Древняя Индия

Индская цивилизация одной из наиболее древних  является.
Люди земледелием, охотой, скотоводством   занимаются.
В VII тыс. до н.э. на территории Индии хозяйство развивается.
Ветви  культурно- исторического комплекса расширяются.

Индская цивилизация одной из самых самобытных была.
Даже в глубокой древности Индию «страной мудрецов» считали,
Она связь с античным миром и странами Востока стойко пронесла.
Арабской и иранской культуре успехи Индии воздействие оказали.

История индской цивилизации тысячелетиями исчисляется.
В глубокой древности Индию в долине реки Инд заселяли.
Народ, давший название цивилизации, индцами называется.
Науку, культуру, письменность в Индии с давних времён развивали.

Быстрое развитие общества –высоким уровнем хозяйства достигли.
Ткали ткани,  тростник выращивали, торговлей занимались.
В веровании, как и в культуре, многообразия и изящества постигли,
Обожествляли животных.  Веды, боги, брахманы -  почитались.

***
Индия на юге Азии находится, на севере - Гималаев гряда отделяет.
На две части, разными по развитию, горной цепью разделяется.
Южная Индия богата  реками, плодородные  земли  занимает.
На севере –пустыни. Земледелие, благодаря Инду, развивается.

На востоке со множеством притоков река Ганг свои воды несёт.
Влажный климат рис и сахарный тростник выращивать позволяет.
Труднодоступной местностью, джунглями  Индия предстаёт.
Первым землепроходцам необычайные трудности доставляет.

Заснеженные горы,  зелёные  равнины, джунгли, жаркие пустыни:
Такое разнообразие географический ландшафт   представляет.
Флора  и  фауна  многочисленны и  разнообразны и  поныне.
Поэтому  каждый район  свою степень прогресса предопределяет.
***
Яркой вехой истории Индии – Хараппскую цивилизацию считают.
В  XIX в. англичанин Каннингем важное открытие совершил:
Обнаружил  цивилизацию, которую теперь Хараппской называют.
Память о которой индийский  земельный  пласт тысячи лет хранил.

Индская цивилизация свой особый, неповторимый язык имела.
Возраст табличек с письменами тысячелетиями исчисляется,
Но древние, сакральные знаки таят свои познания умело:
Очень сложной для перевода языковая система индцев является.

Около 400 иероглифов и знаков индцы из глубины веков посылают.
Образцом индской письменности глиняные таблички являются.
Ещё археологи  многочисленные надписи на камнях предъявляют.
Но и с компьютером – переводы их возможным не представляются.

Письменность и язык Хараппской культуры загадкой является.
В  XX в. к их расшифровке вычислительную технику применили.
Принадлежность к протодравидскому языку – подтверждается.
Направление чтения и письма – справа налево – установили.

Эта цивилизация развитой и могущественной предстала.
Крупные, развитые города более 100 тысяч жителей  заселяет.
Городская   администрация торговлей, ремёслами управляла.
Основная же масса людей – общинами жить продолжает.

Письмена  древнего периода учёные не могут расшифровать.
Центры  цивилизации – Мохенджо-Даро и Хараппа –  установили.
По найденным скульптурам, сооружениям можно предполагать:
Эти города древним гособразованиям столицами служили.

Народы, населяющие Южную Индию ещё дравидами называли,
Они металлургию бронзы, строительство, скульптуру развивали.
В Мохенджо-Даро  туалеты и канализацию учёные откопали.
Отношения  торговли с  другими странами важную роль играли.

Индийская земля медленно тайны археологам открывает.
Почти случайное открытие новых городов – фурором стали.
Мохенджо-Даро своими удивительными находками потрясает.
Город был на тысячи лет старше города, руины которого искали.

В 60-х годах XX века индийский город Лотхал из древности восстал:
Торговый центр  в Камбейском заливе, как чудо,  воспринимают.
Лотхал  ювелирными драгоценными камнями с Египтом торговал.
Морские доки города - современным докам не уступают.

Жилые кварталы индцы по сегодняшним принципам возводили:
Многоэтажные дома из обожжённого кирпича возвышаются.
Жители досуг в местном театре, цирке, музее проводили.
Причины забвения Лотхала учёные найти стараются.

