Голуборозовцы

Они уйдут,- горбун с сестрой,
На столике оставив розы,
Но символ розы голубой-
Изящный жезл метаморфозы,
Коснувшись  чистого холста
При лунном свете от Верлена,*
Пробудит скрипок голоса ,
Виденья вызволив из плена.

На постаментах оживут
Застывшие скульптурно боги,
Взметнут фонтаны  в  высоту
Хрустально- струйные потоки,
И на террасах, голубых
От синевы поющей моря,
Зашелестят листвой сады
Висячие из Кучук-Коя.

Матвеев, Уткин, Кузнецов,-
Голуборозовцы усадеб,
От камешка до изразцов
Распишутся, что сны - реальны.
Для символистов манифест -
стихотворение Верлена
звучанием волшебных флейт,
В туманных красках гобелена.

—————
*
Лунный свет.Поль Верлен

Твоя душа - как тот пейзаж Ватто,
Где с масками флиртуют бергамаски,
Где все поют и пляшут, но никто
 Не радуется музыке и пляске.
 Поют под лютню, на минорный лад,
Про власть любви, про эту жизнь в усладах,
Но сами счастью верить не хотят,
А лунный свет, как бы дрожа в руладах
 Печальной лютни, в ночь томленье льет,
И птица, внемля музыке, мечтает,
И средь печальных статуй водомет,
Восторга полный, водомет рыдает.
(Перевод В. Левика)

Коллаж: слева направо
В.Э.Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой.1898. П.В. Кузнецов. Сон матери.1905 Голубой фонтан. 1905
С.П.Уткин.Вид усадьбы Новый Кучук-Кой 1913 Обложка каталога выставки «Голубая роза» по рисунку Н. Сапунова.1907.
С.П. Уткин Крымский этюд лунный.1913 Вид имения.Новый Кучук-Кой 1912.

Голубая роза —  художественное объединение символистской направленности, не оформившееся официально и не издававшее никаких манифестов, и получившее название от одноименной выставки. Основателями объединения стали саратовцы П.Кузнецов, А. Матвеев, П. Уткин, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а идейным вдохновителем – Борисов-Мусатов, тоже саратовец. Выставка «Голубая роза», организованная на средства мецената и издателя «Золотого руна», художника-любителя Н. Рябушинского открылась 18.03.1907г. в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М.Кузнецова.
Живописные и графические работы 14-ти художников разместились в изысканно оформленных залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, живыми цветами - розами,  звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи поэты-символисты А.Белый, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт.

