смерть мандельштаму

осип ты мой навсегда ненаглядный эмильевич
словно в саду плодовито и тихо в лесу
я извини потеряла табличку с фамилией
можно за это что хочешь тебе принесу
ластик конфету ленивых еврейских вареников
три зажигалки исполненных вещим огнём
сто папирос с ароматом истекшего времени
ангела с луком и клок пастернака при нём
целую порцию жареной с корочкой корюшки
четырёхтомник единственно правильной лжи
не обижайся откликнись моё непутёвое горюшко
даже надежду ты только хоть слово скажи


Рецензии
1."я извини потеряла табличку с фамилией..." - вы женщина?
2.Почему такое нарочитое игнорирование знаков препинания?
Вы полагаете, что от этого стих выиграет в восприятии авторского замысла?

В целом, интонация, композиция - мне понравились, просматривается некая иллюзорная перекличка, перепев с тем, кому всё это адресовал автор устами смерти.
Хотя такие аллюзии, как ластик, три зажигалки вечного огня и малая толика шафрановой лжи мне представляются не вполне мотивированными.

Олег Стоеросов   24.02.2019 08:15     Заявить о нарушении
Прочёл навскидку ещё несколько обращений смерти к ушедшим.

Задумка интересная, не затёртая.
Цепко схвачены "скелетные косточки" каждого им весьма оригинально наращено авторское "мясо".
Но зачастую всё это не столько мистично (согласно рубрике), сколько с налётом пародийности, эпатажа, нарочитости и вольнодумства (в смысле размеров разлёта авторских фантазий).
Плотность и переметафоризация - тоже избыточно утяжеляют стихи и читательское восприятие.

Олег Стоеросов   24.02.2019 08:25   Заявить о нарушении
Первый вопрос снимается - я понял, что речь идёт о смерти (женск. род).
Я сгоряча отождествил гендерную принадлежность ЛГ с авторской.

Олег Стоеросов   24.02.2019 08:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, за комплиментарный отзыв. Главная фишка - обращение смерти к поэтам - мной цинично подъюзана с чужого письменного стола у Игоря Бирюкова http://www.stihi.ru/2018/07/26/9007 победителя проследнего стихерского "Турнира".

Избыточную плотность текста мне часто предъявляют в негативном качестве. Да, читателю, порой трудновато зараз вкурить все мои метафоры, аллюзии и прочие риторические прибамбасы. Это при том, что у меня во лбу не семь пядей. Свои эрудицию и интеллект я считаю среднестатистическими. Это нормально, когда читателю есть повод прогонять стишок по извилинам.

За знаки препинания, Олег, скажу как на духу. Их отсутствие - приём, работающий на уплотнение смыслов. Смысловая потность текста, в свою очередь, служит одним из фирменных признаков криптопатетики, набирающего обороты авангардного направления в русской поэзии.

Павел Бетач   24.02.2019 09:15   Заявить о нарушении
Тут возник ещё один вопрос.
Зарождение жизни - есть акт не только чисто физиологического свойства, но им духовного (плоть зачинают двое, а третий - господь, формирует душу), а смерть, как антипод рождения (т.е. жизни), что есть смерть с точки зрения материально духовных ипостасей?

Ведь если со смертью прерывается духовность, а поэзия - это несомненно атрибут высшего порядка, то подобный монолог теряет вообще всякий смысл, ибо риторика смерти становится безадресной?!

Олег Стоеросов   24.02.2019 09:24   Заявить о нарушении
И ещё замечание по препинакам. Разбивка на строки их отчасти компенсирует. Синтаксис я организовываю таким образом, чтобы возникающие без знаков препинания двойные управления были осмысленными, а текст в целом было легко интонировать при озвучке. Читатель сам выбирает, где ему делать запятую паузу в "казнить нельзя помиловать". Это игровой момент, в котором проявляется читательский замысел, выясняется, зачем читателю прочитанное стихотворение.

Павел Бетач   24.02.2019 09:30   Заявить о нарушении
Это я уяснил.
Как эксперимент - вполне приемлемо, в каких-то отдельных случаях - тоже, но как метод, направление...я предпочитаю традиционные подходы.

Олег Стоеросов   24.02.2019 09:34   Заявить о нарушении
Олег, я как верующий человек с серьёзным катехизисом под шкурой, очень осторожно пользую всяческую духовность, бо не по Сеньке шапка. Я всего лишь поэт, то бишь свинья, которая чудом научилась скашивать глаза, чтобы посмотреть выше носа. Шея у свиньи не загибается кверху - устройство туши не позволяет. А духовность - тема для тех, кто умеет летать. Свинье летать не положено, по природе её свинской.

Павел Бетач   24.02.2019 09:37   Заявить о нарушении
Это ответ на вопрос о взаимоотношениях поэзии и смерти?

Я не разделяю ваших взглядов относительно заведомой уничижительности.
Это всё прерогатива господа, творившего (и творящего) нас по своему образу им подобию.
Любой человек по праву своего рождения - уже творец, но меру и способность к творчеству определяет бог.
Если только человек не олигофрен изначально (сбой программы), то человеческая душа гораздо выше его животного начала.
Смерть убивает душу, а поэзия её возвышает.

Олег Стоеросов   24.02.2019 09:46   Заявить о нарушении
Олег, я верю, что душа - бессмертна. И согласен, что каждый из нас, по замыслу Божию, творец, то бишь сущность, способная создавать нечто из ничего. Однако, наш первопредок очень крепко накосячил против собственной природы, разорвав связь со Всевышним. Этот чудовищный разрыв наследуют все потомки Адама, как устойчивую генетическую мутацию, делающую смертным не только каждого человека, но вселенную в целом. Грехопадение Адама не только личная катастрофа. Согрешивший человек обрёк на смерть вверенный ему в управление мир.