При развитии земледелия, зерновые  большие площади занимали.
В речных долинах, просторах широко ирригацию  проводили.
Используя удобрения, высокие урожаи два раза в год снимали.
Кошка, собака, осёл  -  хорошими   друзьями  индцев  были.

Индцы – земледельцы землю плугом, запряжённым волом пахали,
Коров, овец, коз, лошадей, ослов, собак в каждом  дворе имели.
Плотничное,  кузнечное … вязальное - ремёсла существовали.
Гимны – молитвы о даровании  молочных коровьих стад  пели.

До появления письменности гимны потомкам устно передавались.
Музыка, сопровождающая молитвы, любовью  окружалась.
Высшему и чистейшему богу света и жизни – Варуну – поклонялись.
Группа остальных богов - подчинённой главному богу считалась.

Сперва городов не было, только деревни, которые укрепляли.
Весь народ делился на народцы, которые из племён состояли.
Племена, в свою очередь, деревни, род, общины представляли.
Во главе народца-царь, племени- старшина, рода-староста- стояли.

Время шло. Высокий уровень хараппской культуры подтверждается
Планировкой  городов.  Монументальность здания представляют.
Улицы – параллельные и  под прямым углом, как полагается.
Письменность, система мер … произведения искусств - впечатляют.

Город  - на центр с цитаделью и «нижний город» делился.
В  цитадели  - городские власти и жрецы жизнью наслаждались.
Для всего прочего населения – «нижний город» определился.
Части города ограниченно через специальные ворота общались.

Хараппские города центром внутренней и внешней торговли стали.
Найденный комплект печатей - связь с Месопотамией подтвердил.
Внешнюю торговлю  морским и сухопутным путями осуществляли.
На острове Бахрейн, раскопки показали, перевалочный пункт был.

Письменные источники того времени неразгаданными остались.
Об устройстве древнего государства индцев  мы мало узнали.
Учёные лишь с  руинами древних  городов индцев соприкасались.
Строения  на высокий уровень развития общества  указали.

Индцы  смелостью, мужеством и воинственностью отличались.
Часто на врагов нападали, приходилось и друг с другом  воевать.
Жестокие бои на колесницах  без всадников наблюдались:
На колеснице  были боец и возница, что мог лошадьми управлять.

Зачастую и  в  рукопашные бои в  нужный  момент  вступали.
Воины на руке особый ремень, смягчающий удар тетивы, носили,
Панцирем, закрывающим плечи и грудь, туловище защищали,
Голову шлем покрывал. Острия стрел отравленными были.

В XVIII-XVII в. до н. э. население Индии на юго- восток переселяется.
Вероятно, ухудшение климатических условий на уход влияет.
Былой, высокий уровень развития экономики резко ухудшается.
Вторжение в  Индскую цивилизацию ариев - положение обостряет.

Исчезновение Индской  цивилизации в «Ригведе»  описывается.
Потомком Индской культуры – культура «кладбища Н» является.
В это историческое время   ведическая  культура  развивается.
Ветвь индоиранцев раньше других от индоевропейцев отделяется.

Время разделения индоиранцев с иранцами неизвестным остаётся.
Но «Ригведу» они на раздольной  территории Индии создали.
Гениальное произведение, скорее всего, в Пенджабе создаётся.
В это время индийцев «ариями», т е. «благородными» называли.

Распад Хараппской цивилизации в областях по-разному протекал.
Причинами разливы рек, климат, тектонические толчки являются.
Анализ костных останков – гибель от  эпидемии малярии – показал.
Но учёные больше к версии вторжения ариев в Индию склоняются.
***

Несколько тысяч лет до н. э. племена ариев в Индии расселились.
Под напором  чужаков цивилизация индцев стала исчезать.
Общественный строй, письменность индцев -  посторонились:
Арии сумели  заставить аборигенов  свои устои жизни  принять.

Письменный памятник индоариев XI-X вв. до н. э. датируется.
«Ригведа» проследить путь индоарийских племён предлагает.
Освоение  долины Ганга с  долгим временем  ассоциируется,
Этому  процессу история несколько столетий предоставляет.

