Афинская Школа Рафаэля - цикл ред

Философы! Я многих знал
По книгам их, по их учениям.
Спасибо, кто о них писал;
Дань от меня им, с восхищением.
                Oскар Xуторянский


В парадном зале Ватикана
Есть труд работы Рафаэля -
“Афинской школой” труд тот назван
С ней фрескам нет другим сравнения.

Там философии история
С искусство ренессанса слита,
Там древней Греции герои
И Возрождения элита.

Там стоиков Зенон представил,     (1)
Там Эпикур, любимец жизни,        (2)
Там Пифагор - учитель правил.     (6)
И Гипатия Александрии             (9)

Анаксимандр сказал впервые,       (4)
Что всё едино и нетленно…
Так консервация и ныне
В науке нашей беспримерно.

Там есть Сократ - Афин философ,   (12)
Там Гераклит сидит Эфеский,       (13)
На Микеланджело похож он         
Мыслитель он и скульптор дерзкий.

Платон там в лике Леонардо,       (14)
Там Аристотель с Диогеном,        (15,16)
Евклид иль Архимед там славно     (18)
В лице Браманте между делом.

Там Птолемей - созвездий мастер,   (20)
Там Александр, он же Великий…       (7)
И автор - Рафаэль сам Санти,
Как Апеллес - художник близкий.   (22)

Так повелось, для меценатов
От гениев ответ ценней -
Вот Федерико де Гонзага
На Рафаэля полотне.   (3)

 

1. Зенон Китийский или Зенон Элейский
2. Эпикур
3. Фредерико II, герцог Мантуи
4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр
5. Аверроэс
6. Пифагор
7. Алкивиад или Александр Македонский
8. Антисфен или Ксенофонт
9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты)
10. Эсхин или Ксенофонт
11. Парменид
12. Сократ
13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело)
14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.
15. Аристотель, держащий Никомахову этику
16. Диоген
17. Плотин
18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с Браманте)
19. Скорее всего, Гиппарх
20. Клавдий Птолемей
21. Протоген
22. R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)



;
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ 490-425 гг до нэ

Когда тиран Дионисий, правитель Сиракуз, пытал Зенона Элейского, чтобы он выдал сообщников, тот сказал:
 - Будь у меня сообщники, ты бы уже не был тираном.

Философ - стоик, для него
Все чувства - суета мирская,
Сквозь призму разума его
На жизнь смотрел не удивляясь.

За триста лет до нашей эры
Зенон учение создал:
Ему последуй ты и с верой
Тебя не сдвинет жизни шквал.

По философии фаталисты -
Зачем противиться судьбе,
Идешь с ней в ногу - чинно, чисто,
Противишься - идешь в узде.

Три части было в философии -
Их логика - забор в саду,
Их физика - что посадил садовник,
А этика - плоды, что ждут.

Жить гармонически с природой,
Не ратовать и не роптать,
Удачи так как и невзгоды -
Все без эмоций принимать.

Не жди от жизни удовольствий,
И вожделений не ищи,
Ты в жизни ничего не бойся,
Добился? Вот и стоик ты.

И Диоген и Марк Аврелий,
Сенека, много множество других
Прилежно стоиками были.
Был и Спиноза среди них.

Зовем мы стоиком сегодня
Кто все удары принимал
Без ропота, без слова "больно",
И кто мораль не предавал.


;
ЭПИКУР  341-270 гг до нэ

Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
            - Эпикур

Был Эпикур, его учение
Эпикурейским мы зовём,
Как быть счастливым беспредельно
Учения суть. Чего ж мы ждём?

1 Богов не бойся, и без страха
2 Смотри вперёд, ведь смерть -пустяк.
3 Добро всегда с тобою рядом,
4 А зло забудет вскоре всяк.

Вот все четыре постулата,
В нем Эпикур сказал вам всё.
Последуйте и счастья чаша
Вас непременно скоро ждёт.

Чтоб быть счастливым вам не надо
Желать того, чему не быть,
Коль не болит, уже отрада
И дружбу надо бы ценить.

Учение не пережило
Доктрин религии Христа -
"Страдай ты с жертвенной любовью,
Души спасение - вот мечта".

Но часто думаем мы вдруг,
Что жизнь полна должна лишь счастьем...
А это значит Эпикур
В нас говорит. И пусть ненастье.


Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.



МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА И АНАКСИМАНДР

Число миров бесконечно и каждый из миров (возникает) из этой беспредельной стихии.
            - Анаксимандр

От Возрождения и до нас
Лет так пятьсот прошелестело,
Взглянуть попробуем назад
За лет пятьсот до Архимеда.

Как начиналось всё тогда -
Их “Возрождение” стартовало,
Чей светлый ум им как звезда
Элладу древнюю создало.

Похоже первый философ
Был Фалес мудрый из Милета.
Там был и всех наук исток
Спасибо им, тем древним грекам.

Терминологию создали
И записи вели лишь прозой!
Поэзия была вначале
И только для письма пригожей.

Анаксимандр сказал впервые,
Что всё едино и нетленно…
Так консервация и ныне
В науке нашей беспримерно.

Для них - материя первична…
И вплоть до Маркса вся Европа
Считала так, но неприлична
Считать так было на Востоке.

А Фалес был купцом, учёным,
Изобретателем приборов…
Затмение предсказал он тоже,
Ведь он учился в Вавилоне.

При нём седые пирамиды
Уже стояли тысячи лет…
Кто их создал, какие силы?
Я не один ищу ответ.

Милетская школа, милетцы — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в VIII в. до н. э. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен


;
ПИФАГОР   6 век до нэ

„Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.“
              —  Пифагор


Связать науку с философией
И с мистикой - труд не простой,
Но все, знакомые с историей,
Напомнят, кто он был такой.

Он жизнь-легенда, как не много.
Две с половиной тысячи лет
Взирает на потомков строго
И видит, что умнее нет.

Он был мудрейшим из всех мудрых,
Он знал все таинства вокруг -
Спустя сто поколений трудных
Вдруг вспомнили о нём все вдруг.

От Пифии берёт он имя,
Что предсказала для дитя
Ум небывалой, мощной силы,
Что повторить потом нельзя.

Он обучался у халдеев,   
У персов, греков, египтян…
Все знания они имели
Он всё впитал из разных стран.

Его в Египте просвящали
Запретным таинствам наук.
Мудрей его тогда не знали
Ни в Греции и ни вокруг.

Создал он школу философии
(Название это он принял)
К нему стремились очень многие -
Для них он "Нравственность" создал.

Жизнь для него была наукой,
Наука - Мистикой была.
А цифры - круговой порукой,
Что познаваем мир сполна.

Он математик и космолог,
Но это не его вина,
Что теорема Пифагора
Известна до него была.


(1) Антисфен  (444/435 до н. э., — 370/360 до н. э.,) — древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизм, одной из самых знаменитых сократических школ.

(2) После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан на Киносарге (по этому названию, по одной из версий, его последователи и стали именоваться финиками)

(3) Космополит — человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

(4) Номиналист - человек отвергающий существование общих понятий и утверждающий, что идеи существуют только в сознании человека.



КСЕНОФОНТ 430-356 гг до н.э.

Не так страшно не достичь счастья, как горько лишиться уже достигнутого.
                - Ксенофонт

Писатель древний и историк,
Философ, ученик Сократа,
Военачальник, как немногие,
С судьбой, на зависть всем, богатой.  (1)

Служил наёмником у Кира,     (2)
В войне персидской проиграв,
Но десять тысяч всех эллинов
Он спас и чести не поправ.       (3)

Его поход был вдохновением
Для Александровых фаланг,
Он описал всё в сочинении -
У Ксенофонта был талант!   (4)

Он в Спарте стратегом крупным,
Хоть из Афин сам родом был.
Там получить признание трудно -
Там все герои, как один.

Он был гоним, был почитаем,
Жил как философ и писал -
Историю с него мы знаем…
Но мир его потом признал.

Был осуждён в своих Афинах
По пятьдесят восьмой статье.   (5)
Скитался, часто был гонимым…
Судьба философа по мне.



(1) Ксенофонт (около 430 до н. э. —  356 до н. э.) — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель.

главное сочинение которого — «Анабасис» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на греческую и латинскую прозу.

(2) Кир Младший (423 до н. э.- 401 до н. э.) — младший сын персидского царя Дария II и его единокровной сестры Парисатиды.

(3) Ксенофонт был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, вывел греческую армию через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам.

(4)  Главное сочинение Ксенофонта — «Анабасис» — о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении  греков высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на греческую и латинскую прозу.