Выставка «Голубая роза» ознаменовала начало поздней фазы символизма в русском искусстве и явилась первым шагом русского искусства за пределы XIX века.
С появлением Голубой розы прежние художественные объединения, включая «Мир искусства»,  которое доминировало в художественной жизни России нач. 20 в., потеряли прежнее значение. Продолжив начинания «Мира искусства», «Голубая роза», вместе с тем, противостояла мирискусническому стилизму и литературности и внесла принципиально новое в художественное сознание эпохи.
Старшие поколения художников традиционно основывали свое искусство на образах литературы. Новое поколение обратилось от литературы к музыке - наиболее абстрактному из всех родов искусства. Этим предпочтением объясняется особое внимание голуборозовцев к пластическим средствам выражения - линии, цвету, ритму. Отсюда и названия их произведений, непривычные для публики начала двадцатого века - такие, как Шум моря, Северная песня, Ритм.
По сравнению с графически линейными произведениями петербургских мастеров из объединения «Мир искусства» работы молодых москвичей поражали нежными, дымчатыми, словно тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Их любимые мотивы – отражения в воде, туман, зеркала, облака, мир театра с волшебными огнями рампы и чудесными превращениями, происходящими на сцене. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте.  Для московских живописцев был характерен интерес к традициям иконописи, парсуны и лубка, к восточному искусству.
Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что его художники смогли пластически выразить нематериальные категории — эмоции, настроения, душевные переживания. Сделав неопримитивизм своей неотъемлемой частью, «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда.
После громких выставок слава объединения «Голубая роза» привлекла меценатов и любителей искусства, которые наперебой приглашали художников к оформлению новых проектов. Но творческие устремления «голуборозовцев» не ограничивалась созданием живописи и скульптуры. Художники стремились воплотить в жизнь идею о синтезе искусств, что было характерно для представителей символизма.
Эта идея воплотилась в планировке и оформлении крымской усадьбы «Новый Кучук-Кой». Кузнецов, Уткин и Матвеев были приглашены действительным статским советникоми сотрудником Министерства финансов в Петербурге Яковом Евгеньевичем Жуковским к созданию его имения в Крыму.
Смыслом существования Абрамцева, Талашкина, Поленова было общее дело, «споры и разговоры об искусстве», атмосфера «времен Ренессанса», в которой, по словам М.К. Тенишевой, «кипела жизнь, бился нерв, создавалось что-то, ковалась и завязывалась звено за звеном сложная цепь». Однако «усадебный» период искусства символизма завершился уже к началу 1900-х годов. Редакция «Мира искусства» вскоре ушла от патронажа Тенишевой и Мамонтова, и ощущение общего дела сменилось «личной свободой творчества». Угасла жизнь Абрамцева, Талашкино превратилось в мастерскую «русского стиля», вкус нового поколения меценатов определяется интересом к западному искусству либо купеческими причудами.
Живописные и скульптурные образы модерна с трудом находили выход в пространство очеловеченной природы. Заказчики дорогих ансамблей, как правило, сосредоточивались на интерьерах - так были устроены особняки З.Г. Морозовой и М.Ф. Кшесинской, либо ожидали от архитектора барочной роскоши парка.
Стремление к синтезу искусств исходило от художников, а архитекторы и садовые мастера продолжали прежние традиции. Так было и на южных берегах России: благоприятные для садовых экспериментов климат и топография использовались ради умножения образов восточной экзотики в Ливадии, Массандре, Кореизе. Для создания садовой среды, соответствующей идеалам символизма, необходимы были особые условия, - не только средства, но идейный энтузиазм и художественный вкус мецената.
Все эти условия соединились в небольшой, размером всего пять десятин, крымской усадьбе Новый Кучук-Кой, значение которой выходит далеко за рамки русского искусства. Живописный берег Кучук-Коя связан с крымским периодом жизни А.П.Чехова: в 1898 году он купил здесь небольшое имение, расположенное под крутым горным склоном. В 1901 году, когда Чехов уже хлопотал о продаже своего участка, в этом месте, расположенном неподалеку от Симеиза, обосновался петербургский инженер В. С. Сергеев, который по болезни вынужден был постоянно жить в Крыму. Усадьба получила название «Старого Кучук-Коя» после того, как «Новый Кучук-Кой»  стал владением его друга Якова Евгеньевича Жуковского.Двоюродный брат Н.И. Забелы и Е.И. Ге, владелец ряда врубелевских произведений, в том числе и «Пана», Жуковский был одним из тех меценатов, чье отношение к искусству не осложнялось аристократическими или купеческими амбициями. О творчески значительных отношениях Врубеля с Жуковским говорит и то, что именно на его квартире художник в 1902 году работал над «Демоном поверженным». Через пять лет Жуковский продал «Пана» в Третьяковскую галерею, передав основную часть полученной суммы семье больного художника.