Индцы на восток из Пенджаба около 1200 г. до н.э. переселяются.
Возникают касты, значение и власть жрецов   возвышается.
Большие города и столицы знаменитых династий появляются.
Учение о переселении души человека  настойчиво развивается.

Появление рабства  - показателем  неравенства  общества явилось.
Вначале  рабами  только лишь военнопленные  становились.
Вскоре в рабской зависимости большинство неимущих очутилось.
В рабстве на уровне  родоплеменной организации находились.

Центром религиозной жизни – жертвоприношение – становится.
Брахманы объявляют себя богами. Особый имидж должны иметь.
Духовным наставником в семьях высших каст им быть приходится.
Обучать, поклоняться Богу, проводить ритуалы  должны они уметь.

Брахманы и жрецы  наивысшее положение стали  занимать.
Знатные воины, крестьяне и торговцы отдельные сословия являли.
Всех, не ариев, низшим сословием – «шудра-слуга» –стали звать.
Позднее – индийцев на касты по роду деятельности разделяли.

Мальчика с 7 до 12 лет брахману для изучения Вед спешили отдать.
Изучивший Веды, может домом обзавестись и потом жениться,
Воспитав детей, есть возможность в жизни - отшельником стать.
Последняя  суровая жизненная инстанция – « от мира отрешиться».

Кастовая принадлежность индийцев при рождении определялась.
Нормы поведения каждого члена общества она определила.
Государственность индцев многотысячной пылью веков покрылась,
История  - существование  её - надёжно  от потомков сокрыла.

Цари и раджи на территории Индии в I тыс. до н.э. появились.
Государственность, торговля, экономика, культура развиваются.
В IV веке до н.э. все признаки сильной империи определились,
Которыми военные силы стран – завоевателей привлекаются.

О древних династиях в Индии  в ведийском эпосе упоминают,
Но описание это -  археологами пока не подтверждается.
Древнее государство в долине Ганга –Магадха- определяют.
Столица  –Паталипутра –в крупный древний центр превращается.

В Северной Индии столица крупным  городом становится.
Особого  расцвета Северная Индия в IV в. до н. э. достигает,
Когда у власти  индийская  династия Нандов находится.
Эта династия под своей властью весь бассейн Ганга объединяет.

На магадхском престоле династия Нандов  крепко  утвердилась.
Нанды  условия для развития сильной империи Маурьев создали.
Впервые вся территория Индостана, кроме юга,  объединилась.
Войска царя из рода Маурьев против Македонского   воевали.

Александр Македонский Индию прибрать к рукам пытался,
Но индийскому народу  посчастливилось   захвата избежать.
Длительное время ареал разных культур тесно соприкасался,
Что позволило на культуру древней Индии благотворно влиять.

Плутарх о встрече царя Чандрагупты с Александром сообщает:
В войне с остатками греческих войск  свои позиции индиец усилил.
С запада  Индии Чандрагупта к столице Магадха стопы направляет.
В жестокой битве магадхского  царя победил, престол захватил.

Чандрагупта  основателем Маурийской династии становится.
В 314 году до н. э. обстановка крайне напряжённой оставалась.
Много времени взаимоотношениям с Селевкидами отводится:
Из развалин империи Александра-  Селевком I  страна создавалась.

Между Чандрагуптом и Селевком  столкновения происходили.
Перевес военных действий поочерёдно на обеих сторонах был.
В 303-302 гг. до н.э. они, наконец –то, мирный договор заключили.
Значительную выгоду от соглашения, однако, Чандрагупта получил.

Индия крупным и могущественным государством становится.
На тучных землях возле Инда - индийцы земледелием занимались.
Особое место выращиванию зерновых, садоводству отводится,
Разводили домашних животных, дикие животные – приручались.

По всей стране различные искусные ремёсла распространялись.
Для изготовления орудий труда – бронзу и медь применяли.
Ткачеством, ювелирной работой, резьбой по кости  занимались.
Торговые отношения  за пределами страны жизнь оживляли.

В долинах рек  злаковые культуры –пшеницу… рис – высевают.
С приходом ариев коневодство набирать силу пытается.
Для расчистки земель под посадку индийских слонов применяют:
Борьба с непроходимыми  лесами- джунглями  облегчается.