(5) Статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР и СССР устанавливали ответственность за контрреволюционную деятельность.  Влекли за собой лишение свободы с конфискацией имущества, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до расстрела.


;
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ   (336-323 гг до нэ)

„Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.“
            —  Александр Македонский

Оглядываясь в глубину веков
Великих видим полководцев.
Один из них ни с кем ни схож:
Он - Александр Македонский.

Великим звался он всегда,
Его мы все прекрасно знаем.
Для Цезаря он был звезда,
Не знал о нем один Чапаев.

Во первых был он юн и смел,
Себя считал он полубогом.
Учителем своим имел
Философа, что нет другого.

Филип (отец его) имел
Всех греков под своей фалангой,
Что шах персидский не сумел -
Ведь воевал с самою Спартой.

Еще подростком Буцефала
Он легендарно усмирил,
Пора как царствовать настала -
Весь мир известный покорил.

Не только покорил, но славу
Терпимостью, умом снискал -
Чужим народам он расправы
Он не чинил, не угрожал.

Недолго жить ему досталась,
Но память до сих пор жива,
И хоть империя распалась
Культура греков разнеслась.

И был он мудр не по годам
И в покоренных государствах
Народов память все жива
В любой стране есть Александры.

Кто имя носит Александра
Как много их на свете есть?
Александрия, город славный
Был создан им, и в его честь.


;
ГИПАТИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ   370-415 г.н.э.

Последним ученым, работавшим в [Александрийской] Библиотеке, была Гипатия. Математик, астроном, физик, глава неоплатонической школы в философии - круг ее работ невероятно широк для одного человека в любом столетии.
               - Карл Саган, Космос


Звезда Александрийской Школы    (1)
Философ, как и астроном
И математик, что не много…
Трагична жизнь её при том.

По славе нет в стране ей равных,
Своим умом и красотой
Уже добилась она славы…
Но сладить ведь нельзя с толпой.

Толпа простить ума не может
И не могла во все века.
Святой Кирилл - погромщик тот же (2)
На самосуд толпу призвал.

Толпа готова. Растерзала.        (3)
Как много раз потом ещё
Спокойно руки отмывала -
“Не я, не мы и не моё…”

Она с Сократом и Джордано
Как мученик в одном ряду…
Как мало было время д'анно!
Как ненавижу я толпу!


1. Гипатия Александрийская (370)(?)—415) — учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.
2. Кирилл Александрийский - Отец Церкви, канонизированный святой - справоцировал толпу на расправу
3. В 415 году группа египетских христиан — парабаланов, сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и разорвала её тело на части.



;
ПАРМЕНИД 540-470 BC

„Мыслить и быть одно и то же.“
        —  Парменид


Древнейший греческий философ,
Элейской школы основатель,
Он метафизики создатель,
Наставник мудрого Зенона.    (1)

Познание и Бытиё -
Вопросы он решал тогда-то,
Не Чувствами должны богаты,
Но Разум - он решает всё!

Две тысячи лет он до Декарта
Сказал, что Мыслить - это Быть!
Не мысля - невозможно жить,
У "мыслить ни о чём” - нет старта.

Он признавал лишь “Бытиё”
Приравнивал его к Сознанию.
У Маркса в этом - отрицание:
Сознание - что потом прийдёт.

Критерий Истины - есть Разум!
Не ощущения, мечты,
Не вздохи, запахи, цветы…
И Мысль предпочитал Экстазу.

Он первый был материалист
О нём Сократ с благоговением
И в Диалогах с восхищением
Платон взывал: “О Парменид…”


(1) Парменид — древнегреческий философ, основатель и главный представитель Эгейской школы. К нему восходят начала метафизики.  Его учеником и последователем был Зенон Эгейский

Элейская школа — древнегреческаяфилософская школа раннего периода, существовавшая в конце VI ; первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.




СОКРАТ  470-399 гг до нэ

„Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.“
              —  Сократ

"Я знаю лишь, что я не знаю"
Так говорил Сократ всем просто,
И говорил то приставая
К Афин всем гражданам с вопросом.

Вопросы разные - о жизни,
О справедливости, о смерти...
Платон его тогда послушал
И в "Диалогах" сделал вечным.

Бывали случаи в истории
Когда философы вещали
Полны идеями, как море...
Для нас ничто не написали.

Таков Сократ был и Иисус,
А также Будда, как ни странно.
Ученики, впитав из уст,
Их мысли разнесли по странам.

