Письмо в редакцию, или школа обыкновенного безумия

                ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ,
                или
                ШКОЛА ОБЫКНОВЕННОГО БЕЗУМИЯ
                Пьеса или киноновелла в жанре «жизнь прошла»
             с приложением оригинального письма предполагаемой героини
                * * *
                De profundus clamo ad te donine
                - Из глубины взываю к тебе, о Господи

Пожилая женщина решила написать письмо в редакцию одной популярной телепередачи. Она – что называется «типичный житель» нового Петербурга – бывшая лимитчица, строитель.
        Героиня фильма живёт в фантастическом мире своих представлений о том, «как всё есть на свете» и как всё должно быть в жизни. Последовательное изложение этих представлений – и есть суть фильма. Сюжет прост: женщина пишет письмо, она без обиняков высказывает свои мысли по самым различным вопросам бытия. В письме нет неприятной на слух фальши, лишней рисовки, истеричности.
        Зато есть «образ самой героини»: именно такой она видит себя, собственную жизнь. В этом нет ничего ни удивительного, ни особенно хорошего или по-настоящему трагического. Кроме, пожалуй, одного: эстетической слепоты. Это человек, которого не смогла заинтересовать красота и загадочность города, в котором она прожила более 30 лет. Её не волнует ни его история, которую она так и не узнала, ни его современность. Она живёт в мечтах, но мечтах чудовищно банальных, плоских и материально грубых – что становится ещё заметнее в декорациях Питера. Пусть её зовут светлым именем. Например, Светлана.
        Светлана всю жизнь проработала на стройке, а свою жизнь «построить» так и не смогла. Она всегда – ежеминутно, ежегодно – непрерывно «крутилась». Тяжёлая судьба: сперва детдом, потом механическая работа, тяжесть и однообразие которой для самой Светланы – непостижимо. Потом – рождение детей (она откровенно пишет о том, что третьего ребёнка родила ради квартиры), то бесконечные очереди к стоматологу… и конца этой круговерти нет, и края.
И вот – жизнь почти что прожита. А счастье так и не пришло…
        Светлана – пенсионерка с маленьким размахом реально ощутимой жизни, с детской «беспризорностью» души. Её мир – мир многих и многих так называемых «обывателей». В провинции она давно уже не своя и не смогла бы освоиться, даже если бы судьба занесла её туда вновь. В большом городе – всем и всему чужая, она «переживает» эту чужую жизнь болезненно и бесполезно, во многом проживая её инстинктивно, и то ли пугаясь, то ли «жмясь к ней» бескрылой загнанной душой. Но и отказаться от этой такой манящей жизни никак не может.
В общем-то, фильм как раз  о «своеобразии однообразного» мировоззрения бесприютного человека – человека необычайно инфантильного, с неразвитой волей и интеллектуально ограниченного, но именно поэтому по-детски зависимого от внешних обстоятельств.
        Большую роль играет и то, что Светлана – детдомовская. Она не получила «нормального» багажа житейских навыков – в самом широком смысле, от умения «вести свой дом», до элементарного образования, умения «вести себя». Нет у неё и необходимого запаса «любви детства», который даёт силы уже взрослому человеку жить, развиваться, быть важным, творческим звеном в цепи поколений.
Светлана, как и многие, прожила большую и даже насыщенную событиями жизнь… Но она не заметила этой жизни! Она так и осталась где-то там – в детстве. Поэтому собственная её жизнь воспринимается ею как калейдоскоп сериала – длинный, бессвязный и полный таинственных и необъяснимых событий. Иногда возникает ощущение, что большинство серий она пропустила.
Светлана – это образ разрушения разумной связи поколений. Она как духовно  выпавшее из жизни звено всё-таки остаётся реально действующим «механизмом»! Она – работает, голосует, реализует биологические функции.
У неё есть дети – что-то будет с ними?
                * * *
1. Для более или менее полного представления о нашей героине, Светлане, предполагается воспользоваться приёмом «сквозного действия». Таким действием станет бесконечное «сочинение» Светланой письма в редакцию одной известной передачи. Светлана сидит за столом, смотрит любимую телепередачу и бубнит себе под нос то, что пишет сейчас. Весь видеоряд сопровождает этот голос.
2. Конфликт развивается в нескольких плоскостях. Во-первых, «реальная реальность» ничуть не похожа на ту, как её представляет себе Светлана. То, как она облекает её в слова письма – выражает ту же проблему на уровне её сознания. Во-вторых, существует более глубокий, личностный, «внутренний», и в то же время более «общераспространенный» конфликт. Это – активная человеческая жажда счастья. Это стремление героини не ждать и надеяться, а бороться за счастье при полном не проникновении не только в какую бы то ни было – даже самую маленькую – тайну мировой гармонии. Но и себя самоё. Активность битвы на фоне полнейшего непонимания за что и с кем сейчас боремся, и в чём же это счастье должно быть выражено конкретно именно для неё, для Светланы.
3. Величавый Город на Неве – не механический фон, безличное «место действия», а соучастник жизни героини.
4. Камера субъективна, жестка, ракурсна. В сценах, где Светлана общается с кем бы то ни было, внимание камеры сосредоточим не сколько на ней, но и на ответной или предвосхищённой реакции «оппонента». Ведь в её жизни – любой человек – оппонент. Этот приём даст нам необходимый «психологический фон», воздух, портрет коллективного окружения героини. В моноспектакле - роль фона играют видеокадры, проецируемые на фон за спиной героини, которая выделяется ярким верхним светом - она сидит на авансцене за кухонным столом, уставленным грязной посудой и фотографиями тех, а ком Светлана рассказывает зрителям. Над столом висит абажур, возможно, немного попорченный временем. на тумбочке напротив Светланы - спутник её жизни - телевизор.
5. Что касается цветового решения фильма или спектакля, то это максимально приглушённый, почти приближенный к ч/б, вариант. Яркими и кричащими можно оставить только вставки рекламных роликов и кадры из блокбастеров (проекцию видео на экране).
6. Звуковой ряд должен быть полностью реалистичным – предполагается, что в фильме не будет использовано никакого дополнительного музыкального оформления, кроме отрывков "музыкальных композиций" - из трансляций по телевизору. Звуки города и «бытовое звучание жизни», должны стать тем «музыкальным» сопровождением, той «музыкой жизни», без которой не проходит ни один день жизни нашей героини.