Рисоводство в результате освоения речной долины появилось.
Индоарии выращивание риса у местных аборигенов переняли.
Ведийское население в небольших укреплённых селениях ютилось,
Но постепенно в плодородной долине Ганга города возникали.

Повсеместно гончарное дело предков  начинает  возрождаться.
Металлургия толчок получила, когда железо научились добывать.
Покорили  металл. Железные плуги для работ  стали появляться.
Мелкими фигурками из бронзы, золота, серебра стали торговать.
***

Язык   древних  индийцев-ариев   хорошо   изучению   поддаётся.
Они использовали-санскрит, он многим языкам основой послужил.
Изучать санскрит лишь арии имели право – от них язык ведётся.
Не имели право обучаться письму, кто в низшие сословия входил.

В Древней Индии наука о языке высокого уровня достигает.
В этом  культура божественности  устных традиций роль отводила.
Считалось, речь – основу всех наук и искусств олицетворяет.
Наша эра - в древнем языке и современном- сходство определила.

Древнеиндийская литература -  образцом мировой  является.
Она многообразием жанров, глубиной, оригинальностью покоряет.
Великим писателем  Древней Индии – Калидаса – считается.
Его творчество – расцвет классической культуры представляет.

На европейском языке его переводы в XVIII-XIX веках  появились.
Калидасу крупнейшие писатели и поэты Западной Европы знали.
Его необыкновенные произведения и в России высоко ценились.
В  Индии и устную передачу литературного текста практиковали.

Письменные бессмертные шедевры уже индийцам принадлежат.
Ими Веды, поэма «Махабхарата» … легенды, сказания считаются.
Веды духовную жизнь и индийскую культуру боготворят,
Древнейшим литературным и религиозным источником являются.

«Махабхарата» и «Рамаяна» все стороны жизни  отображают.
На  дальнейший  ход индийской культуры воздействие оказали.
К их сюжетам выдающиеся деятели культуры взор обращают.
В Непале, Камбодже, Индонезии, Тибете эти поэмы святыми стали.

Последняя редакция поэм к первым векам нашей эры относится.
«Махабхарата» - о соперничестве двух царских родов повествует.
В «Рамаяне» - любовь царя Рамы к Сите перед глазами проносится.
Победа благородных нравственных идеалов и сегодня торжествует.

Помимо Вед индийская философская литература развивается.
Из неё знания о явлениях природы, появлении Вселенной…узнают.
Через загадки и диалоги идея духовной жизни человека изучается.
Философские книги  тексты грамматики … астрономии  дают.

У философской мысли в Древней Индии в это время высокий взлёт.
Локаята – древнейшей школой материалистов является.
Локаятик -чувственное восприятие источником познания признаёт.
Он – противником  идеи  религиозного  «освобождения» считается.

Достижением  философии  - анатомическое учение являлось.
Основатель йоги – Патанджали – вопросам психологии уделял.
Идея «всеобщей относительности» Нагарджуны – принималась
Многими философами. Нагарджуна влияние на философию оказал.

Многие идеи в науке школа – санкхья – в достижения обратила.
Позднее идеалистическая школа – веданта –влияние приобрела.
В индийской философии реалистическая коцепсия поразила.
Её- мысль учёного философа и проповедника- Шанкары- создала.
***

Индийская литература, искусство  золотым фондом мира являются.
Они на саму Индию и ряд других стран воздействие оказали.
Юго- Восточная, Центральная Азия …  её истоками питаются.
В духовной жизни течения религий огромную роль играли.

О религиозных представлениях индцев учёные мало располагают:
Божью мать, бога скотоводства, священного быка боготворили,
В  переселение душ,  в силу природы  верить предпочитают.
Найденные при раскопках бассейны, мысль о культе воды развили.

Верования индийцев две ветви – индуизм и буддизм- образовали.
Веды  -  кладезем сакральных, священных познаний считались,
Этот исторический  период  -  ведийской эпохой  называли.
Одинаково с Ведами, как явление богов, брахманы почитались.

В  Ведах  индийцы мифологию, религию,  ритуалы  объясняли.
Ведийские гимны священными текстами до сих пор считаются.
Их устно из поколения в поколение  передавая, сохраняли.
Характерная черта ведизма – множеству богов  поклоняются.