Все что мы знаем о Сократе -
Мы знаем только из Платона,
Еще из греческих комедий
Где был осмеян был до стона...

Да, не ошиблись в те века
Тогда дельфийские пророки,
Признав Сократа без труда
Умнейшим греком той эпохи.

Сократ себя познать хотел,
Проникнуть в суть вещей старался.
Печален был его удел -
Он принял яд.  Вопрос остался.




АНТИСФЕН   444-370 до н. э.

„Безвестность есть благо.“
           —  Антисфен


Софист и ученик Сократа,
Упоминается Платоном.    (1)
Мудрец такой - ума палата,
Создатель знаменитой школы.  (2)

Учение создал он своё,
Так казнь Сократа повлияла.
"Творить добро” - вот бытиё
К чему та школа призывала.

Он был аскетом и считал
Духовность в самодисциплине.
Он государство отрицал
И первым был “космополитом”.   (3)

А в языке - “номиналист”,     (4)
В словах ценил он их значение.
И смыслом заполнял он лист
Не допуская разночтения.

Считал, что каждый человек
Счастливым будет при условии,
Самодостаточность - успех,
Когда тебе не нужно “более”.

Его “конёк” - свобода воли!
Где сила духа и характер
Помогут всё снести - побои,
Удары жизни; быть ей мастер

Его любимый ученик
Был Диоген, живущий в бочке…
Таков суровый был старик
Себя хотел познать он очень.


Антисфен  444/435 до н. э.— 370/360 до н. э.,) — древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.


;
ПЛАТОН    427-347 гг до нэ

„Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.“
                —  Платон

Вся философия Европы
Обязана своим успехом
(Хоть гениев и было много)
Двум величайшим древним грекам.

Один - создатель Академии,
Поэт, пошедший за Сократом,
Нам в "Диалогах" давший мнение -
Платон - с умом аристократа.

Он в философии задал
Вопросы все для всяких прений.
В веках умней никто не стал,
Хотя прошло сто поколений.

Он в идеалы верил строго,
И место "каждому своё"
В реальной жизни и в природе
Он приписал на всех, на всё.

Платон правительства структуры
В "Республике" все описал,
Открыто - просто диктатуру
Хотя он сам предпочитал.

Считал тогда, что диктатура
Намного лучше демократии.
Там вор один, одна натура...
Зачем, чтоб воровала партия?

Его идеи и подход
Зря не прошли и дали всходы -
Диктаторов он был пророк,
У мистиков не выходил из моды.

За ним был Гегель, был и Маркс,
Социализм, фашизм и прочее...
Не идеал его, а фарс
Создать пытались очень многие.

Все те вопросы и ответы
И изучает философия.
Как жаль, что мало учат это...
Её теперь не знают многие.



ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ   544-43 гг до нэ

„Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот.“
                —  Гераклит

Древнейший гречесий философ -
Он диалектику “открыл”,
Возможно слушал Пифагора,
Но сам мыслитель тоже был.

Законы дальше создал Гегель,
Да, тот, кто Маркса возбудил.
И философский тонкий стебель
Основой логики прослыл.

Законом первым он поставил
Единство самых разных сил
И их борьбу одним из правил,
Он в этом истину родил.

Закон второй - что не напрасны
Усилия, что иногда
Количество меняет краску
И станет качеством тогда.

И третий - это отрицание
На отрицание само,
Порой само откроет грани
Природы сложной естество.  (2)

Он говорил - “огонь причина”
Начала мира и земли…
Теперь мы знаем - так и было,
Вселенную ведь взрыв родил.

Его известны изречения:
Что “всё течёт, изменно всё”,
“Всё, что различно - есть едино,
Отдельно не живёт ничто”.

Здоровья нету без болезней,
Без правды небывает лжи,
Есть ночь, но знаем день мы, а
Морозу -жар, молчанию - крик.

Что относительна природа -
Вода для рыб, мы там умрем.
Что хорошо бывает с виду,
У ближе подойдёшь - не то.

Сократ слыхал о нем беспечно,
Платон о нем даже писал...
Философ мрачный был конечно
Для тех, кто хоть немного знал.

Был на заре он философии,
Был одинок - болел, страдал...
А умер так, что стыдно вспомнить
Хоть много, много лет назад.



АРИСТОТЕЛЬ  384-322 гг до нэ

„Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.“
                —  Аристотель

Студент Платона - АРИСТОТЕЛЬ
Кто Александра воспитал,
Лицея первый основатель
Науки разные создал.

