полагает какие-то ценности, на свой страх и риск, то есть оказывается жив, но при этом он "не видит" общей участи, и неминуемо оказывается побиваем, а значит и разочарован в конце концов; либо сразу же, с самого начала "видит" всю бесполезность и невозможность идеального существования и полагания, но при этом, он, естественно оказывается "холоден", то есть заранее, ещё до жизни - "не жив". Опять же получается, что и в том, и в том случае, мы обоюдно приходим к Ничто. Так как в одном положении человек этим Ничто заканчивает, а в другом - он с этого Ничто начинает и его распространяет вокруг себя.
Мораль же во всех этих позициях оказывается лишь прикрытием и определённым средством - для одних соломинкой, за которую держатся, для других - орудием, чтобы бить по головам всех прочих, выбивая из них толику и своего собственного существования.

         Теперь подойдём ко всем этим вопросам с другой стороны.
Понятие "ценности", впрочем, как и понятие "морали" - понятия исключительно цивилизованного мира, понятия "цивилизации", и поэтому с окончанием и сворачиванием этих понятий ещё не связан "конец света" и конец человечества, но всего лишь - конец "цивилизации". А именно и конкретно, европейской. Причём спорным является вопрос - и греческой также? Для Ницше и греческой также, да. Но решал ли Ницше все поднимаемые им вопросы верно, был ли он способен вообще в одиночку осилить такие вопросы?
         Что означает "конец цивилизации"?
      Исходя из аналогий той же самой истории, он означает "Мы ждём варваров" - по меткому замечанию Кавафиса из его одноимённого и знаменитого стихотворения. Мы действительно ждём варваров, чтобы они оживили нашу вялую иссохшую кровь, и... разве это "конец света"? Варваров на нашей планете - не миллионы даже, а миллиарды(если варварами считать всех, кто не относится к чисто европейской цивилизации), не забывайте об этом! Просто они побеждают, просто Европа и её флаги сходят с исторической сцены, как некогда случилось и с "древнегреческим чудом". Просто весь мир кардинально меняется.
      Поэтому Ницше, связывающий нигилизм с переоценкой ценностей, и разложением морали, и Хайдеггер, связывающий метафизическое Ничто с онтологией, с метафизикой Бытия - стоят как бы на двух разных уровнях самих подходов к одной и той же проблематике.
      Ницше - корешок Запада и порывов своего времени, Ницше - сам в несколько раз "жизненней", витальней и брутальней, чем Хайдеггер, Ницше по существу и есть Время. Человек - Время. Воплощение его.
Хайдеггер же больше похож на воплощение Вечности))).
      Хайдеггер мыслит как бы "взагали", с избытком и энергийно. Ницше мыслит скорее - энергично, ударно, направленно.
      Хайдеггер - мыслитель формы и её самодостаточности, а Ницше - мыслитель напора и фонтанирования, которая и формами разбрасывается лишь туда и сюда.
      Ощущение от чтения текстов Хайдеггера и Ницше - совершенно разное.
Позиция Ницше в двух словах вообще следующая: он собирается стать "законченным нигилистом", так как вокруг него одни "незаконченные", "неполные", "несознательные нигилисты", толку от которых - ноль, они - жертвы(молча ли они проживают свою жизнь или же вопят о её бедствиях). Но для чего Ницше нужно стать "законченным нигилистом"? А для того, чтобы найти ВЫХОД. Ведь Конец, как известно есть Начало чего-то иного, и Ницше собирается этим Началом стать. С позиций "совершенного законченного нигилизма", он желает нащупать и найти новое положительное основание - ведь ценности итак переоцениваются(и лишь по ходу этого дела обесцениваются потому), так вот он хочет "прозреть" - во что же именно они переоцениваются? Что будет стоять там, в конце переоценки ценностей? Какими будут новые ценности.
       И Ницше считает, что нашёл эти новые ценности - новые, прежде всего, по способу своего производства и воспроизводства, и что ядро этих ценностей "воля к власти"(с которой явственно нужно разбираться отдельно, поскольку "волю к власти" Ницше в связи с её неудачным названием всегда прочитывают буквально).
       Давайте посмотрим теперь на Хайдеггера, он ведь тоже ищет Другое Начало. Не удивительно, что Хайдеггер столь сильно тяготел и интересовался Ницше, впрочем, как неудивительно, что он также сильно от него и отторгался, тут всё, собственно говоря, закономерно.
       Но перед тем, как начать рассматривать позицию Хайдеггера, а она является критической по отношению к Ницше, но достаточно умно критической, сложной и позитивной в смысле отталкивания от Ницше в сторону своих положений, перед этим, необходимо прямо заявить, что несмотря на весь мностраничный сыр-бор вокруг темы "воли к власти", несмотря на все жизненные приключения этого нового понятия Ницше, оно и по сей день остаётся - не прояснённым.
       Это собственное понятие, которое нащупал Ницше, Ницше не прояснил. Ещё меньше прояснил его Хайдеггер, хотя и осветил с разных боков.
Вот почему коллизия и споры: Ницше-Хайдеггер остаются актуальными и по сей день - внутри них продолжает пребывать "тёмное ядро" Ницшевских прозрений, которое можно было именовать таким образом - "вижу и предчувствую, но смутно", и которое подверглось со стороны Хайдеггера всем метким нападкам на свою смутность, с отсутствием однако же, разъяснения последнего вопроса - ЧТО ЖЕ ВСЁ ТАКИ ПРОВИДЕЛ НИЦШЕ?


Рецензии