Паломничество в Новый Иерусалим. Воспоминания

Наконец – то сбылась мечта прихожан Свято – Никольского храма – свершилось заветное – мы посетили дорогие сердцу верующего человека места – православные святыни:  Данилов монастырь (г. Москва) и Новый Иерусалим (г. Истра).

Паломническая поездка в Новый Иерусалим вдохновила наших прихожан, и все с трепетом в сердце ожидали этот долгожданный день, когда мы соприкоснемся  с духовным величием и   неповторимой архитектурой Нового Иерусалима, который был основан в  ХVII веке чаяниями патриарха Никона.

И наконец  - свершилось! Паломники заняли уютные места в комфортабельном автобусе,  и приятная новость от Альбины Алексеевны - нашего любимого руководителя  всех поездок  по святым местам: «Сначала мы заедем в Московский Данилов монастырь и поклонимся  деснице святителя Спиридона,  которая прибыла  из Греции, а затем – Новый Иерусалим!», всех обрадовала.

И вот   сентябрьское московское утро – и стены Данилова монастыря.

Пришлось немного подождать  -  ворота древнего монастыря распахиваются в шесть часов утра. Но ожидание не прошло для нас даром – на стендах  красноречиво изложена история этой русской православной святыни.

Итак, Данилов монастырь основан  не позднее 1282 года,  как первый в Москве мужской монастырь,  святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном прославленного в истории Церкви и Государства святого благоверного великого князя Александра Невского и супруги его праведной княгини Вассы.
 
История святой обители – протяжённостью в 700 лет – хранит в себе тайны жизни  русского православного монашества.

Данилов монастырь также был важным звеном обороны южных рубежей Москвы. Большую роль сыграл он в 1591 году в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея.

В 1606 году у монастырских стен велись бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова. А в 1610 году самозванцем Лжедмитрием  II монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями.

Также православная святыня пострадала и от французских завоевателей, но была восстановлена.

После революции  в 1930 году Данилов монастырь был  закрыт — последним в Москве, а на  его территории  были устроены детская колония и склады.

И только в 1983 году  монастырь был возвращён Русской Православной Церкви,
А к празднованию 1000 – летия Крещения Руси в 1988 году монашеская обитель была отреставрирована и вновь отстроена.

И вот в Троицком соборе, построенным по проекту архитектора О.И. Бове в строгих формах московского ампира, мы предстали в благоговейном трепете христианских душ пред православной святыней – десницей святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, которая прибыла  с греческой земли.

Эта эллинская православная реликвия   уже посещала  Россию в 2007 году,  когда в ставропигиальном Даниловом монастыре обнаружили склеп греческого духовного подвижника   XVIII века архиепископа Никифора Феотокиса.  В первый приезд деснице поклонилось более одного миллиона трехсот человек.

Практика поклонения святым мощам возникла ещё на заре христианства, когда первые христиане совершали литургии на мощах   мучеников – святых – тех, чьё тело явилось храмом Святого Духа на земле.  А нетленность объяснялась тем, что Святой Дух продолжает пребывать в нетленных мощах и после кончины мученика или праведного святого.

И вот  Благословение святителя Спиридона – чудотворца, жившего в конце III – первой половине IV века на острове Кипр, на нашей Московской земле.

И мы, паломники – прихожане тейковского Свято – Никольского храма, соприкасаемся с нетленными святыми мощами – десницей святителя Спиридона, и верим, что эта встреча не может не оказать положительного воздействия  на наш духовный и жизненный мир, так как святитель Спиридон был особо почитаем на Руси - православный святой являлся образцом христианской благотворительности и милосердия.

Покидая Данилов монастырь, мы вспомнили, что на его территории некогда находился замечательный некрополь – здесь был похоронен в 1852 году великий Гоголь, на могиле которого был установлен бронзовый крест на чёрном надгробном камне «Голгофа», а на нём высечена надпись:  «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии). «Мёртвыми душами» в начале 30 – х годов погост был ликвидирован, а останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

А теперь  перед нами предстояло посещение Нового Иерусалима – списка с древнего Иерусалима, символизирующего  крестный путь Христа на Голгофу  и события, предшествующие Его чудесному Воскресению.

И вот, наконец, и Новый Иерусалим – как образ «Святой Русской Палестины» -детище знаменитого реформатора  - Патриарха Никона, основанный в 1656 году.