Мир видел он живой структурой.
Логической во всем культурой.
Он философию как класс
Определил для вас и нас.

Он видел мир как организм
Растущим с целью улучшения,
Вселенский вечный механизм
Как музыкальных сфер вращение.

Создал он логику формально
И философский лексикон.
Его учение номинально
У Римской церкви как канон.

Его система охватила
Все сферы жизни как систему.
И все науки разделила
По философскому примеру.

Лицей - его ума дитя,
И Александр Великий тоже.
Да, жизнь его прошла не зря -
Кто учит - тем он и поможет.

На тысячу лет его забыли,
Потом открыли для себя
Арабы, к счастью, сохранили -
В Европе занялась заря.

Его учения Ренессансу
Начало дали. И хотя
Его смешали с христианством,
Всё искажали. Это зря.

В свободу личности он верил
И жизнь ценил. И интеллект.
И гуманистов все идеи
Он предсказал за тысячи лет.

Он верил в разум и в реальность
Вселенной, что имеет смысл...
Нас поражает гениальность
Из древности пришедшей мысль.

Он все везде пересчитал,
Завел все это в каталоги
И знания записал в анал.
Его мы чтим побольше многих.


;
ДИОГЕН 412-323 до нэ

„Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.“
           —  Диоген Синопский

Философ - киник Диоген (1,2)
Учил довольствоваться малым.
Он прожил жизнь всю, как аскет
Сейчас таких бомжей немало. 

Оракул в Дельфах дал совет
Ему, а это было свято -
«Ищи на всё лишь свой ответ
И не цени так много злато». (3)

Что он и делал, не страшась
Властей, толпы и частных мнений
Платона он стыдил, смеясь
И не скрывал своих сомнений.

Платон его в ответ назвал
«Сократом, кто ума лишился».
А Диоген всё это знал
И этим званием гордился.

Он ел «на людях», хоть и знал
Считалось очень неприличным
И «рукоблудие» считал
Привычкой нужной и обычной.

Его жилищем был сосуд
Из глины, позже назван «бочкой»
Он презирал и рабский труд
И тех, кто жил в довольстве сочном.

Та философия близка
По сути к стоикам известным.
Его мы помним сквозь века,
Забыв других, известных местным.

От киников пошёл “цинизм” -
Презрение этики, морали.
Далёк от киников тот -изм
Они его бы не приняли.    (4)

Цинизм сегодня популярен -
Ничто не дорого под час.
Нет сострадания к тем, кто пали
И кто на паперти сейчас.

Практичны циников идеи
И откровенны без стыда.
Те средства, что ведут их к цели,
Все хороши. Не их беда



(1) Диоген Синопской (412 до. э. - 323 до н. э.), также известный как Диоген киник  — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Слово «кинизм» появилось на греческой почве и с самого начала содержало в себе элемент осуждения. «Кинос» – с древнегреческого «собака», а это слово еще со времен Гомера обозначало «бесстыдника» или «наглеца» (причем исторически сперва только «бесстыдную женщину»)

(2) Киники учили идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

(3) Оказавшись в Дельфах, Диоген вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей»

(4) Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования



ПЛОТИН (204-270)

Одно и то же для одного - благодатно, для другого - губительно.
           - Плотин

Ещё один философ греков
И пропустить его нельзя -
Так много дал он человеку
И ценим мы его не зря.

Идеалист, неоплатоник -
Последний он и основал.
В души бессмертие верил, более -
Он душу “мировой” назвал.

Политеизм связал с единым
Непознаваемым божеством.
Ввёл троицу - потом любимой:
Но у него она в другом:

“Единое” иль первосущность,
Второе - “Ум”, награда нам
Познать пытаемся мы сущность,
То, что позволено богам.

В звене последним, то есть третьем
Есть место “Мировой Душе”!
С неё материя на свете,
А также чувства вам и мне.

Он признавал реинкарнацию,
На ней он выстроил мораль.
Там власть ума над чувством рация,
И только ум ведёт нас вдаль.

“Души спасение” придумал!
Теперь знакомо это нам,
Догматом церкви стали думы…
Идеи Плотин дал векам.


Плотин  204-270 Ликополь, Египет, Римская империя  — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма.

Неоплатонизм — идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности (III век) и опирающееся на терминологию Платона.

