Паломничество в Новый Иерусалим. Воспоминания
Паломническая поездка в Новый Иерусалим вдохновила наших прихожан, и все с трепетом в сердце ожидали этот долгожданный день, когда мы соприкоснемся с духовным величием и неповторимой архитектурой Нового Иерусалима, который был основан в ХVII веке чаяниями патриарха Никона.
И наконец - свершилось! Паломники заняли уютные места в комфортабельном автобусе, и приятная новость от Альбины Алексеевны - нашего любимого руководителя всех поездок по святым местам: «Сначала мы заедем в Московский Данилов монастырь и поклонимся деснице святителя Спиридона, которая прибыла из Греции, а затем – Новый Иерусалим!», всех обрадовала.
И вот сентябрьское московское утро – и стены Данилова монастыря.
Пришлось немного подождать - ворота древнего монастыря распахиваются в шесть часов утра. Но ожидание не прошло для нас даром – на стендах красноречиво изложена история этой русской православной святыни.
Итак, Данилов монастырь основан не позднее 1282 года, как первый в Москве мужской монастырь, святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном прославленного в истории Церкви и Государства святого благоверного великого князя Александра Невского и супруги его праведной княгини Вассы.
История святой обители – протяжённостью в 700 лет – хранит в себе тайны жизни русского православного монашества.
Данилов монастырь также был важным звеном обороны южных рубежей Москвы. Большую роль сыграл он в 1591 году в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея.
В 1606 году у монастырских стен велись бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова. А в 1610 году самозванцем Лжедмитрием II монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями.
Также православная святыня пострадала и от французских завоевателей, но была восстановлена.
После революции в 1930 году Данилов монастырь был закрыт — последним в Москве, а на его территории были устроены детская колония и склады.
И только в 1983 году монастырь был возвращён Русской Православной Церкви,
А к празднованию 1000 – летия Крещения Руси в 1988 году монашеская обитель была отреставрирована и вновь отстроена.
И вот в Троицком соборе, построенным по проекту архитектора О.И. Бове в строгих формах московского ампира, мы предстали в благоговейном трепете христианских душ пред православной святыней – десницей святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, которая прибыла с греческой земли.
Эта эллинская православная реликвия уже посещала Россию в 2007 году, когда в ставропигиальном Даниловом монастыре обнаружили склеп греческого духовного подвижника XVIII века архиепископа Никифора Феотокиса. В первый приезд деснице поклонилось более одного миллиона трехсот человек.
Практика поклонения святым мощам возникла ещё на заре христианства, когда первые христиане совершали литургии на мощах мучеников – святых – тех, чьё тело явилось храмом Святого Духа на земле. А нетленность объяснялась тем, что Святой Дух продолжает пребывать в нетленных мощах и после кончины мученика или праведного святого.
И вот Благословение святителя Спиридона – чудотворца, жившего в конце III – первой половине IV века на острове Кипр, на нашей Московской земле.
И мы, паломники – прихожане тейковского Свято – Никольского храма, соприкасаемся с нетленными святыми мощами – десницей святителя Спиридона, и верим, что эта встреча не может не оказать положительного воздействия на наш духовный и жизненный мир, так как святитель Спиридон был особо почитаем на Руси - православный святой являлся образцом христианской благотворительности и милосердия.
Покидая Данилов монастырь, мы вспомнили, что на его территории некогда находился замечательный некрополь – здесь был похоронен в 1852 году великий Гоголь, на могиле которого был установлен бронзовый крест на чёрном надгробном камне «Голгофа», а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии). «Мёртвыми душами» в начале 30 – х годов погост был ликвидирован, а останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
А теперь перед нами предстояло посещение Нового Иерусалима – списка с древнего Иерусалима, символизирующего крестный путь Христа на Голгофу и события, предшествующие Его чудесному Воскресению.
И вот, наконец, и Новый Иерусалим – как образ «Святой Русской Палестины» -детище знаменитого реформатора - Патриарха Никона, основанный в 1656 году.
