соображения о верлибре

— Дайте дефиницию верлибру!
— Возможна ли рифма в верлибре?
— В чем отличие короткой прозы от верлибра?

Верлибр это безыскусная форма вербального самовыражения на основе интуитивной субкультурной компетенции, базовый элемент соответствующей субкультурной идентификации. Типа олдскульных панковских причёсок, нарядов и лозунгов, типа "я всегда буду против!" и "панки хой!".

По определению, верлибр - свободен от искусственных ограничений, безыскусен. Отказ от рифмы - одно из таких ограничений. С какого перепугу автор свободного стиха станет избегать рифмы? Ну разве что он очкует прослыть тривиальным стихоплётом. Ограничения на рифму, метр, ритм - искусственны, следовательно, не могут быть приняты в субкультуре свободных версификаторов.

Отличие верлибра от прозы, по сути, всего одно. В случае последней, личная авторская позиция в пространстве текста традиционно оказывается где-то на заднем плане, в эпизодах. Даже если прозаик пишет автобиографический роман, где герой - полный тёзка автора, хозяйская точка сборки/обзора расположена высоко над полем художественного взаимодействия персонажей. Приближаться к бровке прозаику нет никакого резона. Выбежать на поле с голой задницей и воплем типа "Крым - Украина!!!" прозаик, конечно, может себе позволить, но лишь в качестве лирического отступления от правил прозы. Поэт, напротив, центральная фигура соответствующей жанровой композиции, он, его мотивы, чувства, состояния оценки всегда в фокусе фанатского внимания. Он тот самый главный полевой *судья-пидарас*, которому трибуны с традиционной настойчивостью, часто без всяких оснований, рекомендуют засунуть свисток в дупу, средняя из трёх звёздочек в стишке без названия. Так вот, целесообразный верлибр, по сути, шоу одного поэта в собственном прозаическом соку. Именно место автора в пространстве художественной вербализации роднит верлибр с поэзией. Продолжая спортивную аллегорию, замечу, если хороший рассказ или роман - это адекватная радиотрансляция футбольного матча, то верлибр, в лучшем случае, момент, когда взмокший арбитр подбрасывает монету, определяя, какая команда первой будет бить послематчевый пеналь. В худшем - это грёзы болельщика глухой ночью пробравшегося на футбольное поле, чтобы, по праву свободного художника, насрать в центре тварь дрожащую.

Вот как-то так :)


Рецензии