К характерным чертам неоплатонизма относят:
1. Наличие «запредельного первоначала» (Единое).
2. Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа)
3. Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого».
4. Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души».
5. Призыв к «восхождению души к своему истоку» посредством экстаза.


;
ЕВКЛИД   4 век до нэ

„Нет царского пути в геометрии.“
              —  Евклид

Евклид, Коперник и Карно
Одной лишь книгой знамениты.
У каждой книги был росток -
Плоды не могут быть забыты.

Возможно ли представить мир
Без геометрии Евклида?
Там мудрость логики кумир
Гипотез, теорем сюита.

Ей подражал Спиноза, Ньютон,
Её учили все и вся.
С неё и началась наука
Систематически не зря.

Коперник тоже написал
Одну брошюрку в своей жизни.
Лишь умирая он держал
Её в руках. Но там все мысли.

Он отрицал, что знали все,
Что очевидно и младенцу,
И что сказал его творец:
«Земля всему есть в центре»

Прошли года, прошли костры
И были Бруно, Галилео...
Теперь понятно мы умны
Порой беспечно глядя в небо.

А был ещё Сади Карно
Француз, учёный и юнец
Создал теорию того,
Что всей Вселенной есть конец.

Термодинамику создал,
Два основных её закона.
Он энтропию понимал
А это ведь всему основа.

Одна лишь книга. Мир другой
Без этих книг не представляем.
Мне кажется не тот герой,
Кого количеством лишь знаем.

;
АРХИМЕД     287-212  гг до нэ

„Молчи, пока ты не в состоянии сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания.“
              —  Архимед

Нужна нам всем опора в жизни
Ну как когда-то Архимеду,
Друзья, семья и круг тех близких
С кем молча мы ведем беседу.

Кто понимает с полуслова,
Кто помощь сам предложит сразу,
Кто в нашей жизни та основа
Что разделяет душу, разум.

И нам опорой для кого-то
Хотелось быть, нам очень нужно,
Чтоб обращались к нам без счета,
Те, кто нам близок, кому трудно.

Нужна нам вера в наши силы,
Нам нужно верить в мироздание,
И в то, что точно есть смысл жизни,
И наша цель в ее сознании.

Нужна нам вера, что не зря
Мы топчем землю, видим небо,
Опора эта вера для -
Что  смысл есть -
в "быть", в ответ на "не быть".



ПРЕЦЕССИЯ ГИППАРХА  190-120 гг до н.э.

Величайшей заслугой Гиппарха перед астрономической наукой явилось составление звездного каталога — первого звездного каталога, дошедшего до нас. Этот каталог приводится Птолемеем в «Альмагесте». В нем 1022 звезды.


Планета наша, как волчок,
Вращается с большим уклоном
И ось, немного на бочок,
Проходит круг «Платона годом».  (1)

Усилия Солнца и Луны
На ось влияют изменение
“Прецессия” - зовем так мы
Такое космоса явление.     (2)

Усилия Солнца и Луны
На ось влияют изменение
“Прецессия” - зовем так мы
Такое космоса явление.     (2)

Земная ось цикл завершит
Почти за три тысячелетия,
Гиппарх увидел в этом смысл
И объяснил другим, как детям. (3)

Ввёл широту и долготу,
Оценку звёзд дал по их свету,
Но всё ж понять я не могу,
Расчёт прецессии умным греком. 

Он расстояния до Луны
И Солнца дал и очень точно...
Но вот прецессия ... Увы
Её нельзя увидеть очно. 

А это значит зодиак
Пойдёт иначе через годы
И гороскоп уже не так
Предскажет мне и вам дорогу.

И что Полярная Звезда
Потом нам Север не укажет.
И Южный Крест на Юг тогда
Конечно тоже не покажет.   (4)

Стояли звёзды, как сейчас
Во времена Гомера, Трои...
Светили звёзды, как у нас
Богам античным и героям.

Вершит планета свой полёт,
Шар голубой летит по кругу…
“Где эта улица…”, кто-то поёт…
Как далеки и как близки друг к другу?


(1) Платонический год представляет собой период времени, который необходим для одного полного прецессионного оборота.  Иногда называется "большим годом" (great year).

(2) Планета Земля не является идеальной сферой, она сплюснута у полюсов и выпукла у экватора. В результате неравномерного гравитационного влияния Луны и Солнца, земная ось колеблется (прецессия). Период прецессионного колебания составляет приблизительно 25800 лет.

