Чужих детей не бывает

Она вошла в класс. Встала у учительского стола  и обвела взглядом   сидящих за партами мальчишек. На нее кто с любопытством, кто с вызовом, кто с интересом смотрели ученики, новые ее ученики, так не похожие на тех, кому она преподавала и еще продолжала преподавать. Ее предупредили, что «контингент» разный, малообразованный. Это мальчишки – «изгои», те, которых отчислили, а  попросту, выгнали из общеобразовательных школ за лень, не желание учиться, за прогулы и неблаговидные поступки. Вот таких мальчишек в течение всего года принимало ПТУ №15 (судостроительное). В  группу попадали мальчишки с двумя, тремя, пятью, семью классами образования, сначала систему занятий в учреждении она  не знала, со временем поняла и приняла. Напоминала эта система режим «колонии»: на занятия группу приводил мастер производственного обучения, он же следил, чтобы в течение  дня никто не покинул ни одного занятия. Уйти с занятия было не просто. Мастер провожал учащихся на теоретические занятия и на практику в Адмиралтейские верфи. Они же сопровождали их в кассу  для получения зарплаты. "Доброжелательный" надзор помогал ребятам привыкнуть к дисциплине. Две недели в ПТУ проходили теоретические занятия, две недели -  практика, за которую мальчишки получали свою зарплату и пайки. В общем, система профтехобразования в СССР была поставлена на высокий уровень, и даже наши преподаватели  ездили за границу для передачи опыта. Но в девяностые годы система начала  рушиться. В этот период наша учительница и пришла на работу в ПТУ № 15.
Она представилась, написав на доске свои фамилию, имя и отчество. Попросила  ребят записать их в тетради и проконтролировала задание. Строго осмотрев сидящих учеников, сказала: «А теперь прослушаем и постараемся запомнить, что я не люблю». Ударение было сделано на последнее «не люблю». Перечислила до десяти своих «не люблю». Мальчишки сидели,  не шелохнувшись, не зная, чего  ждать от учителя дальше. В класс несколько раз заглядывал директор, приоткрыв немного дверь классной комнаты, просунув в щель нос и один глаз, он исчезал. На перемене она спросила директора, что он хотел. «Проходил мимо, что-то очень тихо было у тебя (он со всеми разговаривал на «ты»). Жива ли, думал?»- сказал руководитель. Она про себя удивилась , проблем с дисциплиной на ее занятиях за пятнадцать лет преподавания никогда не было. Но тогда были студенты-медики. «Ничего, посмотрим»- решила для себя она. Она преподавала ОБЖ и историю. Предметы общеобразовательные. Они позволяли поговорить с мальчишками о жизни, о тех проблемах, которые волновали их и общество, в котором они живут. Она выслушивала их рассуждения и подробно отвечала на их вопросы. Услышав однажды на уроке, рассказ одного своего уже ученика о его отношении с девушкой, который сопровождался несколькими бранными словами, она поступила следующим образом. «Да, Коля, ты замечательно все всем рассказал…»- начала учительница. « Только мне было неприятно слушать такое о женщине, тем более о  девушке, ведь твоя мама (а ты ее, надеюсь, любишь?) тоже женщина. Эта девушка  когда-нибудь станет матерью, так что, Николай, в ее лице ты обидел всех матерей, в том числе и свою»- продолжила она. Парень стоял за партой и недоуменно смотрел на  учителя. «А теперь переведи все, что ты тут говорил нам на цивилизованный язык, без нецензурной лексики»-попросила учительница. Мальчишки заулыбались, им-то было хорошо известно, что учительница не переносит брань. «Давай-давай, смелее!»- подбодрила она. И тут Николай понял, как трудно то, что он сказал, перевести на  нормальный язык.  Ну, для  слова «телка» он не быстро,
правда, подобрал слово «девчонка», а вот для слова, которым он определил то, чем они занимались, нормального слова он никак не мог подобрать. Стоял , пыхтел, весь красный от напряжения и переживания. «Вот видишь, нет слов.  А почему? А потому, что  ничего не читаешь. Не слушается тебя твой язык. Нет у тебя в запасе слов. Это, как у первобытного человека вместо слов одно мычание. Но его можно понять : он недавно стал превращаться в человека и книг у него не было. Вот и приходится тебе, Николай, общаться с теми, кто, как древний человек, не умеет интересно рассказывать и просто понятно говорить. И не продвинулся ты от первобытного человека почти ни на грамм. А жить тебе приходится в современном обществе, в котором много книг, кинофильмов, музеев. И все это множество культурного наследия говорит на красивом русском языке».   «Но ведь многие матерятся! Я слышал»- ответил Коля. «Да, русский язык многогранен. Есть мат, не отрицаю. Но чем человек отличается от животного?  Тем, что он понимает,  где и как он должен себя вести. Не принято в нашем обществе  браниться при детях, женщинах и старших тебя людей. Нельзя нецензурно выражаться в местах, где работают, отдыхают  и просто находятся посторонние люди. Это знает каждый уважающий себя человек. А ты себя уважаешь?»- спросила она. На лицах ее учеников отразилось недоумение. Появилась необходимость задуматься.
На уроке по здоровому образу жизни учительница спросила, кто из ребят чистит два раза в день зубы. Она  знала, что ни в школе, а у многих из этих мальчишек, и дома никто навыков гигиены не прививал. Только один человек,  один из тридцати, вообще по утрам чистил зубы. С ребятами она разговаривала, как врач, не стесняясь.  Она объяснила, почему у многих из них пахнет изо рта и что с таким человеком   неприятно общаться. Но это только одна сторона вопроса, есть много других: болезни полости рта, больные зубы, без которых можно остаться к тридцати годам , а может и раньше и прочее, и прочее. Они оценили зубы  друг у друга.  А так как за полостью рта они не следили, то все отметили и запах, и налет от еды и курения.  Был заключен «договор», что сегодня они купят нужную им пасту (данный вопрос  обсудили с учителем), как нужно, почистят зубы дома, и завтра посмотрят уже разницу друг у друга. Мальчишки радовались и обсуждали,  кто какую пасту купит. Она стояла у стола и улыбалась. Нет, не они виноваты в том, что не знают элементарных вещей. Но они хотят это знать! Только их не кому было убедить и научить.  И она решила для себя, что не уйдет, как собиралась из ПТУ, потому что она им нужна, и они ей тоже теперь нужны. Не зря провидение когда-то привело ее сюда, к  этим, брошенным всеми детям. Это они будут жить после нас, рожать и воспитывать уже своих детей. И как они их воспитают, зависит сегодня от нас с вами. Значит и судьба нашего общества тоже сегодня зависит от нас. Многому еще ей придется научить их и многому научиться у них.


Рецензии
Это очерк или рассказ, но понравился и язык, и изложение темы.
Спасибо! Успехов!

Роза Горбачёва 2   08.01.2019 14:50     Заявить о нарушении