Ведизм – мир гимнов, заклинаний,  молитвы богам  представляет,
Общеиндийским верованием  в государстве он  не является:
Это- верование группы, которая Пенджаб и Уттар- Прадеш заселяет.
В ведизме бог   качествами обыкновенных людей наделяется.

Веды  на небо, землю и пространство между ними - мир разделяли.
К богам неба- Сурья, Варуна, к земным – Агни и Сома относились.
Верховного бога нет. Каждого бога  чертами всех богов наделяли.
Когда надо, именно этот бог был главным - и беды отводились.

Всю природу – реки … горы, в ведийские времена, обожествляли.
Позднее  ведийское учение о переселении душ образовалось.
Индийцы верили: праведников – рай, грешников- ад - ожидали.
Жертвоприношением, молитвой расположение бога вызывалось.

Жертвоприношения, в зависимости от достатка, разные подносили.
Бедные – цветами  обходились, богатые –церемонии предлагали.
Веды о жертвенном огне в честь богов  в стране  оповестили.
В огонь бросали зёрна, сому возливали, животных забивали.

Веды богатый духовный мир индийцев того времени отражают:
Людьми  о мироздании,  о  жизни на земле беседы ведутся.
В Ведах  мысль   о   невечности  жизни  даже богов  выражают.
Земля, небо, Солнце, люди, боги - великаном Пуруши создаются.
***
Позднее - главным религиозным направлением индуизм считается.
Корни его в глубокую древность  цивилизации уходят.
Индуизм многими чертами ведизма, как родником, питается.
Хотя в этом веровании иной этап духовной жизни находят.

Индуизм  из верований Вед вышел – изменениям подвергали.
Поклонение  – Вишну, Брахме, Шиве – на первое место выходит.
Новые верования доарийские представления о богах вобрали.
Бог  Шива- верований древних индцев- на пьедестал восходит.

В индуизме – строгую  иерархию  богов   предпочитают.
На первое место в пантеоне черты – Бога-творца  выдвигаются.
Важную роль в культе богов – Брахма, Вишну, Шива – играют.
Они как – создатель, хранитель, разрушитель- воспринимаются.

Памятником индуистской мысли – тексты «пуран» считаются.
Эти тексты в первые века нашей эры  адептами сложились.
Вишнуизм и шиваизм- два направления, в индуизм  объединяются.
Верования разных племенных групп в индуизм  включились.

Бог Вишну, меняя облик, нисходит на землю людям помогать.
Нисхождений  богом  на землю   - пока десять наблюдается.
Вишну свой образ может – в вепря, рыбу, черепаху, льва…- менять.
Явление Вишну в образе всадника в  скором будущем ожидается.

Бог Шива в стране очень рано популярность приобрёл.
Он в себе многочисленные верования объединяет.
Ассоциацию с богом плодородия, скота, аскетом, танцором нашёл.
Среди главных богов собой бога-разрушителя олицетворяет.

Идеи индуизма на различные стороны развития общества влияли.
Верующий свой долг и социальные обязанности  строго выполнял.
Индуистом стать нельзя, им нужно  только  родиться, считали.
В средние века индуизм вершины достиг, основной религией стал.

В начале н. э.  источник – «Божественная песня»- появляется.
Религия, при  кастовости общества, национальной становится.
Она неистово описанием божественных законов занимается.
Её идеал к  образу жизни и  этнических ценностей возводится.

Популярным сочинением индуизма «Песнь Бхагавата» считают.
Это сочинение частью   большой эпической поэмы  является,
Но часто как самостоятельное произведение его  представляют.
Знание о человеке, высокой морали… о долге в нём  раскрывается.
***
Буддизм у индийцев значительно позднее индуизма сложился,
Но именно он,  одной из трёх,  мировой религией стал.
На земле нынешнего Непала –Сиддхартха Шакьямуни – родился.
В 40 лет он «просветления» добился, Буддой час называться настал.

Буддизм, как и все религии, идею о спасении человечества несёт.
Достижения освобождения в буддизме - «нирваной» называются.
К нирване, в конечной цели, каждый верующий  придёт.
Достижению  нирваны -  верующие у монахов  обучаются.