(3) Гиппарх Никейский - величайший древнегреческий астроном. Родился около 190 г. до н.э. в Никее (ныне город Изник, Турция), жил и работал на Родосе, проводил наблюдения в период 162-127 гг. до н.э. умер приблизительно в 120 г. до н.э.

В своих трудах Гиппарх разработал :
        проблемы календаря,
        первым исследовал прецессию,
        составление звездного каталога,
        изучение движений планет,
        определил дистанции до Солнца и Луны.

(4)  Из-за этого земная ось «указывает на различные звезды». Если сейчас земная ось указывает на Полярную звезду, то 5000 лет назад она указывала на звезду Альфа Дракона, а 8000 лет спустя будет указывать на Вегу.

Прецессионное движение ответственно за изменение местоположения Равноденствий и Солнцестояний. Древние астрономы открыли прецессионное движение по смещению созвездий и вычислили, что длина Цикла равна от 25600 до 26000 лет. Это означает, что Солнце, которое отмечает Весеннее Равноденствие, появляясь в созвездии Рыб, через 500 лет будет восходить в созвездии Водолея. Пойдя через все 12 зодиакальных созвездий, примерно через 25800 лет Солнце снова будет восходить в созвездии Рыб


;
ПТОЛЕМЕЙ  2 век нэ

„Когда я изучаю скученные перекатывающиеся круги звезд, я не чувствую земли под ногами.“
       —  Клавдий Птолемей

В Египте римском жил мудрец,
При жизни был неузнаваем...
Лишь после смерти “Альмагест"
Стал классикой и почитаем!      

Хотя оставил видный след
Во многих точных он науках
На девятнадцать сотен лет -
От современников ни слуха.

Его труды в себе несут
Всю мудрость древних в астрономии.
Его везде переведут,
(В России лишь недавно вспомнили)

Трудом великим Альмагест
У греков был и у арабов.
В Европе он оставил след,
Снискав заслуженную славу.

Он говорил, что небосвод
Одна вращающаяся сфера,
Земля есть шаром в центре том
Недвижимым небесным телом.

Он рассчитал и доказал
Свою теорию пространно -
Пусть был неправ, но помогал
Понять планет полёт всех странный.

И точность у него была
Коперника повыше тоже,
Но очень уж была сложна,
Как физика сейчас похоже...


(1) Клавдий Птолемей — поздне-эллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно — в период 127—151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.
Автор классической античной монографии («Альмагест»), которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях знания — в оптике, географии, математике а также в астрологии.

(2) Первый русский перевод Альмагеста вышел в 1998 г.:    Птолемей Клавдий. Альмагест: Математическое сочинение в 13 книгах. Пер. И. Н. Веселовского. М.: Наука, 1998.

(3) Альмагест - «Великое построение», так же «Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах») — классический труд Клавдия Птолемея, появившийся около 140 года и включающий полный комплекс астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. «Альмагест» на протяжении 13 столетий оставался основой астрономических исследований.


;
АПЕЛЛЕС    370-306 гг до нэ

"Александр непобедим, Апеллес не превзойдён"
         - Александр Македонский

О несравненная Кампаспа!  (1)
Перед твоею красотой
Не устояла сила власти
Ни мудрость, творчества покой!

Была гетерой ты Лариссы, (2)
Где Александр тебя узрел.
Хоть женщин не любил он близость.
Но от тебя воспламенел.  (3)

Он не хотел тебя оставить.
Великий воин - как был слаб…
Его учитель и наставник
Сам Аристотель был неправ -

Он осуждал то увлечение
Студент с ней пропускал урок...
Гетера то услышав мнение,
Решила: “Дайте только срок!”

Она пустила свои чары
Ну, и мудрец не устоял…
Пускай он для неё уж старый!
Ведь бес в ребро его поддал.

Он в детсво впал, как разлечение
Себя позволил оседлать!
Да, от любви мозги немеют…
Что можно здесь ещё сказать?  (4)

Ещё был Апеллес великий -  (5)
Художник, Александра друг.
Портрет гетеры именитой
Нагой ему заказан вдруг.

Художнику не вновь модели,
От обнажённых не краснел,
Но от Компаспы - ясно дело
Влюбился враз и осовел.

А Александр - великий воин
И величайший из владык
Сказал, что “С чувствами не спорят,
В подарок ты её прийми!” (6)

Одна гетера покорила
Трёх величайших всех времён!
Кампаспа - помните то имя…
Любви поход не завершён!