                РЕАЛЬНОЕ ПИСМО В РЕДАКЦИЮ – ОСНОВА ФИЛЬМА
        Подлинное письмо Светланы в редакцию одной телепередачи,
                с сохранением авторской орфографии.

Здравствуйте уважаемая передача «Час суда».
У меня 3-жизненных и для меня очень важных вопроса. Но сначала, чтоб было понятно коротко о сибе: Я родилась 13 марта  1949 г. Поэтому уже год как пенсионерка – родилась на дальнем Востоке с-Барановск. – там и сейчас брат.
Мама с Папой розошлись когда мне самой старшей было 6 лет, а братьям, 4, 3 год. Отец забрал сыновей ушол к другой (слава богу – бесплодной) взял её фамилию и уехали в другую деревню – Дмитриевку. А Мама со мной уехала на Украину к бабушке, но заболела туберкулёзом и меня в детдом – а её в Харьков в больницу.
Итак я с 1го класса в Селидовском дет-доме а Мама весной умерла – в седьм-восьмом в интернате – детдом – расформировали. Потом училище строительно и с 16 лет работаю.
В 1973 году приехала в – Ленинград. 26 лет здесь родила дочь потом сына (дали комнату – когда 7 месяцев беременная) и через 10 лет родила ещё сына – чтоб получить – квартиру и вылести наконецто из комуналки – а теперь у меня опять комуналка и все деруться за комнаты – 3 комнаты – А дочь родила в 20 л. мать одиночка – средний сын – женился – а ко мне прописал ребёнка – хотя у невестки 2 квартиры ещё бабушка жива 1 к/к. Да и сыну пора свой уголок в 30 ле преобритать – ни пьянствовать а работать и покупать квартиру. (Суду ведь дают). Я нистала с пьяницеи жить поднимала  дитей одна на одну зарплату. – мебель в кредит. Как мать одиноска на одного 5 р – на 2их 7,50 р пмонула – вообще ни стала позорится за такие копейки стоять целый день в очереди с пенмионерами. Будь проклято государство в котором люди бедствують. Я проработала на стройке всю жизнь и получаю 1.4000 р – пенсии. – А за комнату должна платить 700 р – одна я – за свет. электрическая плита.
Раздета, раззута – кровати – диваны поломаны – за 30 лет. В квартире – бачёк сломан – трубы текут (в жил-конт. – сказали пока совсем не прорвёт – тогда вызывай авар.) печка сгорела – неминяют – покупай сама.
Да ещё и зубы повыпадали – передние поломались попалам – вполеклинике надо за талончиком стоять с 5 часов утра и довечера тогда может и достанется талон а у меня 5 верхних поломаных и 5 нижних передних надо вырывать шатаются уже 20 лет а протез 3 тысячи или 10 лет в очереди.
Вот теперь Вы поймёте почему я обращаюсь в ваш суд – потому что мошенники находятся именно там.
Высылаю доказательства – скоко меня дурят старую дуру. Мне 50 лет – я всё ещё верю людям – когда мне было 20 лет. Я написала в адресный стол. И нашла своих – отца и 2 брата, в Москву. И поехала туда к отцу Приморский край – но отец сказал что он мне отчим. а одного младшего брата уже как год не было в живых. Мачеха постаралась выжить меня и я вернулась опять на Украину.
И вот когда брату было 40 лет он потерял свидетельство о рождении. Востонавливал – а ему сказали что таких тут не рождалось – и назвалм мою фамилию Ковтуновские.
Вот я токо на старости, узнала что отец соврал и отказался от родной дочери – сволочь.
Поэтому когда увидела в каждом журнале  о «Марии Дюваль» - бесплатно удачу – конечно клюнула – и сразу пришли – чтоб заплатила – и почемуто с Перми.
И второе высылаю что я выиграла 35 тысяч – я никого не просила меня дразнить. А коль прислали то отдай выигрыш. Я послала нижнюю часть с кодом – и ни привета. Вымогательство с меня.
И с книжного я уже в морковку не верю жду ответа – чем вы мне в этом можете помочь. И как мне бороться с сыном пьяницей милиция симейное не разбирает с он нам никому жизни недаёт. Что мне старухе делать. побил мебель, обрыгал мне шубу – дочьке одияла. – Разбирают токо – тогда когда убьёт.
Ну и третье реклама на телевиденьи. Я всегда любила телевизор и ортистов – 5 альбомов 6и украла гостя с Украины, журналы мод. – а я беременная помогала чемодан нести со своими шмотками.