--
 Жуковский работал в Министерстве финансов и был коллекционером художников начала ХХ века, он был влюблен в Надежду Забела и хотел на ней жениться, но родство не позволило соединить их судьбы. Когда Надежда вышла замуж за Врубеля, Жуковский стал горячим поклонником творчества ее мужа. К тому времени, как Яков Евгеньевич купил землю в Новом Кучук-Кое, Врубель был уже тяжело болен. Возможно, если бы не болезнь, Михаил Александрович стал бы декоратором-оформителем имения Жуковского в Новом Кучук-Кое. В 1907 году оформлять усадьбу приехали художники «Голубой Розы» П.Кузнецов и П.Уткин.
-----
Ко времени прихода мастеров «Голубой розы» архитектурно-пространственное решение Кучук-Коя в главных чертах уже определилось. Наклонный участок был разбит на террасы и прорезан двумя лестницами - широкой каскадной, расположенной по оси главного дома, и узкой непрерывной «о ста ступенях», пересекавшей всю усадьбу и открывающей виды на небо и на море.
Матвееву было поручено создание скульптурного оформления усадьбы (для скульптур он выбрал тему сна и мечты), Кузнецов и Уткин занялись мозаиками и росписью дома, планировкой сада. Кабинет владельца расписал Евгений Лансере, а в гроте у морского берега поместили  небольшие панно Врубеля.
Матвеевские скульптуры тесно связаны с общим замыслом парка. Юные задумчивые атланты находят себе параллели в детских образах Кузнецова; четыре фигуры каскадной лестницы передают циклическое течение духовной жизни - через сон к пробуждению. Сопоставление фигур «Пробуждающегося»  и «Нимфеи», которыми замыкаются две параллельно идущие лестницы, напоминает о соединении мужского, - точнее, отроческого - и женского начал в мистических образах живописи Кузнецова («Голубой фонтан», «Любовь матери») и Петрова-Водкина («Сон»). Плавный переход от находящихся в духовном сне фигур мальчиков к юношескому созерцанию и взрослой творческой грезе выражен через образы «Спящих мальчиков», «Юноши», «Поэта».
 Последователи усадеб «Абрамцево» и «Талашкино» на несколько лет создали богемный рай на земле: художники и скульпторы в символистском стиле оформили особняк и парк, спускающийся к морю. Работы в усадьбе замерли с началом мировой войны. В 1921 году усилиями Жуковских в Новом Кучук-Кое организуется музей, закрытый уже через два года. Разбитые в годы войны статуи были перевезены в Русский музей, а в 1967 году группа учеников Матвеева воссоздала большинство из них на прежних местах. В течение десятилетий Кучук-Кой сохранял основу своего архитектурного и пейзажного образа.
Разорение ансамбля началось в 1987 году, когда выгорел превращенный в кухню главный дом с росписями Уткина и Кузнецова. Его реставрация остановлена на неопределенное время. В 1993 году разбита и впоследствии украдена «Нимфея». Лишенный охраны парк стал беззащитен против любых повреждений и вмешательств в его судьбу.
Для воссоздания цельного образа парка необходимо собрать материалы и свидетельства о Кучук-Кое, рассеянные по архивам и музеям. Большая работа, начатая несколько десятилетий назад, должна быть продолжена, а ее результаты - стать основой для публикаций и выставочных проектов. При всех утратах Кучук-Кой остается самым ценным и поэтичным садовым ансамблем русского символизма.

-


Рецензии
Света, спасибо за такую подробную информацию. Ничего не знала, к своему стыду. Не дали бы погибнуть! Сколько всего загублено и не в войну, а варварами в мирное время.

Людмила Фершукова   31.10.2022 18:25     Заявить о нарушении
Помню только самую первую картину. Видела в Русском музее. Остальные не видела.

Людмила Фершукова   31.10.2022 18:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмилочка, за отклик! Удивительно, как событийно складываются разрозненные звенья, стихониточкой приводя к стихотворению, - случилось побывать в Русском музее, на выставке «Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества «Голубая роза», а ранее -в Тарусе, на высоком берегу Оки почтить, вместе с Матвеевым, Борисова-Мусатова, памятник которому словно эхо усадьбы Кучук-Кой (В мире существуют всего три садовых шедевра эпохи символизма – португальская Регалейра, барселонский Парк Гуэль и крымский Кучук-Кой)…
Сколько еще предстоить восстанавливать теперь…

Светлана Леснова   04.11.2022 11:47   Заявить о нарушении
Надо же! Была в парке Гуэль и в парке Синтры, а в Крыму не была

Людмила Фершукова   04.11.2022 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.