;
(1) Кампаспа — любовница царя Александра Македонского (правил 336-323 до н. э.) из фессалийского города Лариссы, ставшая источником вдохновения для художника Апеллеса (~ 370—306 гг. до н. э.).

(2) Ларисса - город в Фессалии (Центральная Греция)

(3) В возрасте 19 лет в 335 г. Александр направляется на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию Александр останавливается в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором очевидно Александр и познакомился с Кампаспой.

(4) Аристотель, пытаясь положить конец увлечению Александра, предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, ловко разожгла страсть философа, а затем потребовала, чтобы он, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нем верхом. Она приказала мыслителю встать перед ней на четвереньки и ползать, а он, готовый на все в своем безволии, позволил превратить себя в шута; повинуясь ей, он смиренно ползал по земле, выступая в роли животного для верховой езды у своей повелительницы.

(5)  Апеллес, друг Александра Великого,
был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода

(6) Во время написания портрета Апеллес влюбился в фессалийскую красавицу. Видя это Александр, охладевший уже к этому времени к своей возлюбленной, подарил её художнику со словами:
"Александр не победим, Апеллес не превзойдён"



АВЕРРОЕС   1126-1198 гг н.э.

„Невозможно понять время без движения.“
              —  Ибн Рушд


На видном месте в Ватикане
На Рафаэля полотне
Кордобы гений почитаем
Знаком как “Комментатор” мне.

Аверроес звался в Европе,
В Коробе звался Ибн Рушда.
Был Аристотеля поклонник
И переводчик, хоть куда.

Как “комментатор” комментарии
Оставил нам, подарком всем!
Они ходили по Италии
В Европе Средний Век совсем…

Он Аристотеля идеи
И объяснял и защищал.
Ему спасибо, что имели
Мы Возрождения Ренессанс.

А то, что верил в Магомета,
Для Рафаэля не беда.
Лишь Аристотеля заветы
Важны ему были тогда.

Философ высшего разряда,
Ценил всё то, что сделал грек.
И Рафаэль его по праву
Запечатлел тогда навек.


Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс


МЕЦЕНАТ ФЕДЕРИКО II ГОНЗАГА

Лошади и поэты должны быть сыты, но не закормлены.
         - Карл IX, французский король

Стремление к славе - так ли вредно?
Когда Лоренцо украшал
Флоренции любимой церкви -
Для славы меценатом стал?

Ведь всё для славы -
Прославления Медичи рода навсегда...
И мы сегодня тому рады,
Такая слава не беда. 

Так повелось, для меценатов
От гениев ответ ценней -
Вот Федерико де Гонзага
На Рафаэля полотне.   (1)

Стоят для славы пирамиды,
Портрет Джоконды и мадонн,
Весь Ренессанс из славы выткан,
Для славы царственных имён.

Им посвящались все трактаты,
Труды учёных мудрецов,
Ведь им платили меценаты -
Те спонсоры глухих веков.

Для славы делались открытия
Других земель, материков.
Тщеславие часто не прикрытый
Музеев всех сейчас остов.

Стремление к славе часто лучше
Стремления богатым стать.
Желание что-нибудь улучшить,
А может имя отмывать.

Без них не стал бы Леонардо
Ни Боттичелли, Галилей...
А все трудились бы на пашне
Эмоций без и без идей. 

Чтобы оставить след потомкам,
Свой, уникальный, личный след,
Чтоб нарицательным и только
Их имя ставили в пример.

Для славы в будущее смотришь
И что-то строишь на века...
В богатстве ты лишь ценишь роскошь
И всё сейчас и для себя. 

(1) Федерико II Гонзага (итал. Federico II di Mantova; 17 мая 1500 — 28 августа 1540) — маркграф и первый герцог Мантуи.   Понимал и ценил искусство. Именно для него Корреджо написал великую серию мифологических полотен, Джулио Романо выстроил неподражаемый палаццо дель Те, а Рафаэль запечатлел Федерико в «Афинской школе».

Ред.


Рецензии
Класс! Прекрасный репортаж о временах и нравах)
С сердечным поклоном!

Нонна Пряничек   13.07.2020 23:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Нонна!
Рад встрече.

С уважением

Оскар Хуторянский   14.07.2020 14:10   Заявить о нарушении