На пути к нирване основным заповедям- истинам нужно следовать.
В них Будда причины страданий и «путь освобождения» изложил.
Он праведные взгляды, мысли… жизнь старается проповедовать.
Нравственный аспект в поведении человека центральным  был.

Существование Бога – творца –созидателя  буддизм не признавал.
Он считает: причины страданий в человеке заключаются.
Для  уменьшения страданий- буддист реакцию на мир погашал.
Идеи буддизма  равенство  всех людей проповедовать стараются.

Буддийский период истории  Индии  в V в. до н. э. начинается.
Будда  своё  новое   учение  среди  индийцев  распространяет.
Этот  период  использованием железного орудия труда отмечается.
Большие города растут, количество рабской силы возрастает.

Религия- буддизм – основательно в Индии  сформировалась.
Буддизм  название от основателя  –«просветлённый» - получил.
В историчности Будды индийская общественность не сомневалась,
Хотя данных о жизнеописании божества народ не сохранил.

Буддисты никаких божеств как создателей мира не признают.
Святым только Будда, который  достиг «просветления», считается.
Сперва последователи - храмам, обрядности значения не придают,
Достичь вечного блаженства, живя правильной жизнью, пытаются.

Равенство всех людей, независимо от каст, буддизм предполагал.
Литературные источники буддизма на санскрите писались.
Путь нравственности – основы  его  последователей  определял:
Законы философской системы учения в источниках объяснялись.

Религиозные и светские  произведения гениальность подтвердили:
Они семимильными шагами буддистские традиции  несли.
Через буддистов знания индийской культуры в Китае утвердили.
Многие  произведения с санскрита  на языки мира перевели.

О значении жизни человека и  его развития в учении говорилось.
Но  вскоре  буддизм лавры первенства – индуизму - уступил.
Буддистское же мировоззрение во многих странах укрепилось.
Философской системой учения буддизм всё же  Восток покорил.
***

После сына Чандрагупты  - власть  в свои руки Ашока взял.
Пышная коронация Ашоки  в  268-267 гг. до н. э.  происходила.
Список земель страны почти всю Индию …  Пакистан  включал.
Абсолютная власть на военные подвиги царя Ашока вдохновила.

Правитель Ашока в истории  Индии наибольшего величия  добился.
Он всех своих родных  и многоюродных  братьев истребил.
Тиранизм Ашоки политикой «распространения добра» сменился,
Где Буддизм, взяв на себя основную, главную роль,  победил .

Судя по  эдиктам, царь стал особое внимание буддизму уделять.
Посетив буддийскую общину, мирянином-буддийцем  стал.
Часто по  обширной империи  мог  путешествия совершать.
В Лумбии, где родился основатель буддизма – Будда- побывал.

После кончины Ашоки,  Индию на западную и восточную поделили.
Былого могущества  страны  наследники не смогли сохранить.
Империя Маурийская пала, её на несколько государств разделили.
Новой династии - Шунгов – пришло время власть  захватить.

Вместо Маурийской страны - ряд  индо-греческих  образовался.
Они на северо-западе полуострова Индостан находились.
Самым знаменитым индо- греческим царём- Менандр- считался.
Права его на Гандхару, Арахосию, Пенджаб распространились.

В I веке из Средней Азии в Индию племена саксов  проникли.
Пришлось индо-греческим царям  в военные действия вступать.
После победы саксов в  Индии индо-сакские государства возникли.
Позднее  выпало индо-парфянской династии трон  занять.

Индо-парфяне  вскоре  власть  Кушанской династии уступили.
Кушаны сперва   области Бактрии и Средней Азии занимали.
При царе Куджуле они Арахосию и часть Парфии подчинили.
Боевыми действиями кушанские цари государство расширяли.

Вима, сын Куджулы, власть кушан до низовий Инда распространил.
В государстве чеканка новой золотой монеты началась.
Денежную реформу, имеющую большое значение,  проводил.
В датах правления этих царей  история ещё не разобралась.

При правителе Канишка  расцвет империи происходит.
Развитие экономики, культуры, буддизма страну ожидают.
Сведения о Канишке из поздних индийских сказаний исходит,
В которых традиции царя – как  ярого буддиста  изображают.