Павел Бетач   24.02.2019 09:54   Заявить о нарушении
Смерть, подобно лжи и, вообще, злу, не субстанциональна. По существу, её вообще нет. Она - отсутствие связи с Источником жизни.

Павел Бетач   24.02.2019 09:57   Заявить о нарушении
Человек, с момента грехопадения, не столько сбоем программ страдает, хотя и это тоже, сколько отключением от сети духовного питания. Заряда аккумулятора нашим современникам хватает на 120 лет максимум.

Павел Бетач   24.02.2019 10:03   Заявить о нарушении
Я согласен с тем, что за грех Адама расплачиваются все последующие поколения, включая и наше с вами, но наказав (и продолжая наказывать) людей за греховность, бог не лишил их способности к творчеству?!
Вероятно, даже при всём духовном несовершенстве человека, он зачем-то потребен господу, как важная "деталь" в его общем замысле Гармонии мирозданья м противостояния вселенскому Хаосу.

Быть может именно способность к творчеству (отличающая нас от животных и , в частности, от свиньи)и есть та ниточка, которая как нить Ариадны, выводит нас из лабиринтов тьмы к господнему свету?!

Олег Стоеросов   24.02.2019 10:04   Заявить о нарушении
Быть может функция смерти заключается в том, что умертвив в человеке плоть и земную способность мыслить и творить, она (смерть), тем самым освобождает душу для более высокого, неведомого нам предназначения, поднимая её тем самым на более высокий уровень (нам при жизни не надо осознать на какой именно), тем самым приближая её к господу?!

Олег Стоеросов   24.02.2019 10:08   Заявить о нарушении
Чтобы почуть рассмотреть, как взаимодействуют смерть и поэзия, я и написал цикл стихотворений "смерть поэтам". Стихи для меня, в первую голову, инструмент исследования собственной психики. И меня радует, если кому-то вдруг оказываются интересны задачи, которые я ставлю и иногда даже решаю, так или иначе.

Павел Бетач   24.02.2019 10:09   Заявить о нарушении
Парадокс вашего цикла заключается в том, что вы таким образом, с помощью вашей ЛГ - Смерти, метафорически высвобождаете поэзию от любых пут, давая ей толчок к жизни.
Т.е. смерть умертвив физически поэта, вдыхает бессмертие в его поэзию.

Олег Стоеросов   24.02.2019 10:14   Заявить о нарушении
Олег, смерть - неотвратимое следствие грехопадения, а не наказание. Адам изувечил себя и всех своих потомков. Господь врачует это увечье Собственными Плотью и Кровью. Чтобы принять помощь, надо только осознать проблему, прийти к Доктору и разинуть рот.

Павел Бетач   24.02.2019 10:19   Заявить о нарушении
Вопросы, которые вы подняли, господа, занимают умы уже много веков.
Думаю, что в план Творения входила опция "грехопадения", как вы её назвали.
Сложно представить, что Господь не предвидел такого шага от Адама. Сам факт предоставления выбора говорит об этом.
А смерть, смотря как посмотреть на наказание.
Строго говоря, для духовного существа смерти нет. Другое дело, что человеку теперь нужно проделать определённую работу, чтобы стать этим существом.
Этот процесс работы можно назвать проклятием. Тот, кто пытался работать - на своей шкуре это ощущал.

Творческая Мастерская Ежи   05.03.2019 10:34   Заявить о нарушении
Извините, забыл перейти в свой кабинет.
Симон.

Творческая Мастерская Ежи   05.03.2019 10:35   Заявить о нарушении
Ежи!

Разумеется господь всё предусмотрел, но грехопадение ведь случилось не спонтанно, не единомоментно, а постепенно.
Сатана в "лице" Змия проделал серьёзную "подготовительную работу", прежде, чем плод созрел и Господь не мешал этому по ряду причин.
А свобода выбора, как вы справедливо и правильно отметили и была по сути тестом на "вшивость"...

Смерть порой - это облегчение от мук, от страданий, сомнений, неразделённой любви и проч.
Это граница между жизнью земной и будущим миром.

-Скажи мне, кучер, - обратился к работнику батюшка, процесс соитие - это работа или удовольствие?
-Это как посмотреть, - ответил тот, - ежели с вашей матушкой, то - тяжкий труд, а ежели с вашей дочкой - то сплошное удовольствие!

Олег Стоеросов   05.03.2019 10:44   Заявить о нарушении
Есть мнение, Олег, что сатана - это один из слуг Господа. Совсем не равный Творцу, а просто - служитель, ангел. Просто мы, челы, наделяем его злым началом, бо приносит нам вред из положения: любая плоть конечна. А у нас есть непременное знание о вечности последней. По крайней мере, мы этого хотим.
Эта парадигма приносит совсем иную картину мира, превращая его (мир) не в борьбу 2-х начал в человеке, а в комфортное, ясное представление, по которому существует задача и даётся инструментарий к её выполнению. Да, для русского человека сложно это представить, ибо с малых ногтей ему говорят, что жизнь борьба за место под солнцем и не говорят, что солнце светит всем.
Исходя из первой концепции в России существует жёсткое пространство, среда обитания. Справедливости ради, следует отметить, что на планете есть места ещё жёстчеЮ, но и комфортней - тоже есть.

Симон Слуцкин   05.03.2019 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.