Соприкосновение с духовным миром исторических святынь произошло с созерцания Собора Воскресенья Христова – уникального храмового сооружения, о котором красноречиво и вдохновенно рассказала гид нашей экскурсии.
В центре композиции - храм Воскресения, с запада от него перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены, первого православного Византийского императора и его царственной матери, обретшей Крест Господень на Святой земле.
Подземная церковь, углублённая в землю на шесть метров - это первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима. Именно на этой глубине, по преданию, обрела царица Елена Животворящий Крест.
В подземном храме сохранился медный, местами вызолоченный чеканный иконостас середины XVIII века, созданный на средства А.Г. Разумовского.
Иконостас пленяет своей естественной простотой и уникальностью. Слева от иконостаса – захоронение сына Александра Васильевича Суворова. Так же в северной части церкви погребение супруги полководца – Варвары Ивановны Суворовой - Рымниковой, урождённой Прозоровской.
Спустившись ниже по лестнице, мы увидели придел Епископа Кириака и колодец «Живоносный источник». Набрав воды из священного колодчика, направились далее - в Иоанно – Предтеченский придел под Голгофою Воскресенского храма, где находится гробница Патриарха Никона.
Замечательно, что в этой церкви единственный в России иконостас – полностью изразцовый, из десяти панелей которого сохранилось семь.
Также мы посетили в северной части Воскресенского храма Успенскую церковь, в которой находится ладонь великомученицы Татианы – главная святыня монастыря.
Изначально в Воскресенском соборе было 14 приделов, а в XVIII – XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили ещё 15 приделов, но, к сожалению, в настоящее время вся архитектура Нового Иерусалима не сохранена, и многое находится в стадии реставрации.
Не сохранилась и колокольня – точная копия Иерусалимской колокольни. Во время трёхнедельной фашистской оккупации в 1941 году монастырь пострадал от взрыва, а Иерусалимская колокольня была разрушена, осталось только два колокола.
Интересна судьба Трапезных палат - палаты в своё время служили царям и боярам и были устроены вместе с Вифлеемскою церковью царевной Софьей, в настоящее время в здании Трапезных палат размещён Московский краеведческий музей.
Экспонаты музея уникальны – интересна разборная модель Храма Господня (Иерусалим, I - ая четверть XVII века), именно эта модель использовалась Патриархом при строительстве Воскресенского собора.
Интересна и личная карета Патриарха Никона – искусство мастеров Западной Европы 1650 –1660 г.г.
С особым благоговением в душе мы предстали перед веригами – символом православного мученичества за веру Христову.
Также в краеведческом музее нам удалось посмотреть две экспозиции – «Живопись Константина Ивановича Горбатова» - художника школы русского постимпрессионизма и «Русское искусство XVIII – XX веков».
Портреты мастеров классического направления живописи удивили своей масштабностью, проникновенностью изображения выдающихся людей - замечательны портреты Голицыных, Разумовских, княжны Смарагды.
Конечно, и весь комплекс Новоиерусалимского Воскресенского монастыря – это музей под открытым небом – архитектура, зелёные насаждения, надгробные плиты.
Поразила также отдельно стоящая надгробная плита Анны Андреевны Цуриковой и изображение на ней Богородицы и Богомладенца, выполненное по мозаике великим русским живописцем В.М. Васнецовым.
Красив яркими осенними красками и бывший Гефсимановский сад – теперь – Парк, и необычно живописен тёмно-серыми тонами изгиб реки Истры – Иордан.
Конечно, сентябрьская погода несколько холодновата для купания – но приятие святых вод Иордана навсегда запомнится и отзовётся теплом в душах паломников Нового Иерусалима, основанного реформатором - Патриархом Никоном.
Свидетельство о публикации №119011000436
-куда это
-на светлое место.
Русь, русый-значит светлый
Святая Русь-Святой Свет. Невероятно. Алла.
Алла Гиркая 26.03.2019 16:48 Заявить о нарушении
С уважением, Светлана
Трофимова Светлана 26.03.2019 17:07 Заявить о нарушении