Кушанские земли теперь территорию до реки Нармада занимают.
Кушанская держава в одно из могучих государств превратилась.
Китай, Рим, Парфия в могуществе её за конкурента принимают.
Индия в одном ряду с наиболее развитыми державами очутилась.

А вот, при царе Васудеве, стали черты упадка царства намечаться.
Борьба с местными династиями и  сасанидами силы забирала.
Вскоре- западной частью Кушана  сасаниды стали распоряжаться.
Затем- индийская   земля  частью Гуптского государства стала.

При Самундрагупте Гуптская  империя пика  в расцвете достигла.
Многие области долины Ганга новой династии удалось захватить.
Юг Индии, не вошедший в империю, участь платить дань постигла.
Со многими странами удалось тесные связи установить.

Чандрагупта II самым популярным правителем Индии является.
Его правление величайших писателей, поэтов, учёных объединяет.
После его смерти- на горизонте войско Гуннского царя появляется.
Натиск гуннов-эфалитов Гуптскую династию – уничтожает.
***

При Гуптах развился театр  - трактаты по драматургии появились.
В них - о игре актёров, технике сцены, задачах театра излагалось.
Театр, драматургия -   в Индии самостоятельно зародились.
Индийские театральные  традиции  - древнее греческих, оказалось.

Среди   сочинений   известность - «Панчатантрой» приобретена.
В этом  сборнике притч и рассказов в основу - фольклор ложился.
«Панчатантра» на  монгольский … тибетский  языки  переведена.
Её  древнерусский перевод  из  сирийского перевода  родился.

Буддийская литературная традиция продолжает существовать.
В ней – Ашвагхошу – поэта и драматурга,  эпоха  выделяет.
В поэме «Жизнеописание Будды» ему суждено показать,
Что влияние народного эпоса  в  литературе преобладает.

В Индии несколько школ « поэтической науки» образуется.
В них диспуты о сути поэзии, художественных приёмах … проводят.
В сборнике «Курал» об истории развития традиций повествуется,
Он  фольклорные элементы вобрал, ему особое место отводят.
***

Архитектура и искусство  цивилизации  настойчиво развиваются.
Яркий  образец развития  в Кушано- гуптскую эпоху  создаётся.
Они  красотой  религиозного и светского характера отличаются.
Величие созданного - лишь спустя  тысячелетия    сознаётся.

В дальнюю эпоху древности сооружения из дерева возводились.
Великолепный дворец маурийского царя из дерева возвели:
По остаткам  истлевших колонн в  его  существовании убедились,
Деревянный дворец Чандрагупты в столице Паталипутре  нашли.

В начале нашей эры  в строительстве начинают камень применять.
Религиозные пещерные комплексы в архитектуре представляются
Храмами и ступами, в которых реликвии Будды хорошо сохранять.
Впечатляющими комплексами - храмы в Карле и Эллоре являются.

Храм в Карле 14 м – в высоту и ширину, 38 м – в длину составляет:
Колонны, скульптуры украшают, ступа  в центре зала возвышается.
Строить храмы в Эллоре  жречество несколько веков продолжает.
Наземным образцом архитектуры -  храм в Санчи считается.

Разнообразие и великолепие индийская скульптура представляет.
Дошедшая до нас скульптура, в основном, культовой является.
Но в  Индии ещё и светская скульптурная традиция роль играет,
А также иконография буддийская … индуистская развивается.

Светская скульптура  в Древней Индии особое место занимает.
В  галерею светских статуй -  кушанские цари и меценаты входят.
Скульптура наряду с  традицией элементы юга страны воплощает.
Каноны и в более поздних  скульптурах воплощение находят.

В живописи – росписи в пещерах Аджанты памятниками являются.
В комплексе - 29 пещер. Рисунки стены и потолки покрывают.
Сюжеты  темами  из жизни легендарного Будды представляются:
О повседневной, разнообразной жизни сюжеты народ оповещают.