Соприкосновение с духовным миром исторических святынь произошло с созерцания Собора Воскресенья Христова – уникального храмового сооружения, о котором красноречиво и вдохновенно рассказала гид нашей экскурсии. 

В центре композиции -  храм Воскресения, с запада от него перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены, первого православного Византийского императора и его царственной матери, обретшей  Крест Господень на Святой земле.

Подземная церковь, углублённая в землю на шесть метров -  это первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима. Именно на этой глубине, по преданию, обрела царица Елена Животворящий Крест.

В подземном  храме сохранился медный, местами вызолоченный чеканный иконостас середины XVIII века, созданный на средства А.Г. Разумовского.

Иконостас пленяет своей естественной простотой и уникальностью. Слева от иконостаса – захоронение сына  Александра Васильевича  Суворова. Так же в северной части церкви погребение супруги полководца – Варвары  Ивановны  Суворовой  - Рымниковой, урождённой Прозоровской.

Спустившись ниже по лестнице, мы увидели придел Епископа Кириака и колодец «Живоносный источник».  Набрав воды из священного колодчика, направились далее - в  Иоанно – Предтеченский придел под Голгофою Воскресенского храма, где находится гробница Патриарха Никона. 

Замечательно, что в этой церкви единственный в России иконостас – полностью изразцовый, из десяти панелей которого сохранилось семь.

Также мы посетили в северной части  Воскресенского храма Успенскую церковь, в которой находится ладонь великомученицы Татианы – главная святыня монастыря.

Изначально в Воскресенском соборе было 14 приделов, а в XVIII – XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили ещё 15 приделов, но, к сожалению, в настоящее время вся архитектура Нового Иерусалима не сохранена, и многое находится в стадии реставрации.

Не сохранилась и колокольня – точная копия Иерусалимской колокольни. Во время трёхнедельной фашистской оккупации в 1941 году  монастырь пострадал от взрыва, а Иерусалимская колокольня была разрушена, осталось только два колокола.

Интересна судьба Трапезных палат -  палаты в своё время служили царям и боярам и были устроены вместе с Вифлеемскою церковью царевной Софьей, в настоящее время в здании Трапезных палат размещён Московский краеведческий музей.

Экспонаты музея уникальны – интересна разборная модель Храма Господня (Иерусалим, I - ая четверть XVII века), именно эта модель использовалась Патриархом при строительстве Воскресенского собора.

Интересна  и личная карета Патриарха  Никона – искусство мастеров Западной Европы 1650 –1660 г.г.

С особым благоговением в душе мы предстали перед веригами – символом православного  мученичества за веру Христову.

Также в краеведческом музее нам удалось посмотреть две экспозиции – «Живопись Константина Ивановича  Горбатова» - художника школы  русского постимпрессионизма и «Русское искусство XVIII – XX веков». 

Портреты мастеров классического направления живописи удивили своей масштабностью, проникновенностью изображения выдающихся людей -  замечательны портреты Голицыных, Разумовских, княжны Смарагды.

Конечно, и весь комплекс Новоиерусалимского Воскресенского монастыря – это музей под открытым небом – архитектура, зелёные насаждения, надгробные плиты.

Поразила также отдельно стоящая надгробная плита Анны Андреевны Цуриковой и изображение на ней Богородицы и Богомладенца, выполненное по мозаике великим русским живописцем  В.М. Васнецовым.

Красив яркими осенними красками и бывший Гефсимановский сад – теперь – Парк,  и необычно живописен тёмно-серыми тонами изгиб реки Истры – Иордан.

Конечно, сентябрьская погода несколько холодновата для купания – но приятие святых вод  Иордана навсегда запомнится и отзовётся теплом в душах паломников Нового Иерусалима, основанного реформатором - Патриархом Никоном.
               


Рецензии
Спасибо большое Светлана, за интересное описание святых мест. Читаешь и удивляешься насколько богата наша святая Русь. Вот сегодня только прочла:"вынеси цветок на русь"
-куда это
-на светлое место.
Русь, русый-значит светлый
Святая Русь-Святой Свет. Невероятно. Алла.

Алла Гиркая   26.03.2019 16:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла! Какое интересное выражение "вынеси цветок на русь"! Сейчас прочла, что так говорят в Архангельской и Владимирской областях. Это очень древнее выражение, от самых истоков. Спасибо за информацию, я сама никогда не слышала.

С уважением, Светлана

Трофимова Светлана   26.03.2019 17:07   Заявить о нарушении