Советские экраны – жур. Мод – экран детям всё у меня храниться с молоду. Исторические книги женские романы – энциклопедии. А теперь Младший сын купил видик – записую хорошие фильмы. – только их очень мало (а вот мордобоев – слизняков, вампиров) хоть отбавляй. Записую природу, города, (темболее что сейчас землетрясения, новоднения) и скоро ничего не останется с погромами и войнами..
Так вот смотрим инд. фильм. – драма – плачу и вдруг – реклама – чисть зубы – которых нету у половина населения, вытри попу, и так далее.
Вот – я токо год-на пенсии а уже ненавижу телевизор. Это какими же надо быть продажными и шпионами у американцев чтоб так трепать нервы людям – как нас ненавидеть. А теперь концерты на сцене ходить в лифчиках и с голыми задницами. – женщины и в драных брюках мужчины. И свет с сзади – артистов вообще не видно, 1. Второе – танцевальных помошников нам не показуют. 3 - где Руские песни – пляски – голоса – где вообще руские.
Теперь раз показуешь по телевизору бальные танцы – вопервых – показуй всех чтоб мы тоже видели разницу между парами, с второе чтобы мы тоже слышали музыки, а не одну балтавню – или не показуй вообще. И в третьих я бы тоже хотела поучаствовать в дуэли. Смотрела «Окна» передачу скоко чёкнутых токо в одной Москве.  И скоко обиженных по всей стране. И теперь понимаете как мне было жить всю жизнь тяжело одинокой женщине с 3 детьми… И чего стоят мои Нервы.
С уважением у вам Светлана с дитворой.
И ещё о рекламе – я пила чай для похудан. и мазала живот и ноги вверху с попой – так вот там где мазала – наоборот наросло – лучше бы я намазала токо груди – они у меня всегда были маленькие. а с желудком попала в больницу. И показуют всё время молодых – Вот пусть эта реклама на мне покажет что действительно с оплывшего дряблого тела и обвислого живота – Могут сделать твёрдое помолодевшее тело вот – тогда я поверю в эту рекламу.
Ябы с удовольствием пошла подработала на несколько часов на пенсии.
Но уборщицы работают целыми днями. я поработала в магазине на 1 тысячу – 500 р налог и в результате не 3 тысячи а 1.500 р. зароботок. – абъегоровка. Да ещё и премии а не заработок – и потом обмануют как хотят. а в школе – платят за раз уборки а убираешь дважды.  И зарплата работаешь н 2 ставки а плотят одну и премии – и получается – полторы. а поработала по совместительству – работаешь полностью платят половино.
Наживаются на нас на работягах. Вон у меня у Сына на работе с 11 т. р. на 7 т. р. перешли – нихотят платить.
И вообще сейчас опять стали хозяева а не государство – всё продали землю заводы, фабрики. Руские самая продажная нация – мафия визде. Квартиры покупают токо чёрные.
И что самое главное в думе хотя бы хоть один нашёлся честный человек встал бы и сказал Я отказуюсь от дормовои машины, дачи – и квартиры – ато у меня квартира – даже по комнате нету каждому а давали дочери уже было 14 лет а сыну среднему 12 лет. Туалет об стенки бьёшься кухня вообще не развернутся и мебель некуда поставить.
И вот ещё мне 55 л. и то я пока дошла до кухни забыла за чем пришла. А ведь в думе старики постарше почему не уступают места молодым умным – может хоть тогда мы будем жить лучше. И меньше будет воров.
Ато под окнами молодеж поначам шумит под окнами и я ходила в милицию просила помощи и знаете что мне ответила наша блогородная милиция – у них шафера нету подъехать – а дом в 2 шагах. У нас дом строителей – пьянчуг – пьют прям у парадной – и никому дела нету.
Никакой борьбы с пьяницами. Вообще никому нидочего дела нету. Нигде защиты нету – пинсианеров грабят.
А вот льготы. – ни разу не слышала чтобы кто нибудь сказал за порки в Санкт-петербурге. Раньше я пенсионерка с внуком бесплатно заходила в парк гулять в Пушкине в Павловске был билет с купчилю дешевле чем в митро в город – а теперь 70 р. билет токо в Пушкин. в парк. строят новоселки а погулять негде. Машины – лезут уже прям на парадную и никому дела нет – некому пожаловаться.


Рецензии