Несмотря на древность …  климат живопись хорошо сохранилась.
Знание секрета красок, навыка укрепления грунта ощущается.
Цвет рисунка действует на зрителя: практика этого - утвердилась.
Цари и боги-в белом, для остальных – другой цвет  подбирается.
***

Знания индийцами математики … медицины весь мир восхищали.
Их  научный  вклад  на культуру других народов влиял.
Труды  Арьябхаты в математике и астрономии  потрясали.
Учёный знал число Пи, линейные уравнения почти, как мы, решал.

Индийская наука десятичную систему счисления с нулём создала.
Это открытие  из  понятия «пустота» у Нагарджуны сложилось.
Десятичную систему арабская учёная  «гвардия»  на прицел взяла.
Применение  десятичной системы и у других народов утвердилось.

Древняя система чисел современную нумерацию определила.
Из абстрактного числа и цифровой системы – алгебра создалась.
В алгебре -  Древняя Индия  высочайшие успехи  закрепила.
Арабы труды использовали, Европа тоже применять принялась .

В 1145 году с арабского на латынь трактат аль-Хорезми переводят.
Кладезь знаний – из сочинений индийских математиков  берут.
Термины «цифра», «синус», «корень» - индийское начало находят .
Древнему математическому искусству высокую оценку дают.

В астрономических знаниях  Индия постоянно гипотезы выдвигала.
Догадка Арьябхаты  о вращении Земли вокруг своей оси появилась.
Эта революционная идея суровый гнев жрецов и учёных вызывала,
Потому что резко со взглядами о строении Вселенной расходилась.

Десятичная система путь точным расчётам в астрономии открыла,
Хотя телескопы и обсерватории древние индийцы не создали.
Фраза астронома  Себохта ореолом славы  индийцев  покрыла:
-Индийцы «более остроумные», чем…  греки, открытия совершали.

В Древней Индии наука о долголетии – аюрведа- зародилась.
Свойства трав, личную гигиену, диету … древние врачи изучали.
Хирургия на высоком уровне в то древнее время  находилась.
О 300-х  операциях, 120-и  инструментах- медтрактаты  упоминали.

В основе организма человека три главных  первоэлемента  лежали:
Ветер, желчь, флегму с движением, огнём, размягчением равняли.
Учёные  влиянию на человека природных условий  время уделяли.
В трактатах- учениях о наследственности и врачебной этике писали.
***

Индию всегда накрепко с Востоком и античным миром связали.
При Хараппской эпохе - контакты с Ираном… Азией укрепляли.
В правление Маурьев – с Египтом …Европой связь  держали.
Древняя Индия и древний  Иран многое друг от друга переняли.

Индийские посольства при  Августе… Аврелиане  Рим достигали.
Об индийских философах античные философы знали, факт гласит.
Индийских учёных   античные учения  тоже  интересовали:
Переведённое на санскрит  «Греческое сочинение» о том говорит.

Индия на Шри-Ланки и Юго-Восточную Азию влияние оказала.
Здесь письменность на основе индийской системы образовалась.
Буддийская литература в Китае … на мировоззрение повлияла.
К их сюжетам череда знаменитостей – Гёте… Гейне – обращалась.

Эмерсон, Торо, Уитмен влиянию индийской философии поддаются.
В 1778 году перевод «Бхагавадгиты» на русский язык появился.
В 1792 году  Карамзиным  сцены  из   «Шакунталы»   издаются.
Высший свет -Бунин, Блок … Горький индийским эпосом пленился.

Для Индии живучесть древних традиций  характерной является:
Наследия ушедших эпох в сферах жизни и культуры сохраняют.
Достижение древней культуры – культурным фондом считается,
Его как неотъемлемую часть мировой цивилизации оберегают.
***

1) Брахманы – хранители сакральных (священных) знаний, приравнивались к божествам.
2) «Ригведа» – древний   источник  индоарийских  текстов.
3) Плутарх – древнегреческий писатель и философ.
4) Держава Сасанидов – Иран.
5) Сома –   опьяняющий   « напиток бессмертия».
6) Будда – «просветлённый».
7) Ступа – буддийское святилище.
8) Север Себохт –  сирийский   астроном   VII века.
9) Август, Траян, Адриан, Аврелиан – римские императоры.
10) Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо – американские писатели. Уолт Уитмен – американский поэт.
11) Н. М. Карамзин – русский   писатель – историк.


Рецензии